ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им Г. Гегель
консультация по развитию речи (старшая группа)

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им

Г. Гегель

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям  всё меньше времени отводят на  чтение  художественной литературы и дошкольники больше  проводят время  за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить.

 

  Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной

   Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих.

 

Если учесть, что сегодняшние дошкольники  обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной.

 

 Е.И. Тихеева говорила  «… В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития»

   

Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т.е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты — предложения, слова и т. д.

Л.С. Выготский писал : «В овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений»

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей  обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Причинами низкого речевого уровня являются:

1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.

2. Речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

3.  Развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.

6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.

7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Для успешного развития речи необходимо.

1. Интересно организовать жизнь ребёнка.

2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.

3. Создавать соответствующую обстановку.

4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ.

Исходя из вышесказанного, в  дошкольном учреждении максимально необходимо создавать  условия для развития речи детей.

1.В общении с взрослыми и сверстниками педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;  побуждать  детей к речевому общению между собой, давать детям образцы правильной литературной речи:

• речь сотрудников должна быть чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

• в речь включены  разнообразные образцы речевого этикета.

2. Педагогам необходимо обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

• следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей (организовать звукоподражательные игры, проводить занятия по звуковому анализу слова, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

• наблюдать за темпом и громкостью речи детей.

3. Педагогам нужно обеспечить детям условия для обогащения их словаря:

• создавать ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

• помогать ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

• знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.

4. Развивать связную речь:

• побуждать детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;

• организовывать  диалоги между детьми и взрослыми.

5. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы и поощрять детское словотворчество.

   

 Но не только эту проблему нужно решать в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями.

   Из этого следует что, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с окружающими его людьми. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

Подготовила:

воспитатель высшей категории

Авилова Е.Е. 

Декабрь2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им”

“Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им”...

ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

В статье освещены проблемы современных дошкольников по речевому развитию...

Презентация "Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе

Презентация к статье "Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе"...

Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе.

Статья посвящена речевому развитию дошкольников и актуальности данной проблемы. Полезна родителям и педагогам ДОУ....

"Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе"

На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, за...

Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, теле...

Статья "Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе"

Статья "Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе"...