Программа дополнительного образования по обучению грамоте 5-7 лет "Филиппок"
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Килина Екатерина Константиновна

Программа дополнительного образования по обучению грамоте 5-7 лет "Филиппок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filippok_5-7_let.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №27 «Детский сад комбинированного вида»

Программа

дополнительного образования

по обучению грамоте

детей старшего дошкольного возраста

от 5 до 7 лет

«Филиппок»

Срок реализации программы: 2 года

Автор программы:

учитель-логопед

 Килина Е.К.

г. Кемерово 2019 год

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной

деятельности

3. Содержание программы дополнительного образования

4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования

5. Перечень литературных источников

 

1. Пояснительная записка

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо на пятом году жизни.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с

фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализам слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Особенностью программы «Филиппок» является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Цель программы: освоение элементов грамоты на каждом возрастном этапе, с учѐтом индивидуальных особенностей ребѐнка для дальнейшего успешного школьного обучения.

 Задачи программы:

- познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово»;

- познакомить с буквами русского алфавита;

- развивать фонематический слух;

- овладеть слоговым и слитным способами чтения;

- развивать устойчивый интерес к учебным занятиям;

- развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря;

- начать работу по подготовке детей к письму.

Программа разработана с учетом основных принципов:

1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

6. «Межпредметности» (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи, изобразительной деятельностью и др.).

Сроки реализации, возраст детей, формы организации образовательной

деятельности

Программа дополнительного образования построена на принципе гуманно – личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально - волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

Срок реализации Программы дополнительного образования 2 года.

Программа «Филиппок» содержит 36 подгрупповых  занятий в первый год, 33 занятия во второй год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятий: 30 минут.

Программа дополнительного образования «Филиппок» реализуется с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, в подгруппе, состоящей из 5 - 12 человек.

Курс проведения занятий в кружке «Филиппок» подразделяется на несколько этапов:

1.Подготовительный этап – обследование – сентябрь.

2.Разработка перспективного планирования занятий

3.Проведение дополнительной образовательной деятельности

4.Итоговое обследование детей – май

Подведение итогов проходит в форме итогового занятия для родителей, педагогов.

Планируемые результаты, способы определения их результативности

Дети, изучив программу первого года обучения будут знать, что:

- Речь состоит из слов;

- слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;

- слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);

- слова звучат (состоят из звуков);

- слово линейно;

- звуки в словах произносятся по-разному;

- из слов можно составить предложения.

уметь:

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- различать короткие и длинные слова, похожие и не похожие, звонкие, громкие и тихие;

- делить слова на слоги;

- пользоваться графическими средствами (моделированием);

- дифференцировать твѐрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;

- определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);

- составлять предложение из двух слов;

- произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные);

- употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около);

- согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;

- правильно спрягать глаголы по лицам и числам;

- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.

владеть:

- навыками штриховки несложных предметов;

- умением рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии;

- умением выкладывать знакомые звуки из счѐтных палочек, семян и бобовых культур.

Дети, изучив программу второго года будут знать:

- гласные и согласные звуки родного языка, отличия их произношения;

- представление о графическом изображении слова и звука (моделирование с помощью цвета);

-границы слова и предложения при печатании (от пробела до пробела, от большой буквы доточки).

уметь:

-определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

-различать гласные, согласные, твѐрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков;

- составлять слоги и слова из 3-5 звуков, используя разрезную азбуку;

- проводить звуковой анализ слов;

- читать слоги, слова, предложения из 2-4 слов;

- подбирать слова к заданной схеме;

- интонационно выделять заданный звук в слове;

- определять ударный слог, ударный гласный звук и обозначать соответствующим значком;

- печатать звуки, слоги и слова по клеточкам по образцу и самостоятельно;

- составлять предложение по заданной схеме, анализировать его;

- строить диалог (спрашивать, отвечать, задавать вопрос, просить, подавать реплику);

- правильно пользоваться терминами ―звук‖, ―слог‖, ―слово‖, ―предложение‖.

владеть:

- навыком работы с текстом;

- графическими навыками;

- навыком работы с тетрадью в клетку и карандашом;

- навыками совместной работы.

Реализация дополнительной образовательной деятельности

 Программа кружка «Филиппок» предусматривает раскрытие термина «слово», развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата, формирование умения правильно называть предметы, подготовку детей к овладению письмом. Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. Безусловно, когда речь идет о тренировке кисти рук и пальцев, то подразумеваются не только мышцы рук. Доказано, что развитие кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи ребенка. Тренировочные упражнения для рук логично вписываются в развитие и совершенствование операционно-технической сферы деятельности ребенка. В ходе выполнения упражнений у детей формируется произвольное внимание и определенные волевые качества.

