«Коррекционное обучение и воспитание как целостный образовательный процесс в соответствии с задачами ФГОС ДО»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Котельникова Светлана Ивановна

В нашем МДОУ для развития  речевого творчества  дошкольников  применяется технология ТРИЗ и РТВ. Данная технология включает в себя интересные, эффективные методы и приемы развития творческого воображения, речи, мышления.

ТРИЗ существенно повышает вероятность решения творческих задач, благодаря использованию методов и приемов, системы алгоритмов, которую можно перевести в модели, ТРИЗ дает ребенку возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

Один из методов: обучение творческому рассказыванию по картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коррекционное обучение и воспитание

как целостный образовательный процесс

в соответствии с задачами ФГОС ДО»

В соответствии с задачами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коррекционное обучение и воспитание объединены в целостный образовательный процесс.

 Развитие дошкольника осуществляется в процессе воспитания и обучения, то есть в активной содержательной деятельности, организуемой педагогом через разнообразные формы общения малыша со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

В нашем МДОУ для развития  речевого творчества  дошкольников  применяется технология ТРИЗ и РТВ. Данная технология включает в себя интересные, эффективные методы и приемы развития творческого воображения, речи, мышления.

ТРИЗ существенно повышает вероятность решения творческих задач, благодаря использованию методов и приемов, системы алгоритмов, которую можно перевести в модели, ТРИЗ дает ребенку возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

Один из методов: обучение творческому рассказыванию по картине.

Картины подбираются с целью воспитания у дошкольников таких качеств, как дружба, взаимопомощь, выручка, взаимопонимание, любовь к животным, к природе. В итоге обучения творческому рассказыванию дети составляют рассказ о том, чем бы они могли помочь героям картины, если бы оказались там. Задачи обучения и воспитания неразрывно связаны в целостный образовательный процесс.

«Обучение дошкольников

 творческому рассказыванию по картине»

Принципы:

  • 1. Картина рассматривается не менее двух недель.
  • 2. Отобрать минимальное количество картин, 2-3 на год.
  • 3. Всегда выделять способ работы по картине, а не то, что на ней.
  • 4. Основная нагрузка – игра по картине. Все две недели картина висит в группе.
  • 5. Ватманский лист рядом с картиной и 3 цвета фломастеров (красный, синий, зеленый).
  • 6. Работу начинать со 2 младшей группы.

Семь этапов работы:

I этап

Состав картины.

  • Основная цель: учить определять состав картины.
  • Основное средство: Волшебник «Дроби».
  • Итог: рассказ-перечисление.

II этап

Связи и взаимодействия между объектами.

  • Цель: установление связи между объектами (местность, время года, объединены чувствами)
  • Основное средство: Волшебник «Объединяй»
  • Итог: рассказ на уровне связей (местность, время года, объединены чувствами)
  • Есть связи физические (через предметы), а есть духовные, эмоциональные.

III этап
События предшествующие и последующие

  • Цель: формировать умение детей рассматривать объекты по временной оси
  • Основное средство: Волшебник перемещения во времени  «Отставай-Забегай»
  • Правило этапа.

   Никогда нельзя рассматривать полный сюжет, а только прошлое и будущее одного предмета.

IV этап
Характеристики объектов и действий

  • Цель: учить детей описывать картинку, используя один канал восприятия.
  • Средство: Волшебник «Я вижу», «Я слышу», «Я пробую на вкус», «Я ощущаю руками», «Я нюхаю».
  • Пять входных ворот.
  • Со второй младшей группы
  • Рассказ идет через один канал восприятия.

V этап
Копилка образных характеристик

  • Этап составления открытых загадок или составление поэтических образов.
  • Цель: чтобы дети могли внимательно рассмотреть картину еще раз.
  • Итог: рассказ-загадка

    Загадай как можно больше загадок про то, что здесь

V I этап
Разные точки зрения

Я – образ

  • Цель: учить детей рассказывать по картинке с точки зрения взятого на себя образа с определенной характеристикой.
  • Средство: эмпатия.
  • Итог: точка зрения (радость, смех, глупость, болтливость)

VI I этап

Творческое рассказывание.

Если бы я очутился на этой картине, то кому и как я бы помог (старшая, подготовительная группы)

Начало истории:

однажды; жили-были; ранним утром; поздним вечером и т.д.

Семь вариантов рассказов

  • 1. Рассказ-перечисление.
  • 2. Повествование на уровне связи (кто-то теряет, а кто-то находит).
  • 3. Я вспоминаю, что было с …

    Я представляю, что будет… (по выбранному объекту).

  • 4. Рассказы-загадки

    Загадай,  как можно больше загадок про то, что здесь.

  • 5. Точка зрения (радость, смех, болтливость и др.)
  • 6. Волшебники: «Я слышу», «Я пробую» и т. д.
  • 7. Творческое рассказывание: какую пользу я могу принести для  всех,  кто           здесь находится.

    Составление: грустной истории, комедийной, фантастической, героической;    детективной и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ ФГОС

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается д...

Проект программы «Интеграция - как инструмент обеспечивающий целостность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Один из основополагающих  принципов  развития современного дошкольного образования является принцип  интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность об...

"Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС ДО"

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей....

План тематической проверки "Коррекционно-развивающая среда в кабинетах специалистов в соответствии с требованиям ФГОС"

План тематической проверки "Коррекционно-развивающая среда в  кабинетах специалистов в соответствии с требованиям ФГОС"...

Консультация для родителей: «Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС»

Консультация для родителей включает в себя содержание психолого-педагогической работы по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС....

Материалы семинара по теме «Обучение дошкольников решению проектных задач с целью достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС ДО» ГАОУ СПО НСО Черепановский педагогический техникумом

Материалы семинара по теме "Учение дошкольников решению проектных задач  с целью достижения  планируемых результатов в соответствии  с требованиями ФГОС ДО» ГАОУ СПО НСО Чере...

Система коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: тенденции и задачи

Коррекционно-воспитательная работа – это система определенных педагогических мероприятий, которые направлены на ослабление или преодоление недостатков физического и психического развития детей с...