Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования рифмы
статья по развитию речи

Ольга Николаевна Шикина

Дети с речевыми нарушениями c помощью игровх рифмовок учатся чувствовать ритм, рифму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования рифмы.

 Дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи, сравнивая слова по звуковым моделям и находя в них сходство и различие, учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения – игровые рифмовки.

«Рифмобол»

Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло … (складно).

Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным: печка – речка, овечка, свечка, сердечко, крылечко, колечко; птичка – синичка, спичка, табличка, косичка…                                                 

  Игра «Подбери словечко»  подбирать слова из готовых картинок                                                                                           Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:                                                            Что скатали мы зимой? ...                                                                                              Что построили с тобой? ...                                                                                      На крючок в реке попал? ...                                                                                      Может всё, хоть ростом мал? ... (ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)                                  

Я ещё задачу дам — всё расставить по местам:                                                           Вот печать на простыне -                                                                                        Зеленеет на окне...                                                                                           Волейбольная висит...                                                                                       Канарейка в ней сидит… (СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА)                          

Я опять задачу дам — всё расставить по местам:                                                 Что стащил игривый кот? ...                                                                                     Детям мамочка плетёт? ...                                                                                                С гор спускается, течёт? ...                                                                                           Что за скользкий, ровный лёд? ... (КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

. Дети три раза повторяют последний слог последнего слова каждой строчки и хлопают в ладоши.

«Весёлые стихи»  Педагог  читает детям стихи. Дети три раза повторяют последний слог последнего слова каждой строчки и хлопают в ладоши.

ВЕСНА

Ручеек журчит, бежит, (ит-ит-ит).

Солнышко сюда спешит, (ит-ит-ит)

Скоро соловей споет - (ет-ет-ет)

Это к нам весна идет (ет-ет-ет).

ЛЕТО

Распахнули мы окно (но-но-но).

Лето рыжее вошло (ло-ло-ло)

Разноцветным стал лужок (ок-ок-ок)

Загорает мой дружок (ок-ок-ок)

ЗИМА

Все кругом белым-бело. (ло-ло-ло)

Много снега намело. (ло-ло-ло)

В валеночках я иду (ду-ду-ду)

По холодному по льду. (ду-ду-ду)

ОСЕНЬ                                                                                                                       Падают листочки, (ки-ки-ки)

Вянут все цветочки. (ки-ки-ки)                                                                                    Осень к нам пришла. (ла-ла-ла)                                                                                    Дождик принесла. (ла-ла-ла)                                                                                       

Игра «Весёлый клоун»  Предложите малышу нарисовать весёлого клоуна. Вы будете с помощью двустиший подсказывать ему, что рисовать. Ребёнку нужно закончить двустишие в рифму и нарисовать отгаданную часть лица.

Клоуна рисуем мы,

Начинаем с ______(головы).

Радость клоун нам принёс,

У него копна ______(волос).

Чтобы музыку мог слушать,

Клоуну рисуем______(уши).

Чтобы мог увидеть нас,

Нарисуем пару_____(глаз).

Клоун всех смешит до слёз,

У него большущий ______(нос).

Клоун веселит народ,

До ушей весёлый _____(рот).

Игра «Исчезающий дом»   Нарисуйте мелом на доске дом с дверями, двумя окнами и трубой, забор, два цветка, траву и дерево, а в  небе - солнце. Объясните ребёнку, что вы прочтёте двустишие, а ему нужно будет закончить строчку в рифму и стереть соответствующий элемент рисунка. Начните с солнышка:

Выпит день до донышка,вытирай - ка ___________ ( солнышко).( Малыш стирает солнце).

Пой с улыбкой на лице, вытирай - ка ___________( деревце). (Ребёнок стирает дерево.)

Улыбайся мне теперь, вытирай - ка _________( дверь.)

Щёлкни раз себя по лбу, вытирай________(трубу.)

Стало на дворе темно, вытирай_________(окно.)

Молодец сегодня ты, вытирай_______( цветы.)

Ночь настала за окном, вытирай - ка______(дом.)

Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

Народные песенки, потешки, пестушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи дете...

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с использованием ИКТ технологий»

Семинар - практикум проходил на базе детского сада "Сказка" п. Правохеттинский, педагог погрузил родителей в страну сказок, рассказал о пользе сказкотерапии., рассказал о методах и приемах к...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языко...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы

В статье друдлы рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающег...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования»

Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:-р...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЛОНХО В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СЕЛЬСКОМ ДОУ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЛОНХО В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СЕЛЬСКОМ ДОУ...