Тренинговое занятие для педагогов "Искусство публичного выступления - залог успешности педагога"
методическая разработка по развитию речи

Турмухаметова Махаббат Ермагамбетовна

На занятии педагоги познакомятся с  психологическими законами публичного выступления, узнают "10 шагов в подготовке к выступлению", рассмортрят эффективные стили публичного выступления на примере российских и зарубежных политиков, общественных деятелей, звезд шоу - бизнеса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №146 города Тюмени

Тренинговое занятие для педагогов

"Искусство публичного выступления – залог успешности педагога"

Подготовила:

педагог – психолог

1 категории

Турмухаметова

Махаббат Ермагамбетовна

Тренинговое занятие для педагогов "Искусство публичного выступления – залог успешности педагога"

Цели:

  • развитие умений и навыков, способствующих эффективному выступлению на публике;
  • формирование навыков конструктивного общения;
  • развитие самопознания.

Участники: педагоги.

Материалы: листы бумаги, ручки, памятки.

Этапы занятия:

  1. Введение в тему через ассоциации на понятие “публичное выступление”.
  2. Основная часть

2.1. «10 шагов в подготовке к выступлению»
2.2. Психологические законы публичного выступления
2.3. Эффективные стили публичного выступления
3. Заключение. Рефлексия.

Ход занятия.

1. Упражнение «Время хороших новостей»

 - Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас видеть! Нашу встречу хочу начать с упражнения «Время хороших новостей». Расскажите, что интересного, хорошего, запоминающегося произошло с вами за последнее время. Это могут быть ваши достижения, успехи либо какое-то приятное событие.

2. Введение в тему через ассоциации на понятие “публичное выступление”.

(Слайд 1).Сегодня Вашему вниманию предлагаем тренинговое занятие “Искусство публичного выступления  - залог успешности педагога”. Я думаю, что никто не будет спорить, что презентация и вообще публичные выступления - это искусство. Которому, впрочем, можно и нужно учиться. Считать, что любой может выйти и без всякой подготовки или обучения может сделать доклад или рассказать о себе, очень опасное заблуждение. Умение выступать публично и проводить презентации – это необходимый навык. Тем более, что педагогу выступать приходится часто.

(Слайд 2). Начать наше занятие хотелось бы со слов Элен Кагип “Большинство из нас перед началом публичного выступления испытывают чувство волнения. Главное - не снять это чувство волнения, а использовать его, чтобы показать свою индивидуальность”.

(Слайд 3). Озвучьте Ваши ассоциации на понятие “публичное выступление”. Напомним, ассоциация - это та мысль, которая первой приходит в голову, когда вы что-либо слышите, видите, или чувствуете. Итак, Ваши ассоциации на понятие “публичное выступление”. (Высказывания записываются на доске.) Спасибо всем. Хочу отметить, что предложенные вами варианты интересны, и они совпадают с теми вопросами, которые будут рассмотрены на нашем занятии.

Таким образом, публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений. А хороший оратор – человек, который умеет говорить публично, владеет точной, яркой, выразительной речью, может убедить, увлечь слушателей. Предлагаем Вам провести самодиагностику, используя тест «Оратор ли Вы? Умеете ли Вы связно и ясно излагать свои мысли?». (Приложение 1). Обработка полученных результатов.

2. Основная часть.

(Слайд 4).  2.1. «10 шагов в подготовке к выступлению»

2.2. Психологические законы публичного выступления.

  • Психологический настрой

Перед выступлением важно настроиться, побороть волнение, которое мешает сосредоточиться. Немногие могут справиться с этим. Можно посоветовать незамысловатые способы снятия напряжения перед выступлением:

Разминка. Спортсмен перед выступлением долго и тщательно разминается, чтобы показать хороший результат. Мы тратим много времени на подготовку, а про разминку и вовсе забываем. Предлагаем Вам один из вариантов разминки перед выступлением:

  • Лицо: начните с успокаивающего массажа висков и стимуляции щёк
  • Рот: Вообразите, что вы медленно жуёте огромную, жёсткую ириску для того, чтобы потренировать вашу челюсть. Теперь представьте, что на зубах остались небольшие липкие кусочки, которые вам нужно убрать с помощью языка.
  • Руки: встряхивайте ими, начиная от запястья. Чем быстрее вы трясёте, тем лучше.
  • Дыхание: должно идти как бы из живота, а не из верхней части лёгких. Замедлите его, сделайте спокойным, равномерным, глубоким
  • Голос: есть упражнение, которое за 30 секунд помогает разогреть голосовые связки.

