Конспект занятия по развитию речи Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кульсаитова Залия Равиловна

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложение состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;, упражнять в передачи повествовательной интонации предложения;, учить определять количество слов в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_predlozhenii._ponyatie_o_slove.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове.

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложение состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;, упражнять в передачи повествовательной интонации предложения;, учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: Цветные карандаши, тетради в крупную клетку, на каждого ребёнка картинка «Девочка купает куклу»,  ручки. (Альбом №1)

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

-Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы - в детский сад. Сейчас  я буду говорить о школе, а вы назовите похожих людей, предметы, явления в детском саду.

Учитель-………(воспитатель)

Директор-…….(заведующая)

Класс-…………….(группа)

Парты-……………(столы)

Урок-………………(занятие)

  1. Знакомство с понятием «предложение».

Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет  там побывать.

Раз! Два! Три!

Летающая тарелка,

На страницу 5 лети.

(педагог смотрит пособие на стр.5)

А) Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос

-Что изображено на картинках?»

- Девочка  завтракает.

- Дети строят башню из кубиков.

Педагог делает вывод:

-Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

-У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают воспитателя. Я сказала ещё одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я ещё сказала?

Б) –Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:

-Катя поливает цветы из….  Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.

(аналогично проводится работа по второй картинке:  Наташа даёт рыбкам корм. Педагог делает вывод: Предложения должны быть закончены. Педагог  упражняет детей в передачи повествовательной интонации.)

В) – В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите  картинки о купании куклы (с. 6).

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.

- Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке . Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок?

Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.

  1. Физкультминутка.

(Движения с речевым сопровождением.)

а) В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

 Пошагать и покружиться,

 Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

 И друг другу улыбнуться.

б) «Встали пальчики».

Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик – прыг в кровать,

 Этот пальчик – прикорнул,

 Это пальчик уж заснул.

Встали пальчики -УРА!

В детский сад идти пора.

( Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем ( можно под счёт 1, 2, 3 касаться всех остальных-«будить». Одновременно  с восклицанием «УРА!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. )

  1. Знакомство с понятием «слово» ( с. 6).

-Юпик увидел картинку «Осень» и стал рассматривать её. Рассмотрите  её и вы. Что изображено на картине?

Дети отвечают одним словом: небо, тучи, деревья и т.д.

–Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?

Педагог делает выводы:

- Небо, деревья, листья, качаются, летят, разноцветный, нарядный -это слова.

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

 А безымянных нету.

А.Шибаев.

5.Знакомство с составом предложения.

-Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу ещё одно предложение. Посчитайте, сколько в нём слов: «Небо потемнело.»

(  Дети определяют  количество  слов  в  предложении. Называют  первое, второе слово в предложении.)

-Каждое слово в предложении будет обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.

                                                 Осень.

                                                 Небо потемнело.

- Прочитайте схему предложения.

-Составьте предложения о ветре ( о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.

6. Составление предложения  по схеме (с. 7).

-А вот ещё картинки Юпик не может понять, что это за линии над картинками. Объясните ему.

-Составьте предложение по схеме.

7. Упражнение в согласовании слов в предложении.

«Поправь Юпика».

-Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал:» Маша, кукла, укладывать.» Правильно он сказал? Скажите предложение правильно.

(Педагог делает вывод: слова в предложении должны дружить и следовать в определённом порядке).

8. Итог занятия.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

-Если я скажу слово,, вы вытяните руки вперед и скажите «Слово» . Если предложение- руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Путешествие в страну слов»

Ход занятия:Под музыку входит Фея (воспитатель).Фея:- Здравствуйте, мои милые! Я Фея из страны Слов! Те, кто попадают в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Тогда я приглашаю вас к себе в ...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему : "Вежливые слова"

В данном конспекте представлена беседа с детьми, игры, физкультминутка, загадки, игровые ситуации....

Конспект занятия по развитию речи Тема «Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

Конспект занятия по развитию речи Тема «Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Семантическое поле слова «РЫБА»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе 13. Педагог Осинникова О.И. Тема: Семантическое поле слова «РЫБА»Цель: Обогащение активного словаря по теме «Аквариум» з...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Это волшебное слово – сказка!». (Знакомство с народным творчеством).

Цель:  развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, Умение анализировать, обобщать. Воспитывать интерес к чтению, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициатив...