Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Составление рассказа по картине В.М. Васнецова "Богатыри"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Трегубова Юлия Ивановна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Тема

«Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Программные задачи

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области развитие речи.

Образовательные:

- учить отвечать на вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждать о характере героев и настроении картины, использовать в речи синонимы и сравнения;

- закрепить умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о богатырях без вопросов взрослых, продумывать концовку, отмечать различие и сходство между богатырями, подбирать точные слова для характеристики их облика.

Развивающие:

- развивать речевую активность детей в процессе освоения средств языковой выразительности.

Воспитательные:

- воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Материал

картина В.Васнецова «Богатыри», карточки-схемы для рассказывания, листы с изображением видов оружия, фломастеры, презентация

Словарная работа

Активизация: богатыри, меч, отважные, бесстрашные, героические, доблестные, шлем.

Обогощение: палица, колчан, доспехи, кольчуга, былина

Предварительная работа

чтение былин «О славном богатыре Илье Муромце», рассматривание картин В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке».

Методы и приемы

художественное слово, анализ

Этапы деятельности

Ход НОД

Вводный этап

- Дети, вы знаете, кто сочиняет сказки? (сказочники, писатели)

- А кто сочиняет музыку? (композиторы)

- Кто пишет картины? (художники)

- А я бы хотела обратить ваше внимание на картину Васнецова «Богатыри». Итак, как вы поняли, на нашем занятии мы будем говорить о богатырях.

Основной этап

А кто такие богатыри, какие они по характеру мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Скажи по-другому». Становитесь в круг. (По очереди бросаю мяч, предлагаю подобрать близкие по смыслу слова).

 Как сказать по другому, кто такой богатырь? (силач, воин, борец)

-Богатырь смелый, а ещё какой? (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, героический)

- Я назову богатыря смельчаком, а как вы его назовете? (героем, храбрецом, орлом, рыцарем)

- Герои сильные, а какими они могут быть ещё? (могучими, богатырскими)

- Сколько слов много вы назвали. Я хочу вам предложить ещё игру «Добавь словечко». Когда сравнивают что-то, то говорят: черный как…, смелый как.., могучий как .., сильный как..

- Молодцы! Все эти слова подобранные вами, можно найти в сюжете картины, которую мы будем рассматривать и рассказывать о ней.

Демонстрируется картина. Дети рассматривают её в течении нескольких минут и слушают «Рассвет на Мосва-реке» - вступление к опере М.Мусорского «Хованщина».

Чтение отрывка из былины: Тут все богатыри, все святорусские, садились они на добрых коней и поехали раздольицем чистым полем…

Тут богатыри все святорусские 
Скоро ведь седлали да добрых коней, 
И садились молодцы да на добрых коней 
И поехали раздольицем чистым полем 
Ко тому ко городу ко Киеву, 
Ко тем они силам ко татарскиим.

А со той горы да со высокии
Усмотрел ли старыя казак да Илья Муромец,
А что едут ведь богатыри чистым полем,
А что едут ведь да на добрых конях.
И спустился он с горы высокии,
И подъехал он к богатырям ко святорусскиим - 
Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, 
И приехали они ко силушке татарскоей, 
Припустили коней богатырскиих, 
Стали бить-то силушку татарскую, 
Притоптали тут всю силушку великую 
И приехали к палатке полотняноей.

А сидит собака Калин-царь в палатке полотняноей. 
Говорят-то как богатыри да святорусские:
- А срубить-то буйную головушку 
А тому собаке царю Калину.

Говорил старой казак да Илья Муромец:
- А почто рубить ему да буйную головушку? 
Мы свеземте-тко его во стольный Киев-град 
Да й ко славному ко князю ко Владимиру.

Привезли его, собаку царя Калина,
А во тот во славный Киев-град
Да ко славному ко князю ко Владимиру,
Привели его в палату белокаменну
Да ко славному ко князю ко Владимиру.

Тут Владимир-князь да стольно-киевский 
Он берет собаку за белы руки 
И садил его за столики дубовые, 
Кормил его яствушкой сахарною 
Да поил-то питьицем медвяныим.

Говорил ему собака Калин-царь да таковы слова:
- Ай же ты, Владимир-князь да стольно-киевский,
Не сруби-тко мне да буйной головы!
Мы напишем промеж собой записи великие:
Буду тебе платить дани век и по веку
А тебе-то, князю, я, Владимиру!

А тут той старинке и славу поют,
А по тыих мест старинка и покончилась.

- Вы рассмотрели картину и услышали отрывок из былины «О славном богатыре Илье Муромце». А теперь потихоньку сядем на стулья.

- Скажите, а как бы вы назвали картину?

- Кто изображен на переднем плане?

- Кто назовет их по именам?

- Какой пейзаж окружает богатырей?

-  Как вы думаете, что делают богатыри в поле?

- Какой богатырь вам нравиться больше?

- Чем схожи и чем отличаются они друг от друга?

- Что понравилось вам в этой картине?

- Чем можно закончить свой рассказ о богатыре? (придумать историю)

- А вы знаете, сто предстояло выбрать русскому воину перед тем как отправиться в дальний путь? (оружие)

- Предлагаю вам выбрать оружие для богатырей. Подойдите к столу и фломастером на карточках обведите то оружие, которое понадобиться богатырям в боях с врагами. (Дети работают)

-Что вы выбрали для них?

- А теперь придумайте рассказ по этой картине. Вы знаете, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Сначала скажите, как вы назовете картину, и как зовут богатырей. Потом опишите одного богатыря, который вам больше понравился, и расскажите, почему его выбрали. Придумайте для этой картины интересный конец: что будут делать дальше богатыри и чем все закончиться.

На столе лежат карточки-подсказки. Они помогут вам при составлении рассказа. Подойдите к столу, выберите себе карточку.

Выходят 5 человек, выбирают карточки и рассказывают.

-сколько разных интересных рассказов мы услышали. Я тоже хочу рассказать вам свой рассказ.

« На заставе три богатыря. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, славный богатырь. Сила и мудрость чувствуются во всем его облике. Стоит под ним конь богатырский. Зорко всматривается Илья в степную даль. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука. Сидит он на белом длинногривом коне.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья и Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Восседает Алеша на рыжем коне.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними  низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами, за холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым».

Заключительный этап

Итак, наша беседа подошла к концу. Чем вам понравилась она?

-Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»

Задачи: Продолжать учить детей рассказыванию по картине. Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки. Обогащать и активизировать словарь.Обучающая: - развивать диалогическую форму речи, че...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»Задачи: Продолжать Формировать умения у детей рассказыванию по картинкам. Развиват...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины.Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развиват...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»

Задачи: Продолжать учить детей рассказыванию по картине. Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки. Обогащать и активизировать словарь.Обучающая: - развивать диалогическую форму ре...