(Слайд 5) например: Проговаривание стиха   

Простокваши дали Клаше,

Недовольна Клаша:

- Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше:

- Не хочу я просто каши

Так - без простокваши!

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей,

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела - встала, "Спасибо" сказала.

Медитиция. Некоторым помогает легкая медитация «Я – молодец!», «У меня всё получится!»

Итак:

  • Прямая спина
  • Расправленные плечи
  • Опора на обе ноги (иначе происходит зажим диафрагмы и Вам может не хватить воздуха для выступления).
  • Подбородок параллельно полу

- Всё это говорит о том, что вы успешны!

То, что мы сейчас проделали, в психологии называется “Ситуацией успеха”.

Не бывает неудач! Есть только опыт.

Не забывайте вкладывать душу в своё выступление!

  • (Слайд 6). Начало выступления.

Свое выступление следует начать уверенно. С первых секунд выступающий должен привлечь к себе внимание и наладить контакт со слушателями настроить аудиторию на контакт. Первые слова выступающего должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание).

Пример: комплимент собравшимся слушателям или месту где происходит выступление, яркая запоминающаяся цитата, удачно подобранный анекдот, случай из жизни. 

(Слайд 7). Избегайте этих «стратегий»:

  • оправдывающаяся: «Надеюсь, это покажется вам интересным»
  • извиняющаяся: «Уважаемые. Я очень хорошо знаю, что вы все устали и хотите домой. Я вас не задержу»
  • расплывчатая: «Давайте рассмотрим сегодня этот вопрос, потому что такие проблемы надо решать»
  • Способы невербального общения

Итак, общение с аудиторией состоит из двух частей: вербальной, т.е. того, что мы произносим словами, и невербальной, того, что за нас говорит наше тело:

Ученые, которые занимались исследованием техники публичных выступлений, пришли к выводу: что если весь объем информации, который мы получаем в процессе общения принять за 100%, то на информацию, передаваемую вербальным способом, т.е. с помощью слов, приходится лишь 7%. А остальные 93% приходятся на невербальные способы общения.

(Слайд 8). Профессор Альберт Мерабиан, когда речь заходит о языке тела, утверждает, что важнейшую роль в общении играют 3 основных фактора:

  • Что мы говорим – 7%
  • Как мы говорим – 38%
  • Язык нашего тела – 55%
  •  Проведём эксперимент:

Попробуйте откинуться на спинку стула и закинуть руки за голову, попробуйте почувствовать себя несчастным. Получается?

Не получается? И не получится, потому что горе нас сгибает, а радость заставляет раскрыться.

  • Не скрещивайте руки на груди, внизу живота или за спиной, не держите их в карманах (эти позы говорят о том, что вы что-то скрываете).
  • Не вертите в руках ручку (отвлекает от того, что Вы говорите).
  • Не раскачивайтесь и не скрещивайте ноги.

 (Слайд 9). Поэтому следите за своей мимикой, позой, жестами, тембром голоса, все это влияет на успех вашего выступления.

  • Удержание  внимания аудитории.

 Помните, оратор, выступающий более получаса, это уже гипнотизер. Необходимо включать аудиторию в практическую деятельность. Стоит также учитывать, что человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60% того, что он видит, и лишь 10% того, что делает. Простой пример: что легче забыть: рассказ о каком-нибудь событии, событие, свидетелем которого были вы сами, или событие, в котором вы участвовали? Чтобы выступление оказалось успешным, нужно обеспечить интерактивное общение с залом.

Выступление – это всегда обмен оратора энергией с залом.  Эффективнее всего восстановить свой потенциал можно, переведя взгляд на тех, кто вас поддерживает, тех, кто вам улыбается, кивает, внимательно слушает. Что делать, если взгляд порой выхватывает человека, который сидит с отсутствующим лицом, широко зевает, разговаривает с соседом, набивает смс сообщения. В таком случае напомните себе, что отсутствующее расстроенное лицо не имеет к вам никакого отношения. Одна из главных ошибок - увидев недовольное лицо, все свое внимание уделять именно такому слушателю. Этого нельзя допускать! Говорите для тех, кому важна и ценна ваша информация.

