Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования рифмы
статья по развитию речи

Ольга Николаевна Шикина

Дети с речевыми нарушениями c помощью игровх рифмовок учатся чувствовать ритм, рифму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования рифмы.

 Дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи, сравнивая слова по звуковым моделям и находя в них сходство и различие, учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения – игровые рифмовки.

«Рифмобол»

Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло … (складно).

Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным: печка – речка, овечка, свечка, сердечко, крылечко, колечко; птичка – синичка, спичка, табличка, косичка…                                                 

  Игра «Подбери словечко»  подбирать слова из готовых картинок                                                                                           Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:                                                            Что скатали мы зимой? ...                                                                                              Что построили с тобой? ...                                                                                      На крючок в реке попал? ...                                                                                      Может всё, хоть ростом мал? ... (ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)                                  

Я ещё задачу дам — всё расставить по местам:                                                           Вот печать на простыне -                                                                                        Зеленеет на окне...                                                                                           Волейбольная висит...                                                                                       Канарейка в ней сидит… (СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА)                          

Я опять задачу дам — всё расставить по местам:                                                 Что стащил игривый кот? ...                                                                                     Детям мамочка плетёт? ...                                                                                                С гор спускается, течёт? ...                                                                                           Что за скользкий, ровный лёд? ... (КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

. Дети три раза повторяют последний слог последнего слова каждой строчки и хлопают в ладоши.

«Весёлые стихи»  Педагог  читает детям стихи. Дети три раза повторяют последний слог последнего слова каждой строчки и хлопают в ладоши.

ВЕСНА

Ручеек журчит, бежит, (ит-ит-ит).

Солнышко сюда спешит, (ит-ит-ит)

Скоро соловей споет - (ет-ет-ет)

Это к нам весна идет (ет-ет-ет).

ЛЕТО

Распахнули мы окно (но-но-но).

Лето рыжее вошло (ло-ло-ло)

Разноцветным стал лужок (ок-ок-ок)

Загорает мой дружок (ок-ок-ок)

ЗИМА

Все кругом белым-бело. (ло-ло-ло)

Много снега намело. (ло-ло-ло)

В валеночках я иду (ду-ду-ду)

По холодному по льду. (ду-ду-ду)

ОСЕНЬ                                                                                                                       Падают листочки, (ки-ки-ки)

Вянут все цветочки. (ки-ки-ки)                                                                                    Осень к нам пришла. (ла-ла-ла)                                                                                    Дождик принесла. (ла-ла-ла)                                                                                       

Игра «Весёлый клоун»  Предложите малышу нарисовать весёлого клоуна. Вы будете с помощью двустиший подсказывать ему, что рисовать. Ребёнку нужно закончить двустишие в рифму и нарисовать отгаданную часть лица.

Клоуна рисуем мы,

Начинаем с ______(головы).

Радость клоун нам принёс,

У него копна ______(волос).

Чтобы музыку мог слушать,

Клоуну рисуем______(уши).

Чтобы мог увидеть нас,

Нарисуем пару_____(глаз).

Клоун всех смешит до слёз,

У него большущий ______(нос).

Клоун веселит народ,

До ушей весёлый _____(рот).

Игра «Исчезающий дом»   Нарисуйте мелом на доске дом с дверями, двумя окнами и трубой, забор, два цветка, траву и дерево, а в  небе - солнце. Объясните ребёнку, что вы прочтёте двустишие, а ему нужно будет закончить строчку в рифму и стереть соответствующий элемент рисунка. Начните с солнышка:

Выпит день до донышка,вытирай - ка ___________ ( солнышко).( Малыш стирает солнце).

Пой с улыбкой на лице, вытирай - ка ___________( деревце). (Ребёнок стирает дерево.)

Улыбайся мне теперь, вытирай - ка _________( дверь.)

Щёлкни раз себя по лбу, вытирай________(трубу.)

Стало на дворе темно, вытирай_________(окно.)

Молодец сегодня ты, вытирай_______( цветы.)

Ночь настала за окном, вытирай - ка______(дом.)

Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

Народные песенки, потешки, пестушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи дете...

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с использованием ИКТ технологий»

Семинар - практикум проходил на базе детского сада "Сказка" п. Правохеттинский, педагог погрузил родителей в страну сказок, рассказал о пользе сказкотерапии., рассказал о методах и приемах к...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языко...

"Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования карт В. Я. Проппа"

Данный материал можно использовать как представление опыта коллегам на педагогических советах, на мастер-классах, также при работе с родителям....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы

В статье друдлы рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающег...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования»

Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:-р...