  • (Слайд 10). Как лучше закончить выступление?
  • Подытожить сказанное.
  • Произнести фразу, с которой начиналось выступление.
  • Пошутить по теме.
  • Сказать комплимент аудитории.
  • Раздать что-нибудь на память о выступлении.

(Слайд 11). Рассмотрим карикатуру Херлуфа Бидструпа “Оратор”. Вопрос к аудитории: «Как Вы можете ее прокомментировать?» (заслушиваются ответы).

Вы правы, не стоит слишком затягивать свое выступление, как говорится: «Краткость – сестра таланта».

Итак, удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

(Слайд 12). Таким образом, успешное публичное выступление складывается:

  • Тщательной подготовки
  •  Разминки
  •  Создание «Ситуации успеха»
  •  Использования психологических законов выступления (внешний вид, установление контакта с аудиторией, использование «языка тела» и т.д.)
  • Использование в своем выступлении умеренного юмора
  • Эффективного завершения выступления.

2.3.  (Слайд 13) Эффективные стили публичного выступления.

Рассмотрим наиболее эффективные стили публичного выступления.

(Слайд 14). Артист. Это яркий, запоминающийся стиль, хорошо позволяет поддерживать внимание и мотивированность зала. Но при этом требует от оратора определённого артистизма, харизмы и чувства баланса – иначе легко скатиться к «Клоуну». Несколько драматичен и наигран. Жесты обычно широкие, энергичные. Голос разнообразный. Хороший пример – Владимир Жириновский.

(Слайд 15). Барин. Стиль довольно расслабленный, вальяжный. Характерна определённая снисходительность к публике. Голос плавный, бархатный, но при этом уверенный. Позиция сильно сверху. Пример – Никита Михалков.

(Слайд 16). Свой парень. Очень искренний и открытый стиль. Предполагает активное взаимодействие с аудиторией, позицию «на равных». Жесты разнообразные, но не слишком энергичные. Голос относительно ровный. Примером может служить стиль Джона Кеннеди, который, считался отличным оратором.

(Слайд 17). Специалист. Стиль сухой, отстранённый. Уверенность в себе, профессионализм, хорошее знание темы. Позиция сверху, жестов мало, голос относительно монотонный. Любимый стиль всяких представителей банков, инженеров и компьютерщиков. Пример: Виктор Геращенко.

(Слайд 18). Аристократ. Немного напоминает «Специалиста», но несколько более живой. Жестов мало, но они плавные, широкие. Хорошо поставленный голос, но часто относительно тихий. Требует большой уверенности в себе, харизматичности. ПримерУинстон Черчилль.

(Слайд 19). Милашка. Стиль ориентирован на то, чтобы вызвать умиление. Много внимания в зал, позиция немного снизу, улыбка, часто «скромная». «Милашке» требуется поддержка, которую зал с удовольствием оказывает. Пример: Риз Уизерспун.

(Слайд 20). Вождь. Позиция сверху, харизматичность, уверенность в себе. Голос уверенный, открытый, немного «трибунный». Жесты энергичные, широкие. Пример: Адольф Гитлер.

(Слайд 22). Проповедник.  Много убеждает, объясняет. Голос громкий, эмоциональный, много голосового маркирования. Жесты широкие, энергичные. Пример: Владимир Ульянов (Ленин).

(Слайд 22). Стерва. Провокационный стиль – энергичный, резкий на грани хамства. Хорош для полемики или провокационного взаимодействия с залом. Но при этом требует харизматичности, хорошей сообразительности, гибкости и умения справляться с трудными ситуациями. Голос громкий, уверенный. Пример: Ксения Собчак.

(Слайд 23) Таким образом: “Успех – это 10% везения + 90% потения”. Так вот желаем Вам 100% успеха.

3. Заключение. Рефлексия.

(Слайд 24). Предлагаем Вам написать синквейн на тему «Публичное выступление». Приветствуются групповые и индивидуальные работы.

Правила написания синквейна:

  • Первая строка – одно слово существительное. Это и есть тема.
  • Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • Третья строка – три глагола, описывающих действия.
  • Четвертая строка – фраза – афоризм, выражающий отношение к теме.
  • Пятая строка – слово-ассоциация, синоним, как новая интерпретация темы. Желающие зачитывают свои синквейны.

На память о сегодняшней встрече я хочу подарить Вам памятки «Как сделать вашу презентацию блестящей» (Приложение 2)  и «Требования к публичному выступлению» (Приложение 3).

Используемая литература:

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 295с.
  2. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: «Проспект», 1989. – 419с.
  3. Скаженник Е.Н. Практикум по деловому общению. Учебное пособие: Таганрог: ТРТУ, — 2005
  4. http://www.personal-trening.com
  5. http://trenings.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСКУССТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГА Презентацию подготовила педагог-психолог МАДОУ №146 Турмухаметова М.Е.

Слайд 2

“ Большинство из нас перед началом публичного выступления испытывают чувство волнения. Главное - не снять это чувство волнения, а использовать его, чтобы показать свою индивидуальность ” Элен Кагип

Слайд 3

Ассоциации «Публичное выступление…» ???

Слайд 4

Шаги в подготовке выступления Проработать тему Определить цель и задачи Изучить аудиторию Продумать структуру основной части Подготовить вступление и заключение Продумать язык выступления Разработать наглядные материалы Организовать пространство Продумать свой внешний вид Прорепетировать

Слайд 5

Простокваши дали Клаше, Недовольна Клаша: - Не хочу я простокваши, Дайте просто каши! Дали вместо простокваши Каши нашей Клаше: - Не хочу я просто каши Так - без простокваши! Дали вместе с простоквашей Каши Клаше нашей, Ела, ела Клаша кашу Вместе с простоквашей. А поела - встала, "Спасибо" сказала.

Слайд 6

Начало выступления Комплимент аудитории Интрига вопросом Погружение в ситуацию Связь с фактами сегодняшнего дня Практическое действие Аудиовизуальное вступление

Слайд 7

Избегайте этих «стратегий»: оправдывающаяся : «Надеюсь, это покажется вам интересным» извиняющаяся : «Уважаемые. Я очень хорошо знаю, что вы все устали и хотите домой. Я вас не задержу» расплывчатая : «Давайте рассмотрим сегодня этот вопрос, потому что такие проблемы надо решать»

Слайд 8

Факторы общения

Слайд 9

Невербальные средства Зрительный контакт Мимика Жесты Поза Дистанция Внешний вид Интонация Темп речи Паузы Частота дыхания

Слайд 10

Как лучше закончить выступление ? Подытожить сказанное Повторить фразу с которой начиналось выступление Пошутить по теме Комплимент аудитории Раздать что-нибудь на память аудитории

Слайд 11

Карикатура «Оратор»

Слайд 12

Успешное публичное выступление складывается из: Тщательной подготовки Разминки Создание «Ситуации успеха» Использования психологических законов выступления (внешний вид, установление контакта с аудиторией, использование «языка тела» и т.д. ) Использование в своем выступлении умеренного юмора Эффективного завершения выступления.

Слайд 13

Эффективные стили выступления

Слайд 14

Артист

Слайд 15

БАРИН

Слайд 16

СВОЙ ПАРЕНЬ

Слайд 17

СПЕЦИАЛИСТ

Слайд 18

АРИСТОКРАТ

Слайд 19

МИЛАШКА

Слайд 20

ВОЖДЬ

Слайд 21

ПРОПОВЕДНИК

Слайд 22

СТЕРВА

Слайд 23

«УСПЕХ = это 10% везения +90% потения» Так вот, желаем Вам 100% успеха!

Слайд 24

Написание синквейна Первая строка – одно слово существительное. Это и есть тема. Вторая строка – два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. Третья строка – три глагола , описывающих действия. Четвертая строка – фраза – афоризм , выражающий отношение к теме. Пятая строка – слово-ассоциация, синоним , как новая интерпретация темы.

Слайд 25

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов дополнительного образования на тему: «Занятия в дошкольном учреждении- залог успешной учебы в школе»

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период его жизни. Дети 6-7 лет переживают психологический кризис, свя...

Тренинговое занятие для педагогов "Правила публичного выступления"

Ораторское умение высоко ценится в профессиональной среде. От эффективного устного доклада, презентации своих идей и предложений, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет раб...

Буклет "Успешное публичное выступление педагога".

В буклете содержится  информация о способах преодоления волнения перед выступлением, о том, как держаться во время выступления, упражнения для  артикуляции и дикции для успешн...

Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ДОУ

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

Занятие-тренинг навыков публичного выступления для педагогов.

У каждого человека имеются различные страхи и фобии. Одни люди могут открыто разговаривать о своих переживаниях, другие же держат свои опасения в тайне. В повседневной жизни нам периодически приходитс...

Приемы успешного публичного выступления

Презентация для педагогов...