 При обучении грамоте учитываются психофизиологические особенности детей пяти-шести лет:

- внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваю исходя из интересов детей. Самым лучшим приемом для этого является игра;

- дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально;

- дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении;

- не следует перегружать детей, т.к. у них в этом возрасте повышенная утомляемость.

Одной из форм реализации Программы дополнительного образования являются выступления детей на утренниках, конкурсах чтецов, участие в театральных постановках и концертах, фестивалях и муниципальных, областных и всероссийских конкурсах.

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной

деятельности

 Первый год обучения

п/п

Тема

Кол-во

часов в

неделю

Теоретическая

часть

Практическая

часть

1.

Вводное занятие

1

30%

70%

2.

Звуки и буквы

1

30%

70%

3.

Слова. Звуки

1

30%

70%

4.

 Звук А

1

30%

70%

5.

Звук О

1

30%

70%

6.

Звук Э

1

30%

70%

7.

Звук И

1

30%

70%

8.

Звук Ы

1

30%

70%

9.

Звук У

1

30%

70%

10.

Гласные звуки и их

дифференциация

1

30%

70%

11.

Звук М Согласные звуки. Слоги

1

30%

70%

12.

Звук Мь Твѐрдые и мягкие согласные

1

30%

70%

13.

Звук Н

1

30%

70%

14.

Звук П

1

30%

70%

15.

Звук Т

1

30%

70%

16.

Звук К

1

30%

70%

17.

Звук Х

1

30%

70%

18.

Звук Ф

1

30%

70%

19.

Звук Й

1

30%

70%

20.

Звук ЙО

1

30%

70%

21.

Звук ЙУ

1

30%

70%

22.

Звук ЙА

1

30%

70%

23.

Звук ЙЭ

1

30%

70%

24.

Звуки ЙЭ, ЙУ, ЙО, ЙА

1

30%

70%

25.

Звук Л

1

30%

70%

26.

Звук В

1

30%

70%

27.

Звук Ч-Щ

1

30%

70%

28.

Звук Б

1

30%

70%

29.

Звук Д-Т

1

30%

70%

30.

С

1

30%

70%

31.

Ц

1

30%

70%

32.

Г

1

30%

70%

33.

З

1

30%

70%

34.

Ш

1

30%

70%

35.

Ж

1

30%

70%

36.

Р

1

30%

70%

ИТОГО

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в месяц

Кол-во часов в год

1

4

36

Второй год обучения

№ п/п

Тема

Кол-во часов в

неделю

Теоретическая

часть

Практическая

часть

1

Вводное занятие

1

30%

70%

2

Звук У и буква У

1

30%

70%

3

Звук А и буква А

1

30%

70%

4

Звук И и буква И

1

30%

70%

5

Звуки П, Пь и буква П

1

30%

70%

6

Звуки К, Кь и буква К

1

30%

70%

7

Звуки М, Мь и буква М

1

30%

70%

8

Звук О и буква О

1

30%

70%

9

Звук Ы и буква Ы

1

30%

70%

10

Звуки С, Сь и Буква С

1

30%

70%

11

Звуки Н, Нь и буква Н

1

30%

70%

12

Звук Э и буква Э

1

30%

70%

13

Звуки Х, Хь и буква Х

1

30%

70%

14

Звук Й и буква Й

1

30%

70%

15

Звук Я и буква Я

1

30%

70%

16

Звуки З,Зь и буква З

1

30%

70%

17

Звуки Б,Бь и буква Б

1

30%

70%

18

Звуки В,Вь и буква В

1

30%

70%

19

Звуки Ф, Фь и буква Ф

1

30%

70%

20

Звуки Д, Дь и буква Д

1

30%

70%

21

Звуки Г, Гь и буква Г

1

30%

70%

22

Звук Ш и буква Ш

1

30%

70%

23

Звуки Л, Ль и буква Л

1

30%

70%

24

Звуки ЙЭ и буква Е

1

30%

70%

25

Звук Ж и буква Ж

1

30%

70%

26

Звуки ЙО и буква Ё

1

30%

70%

27

Звуки Р,Рь и буква Р

1

30%

70%

28

Звук Ч и буква Ч

1

30%

70%

29

Звук ЙУ ии буква Ю

1

30%

70%

30

Звук Ц и буква Ц

1

30%

70%

31

Звук Щ и буква Щ

1

30%

70%

32

Мягкий знак

1

30%

70%

33

Твѐрдый знак

1

30%

70%

ИТОГО

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в месяц

Кол-во часов в год

1

4

33

3. Содержание дополнительной образовательной деятельности

 Основным содержанием обучения является звуко-слоговой анализ слов. Работа по слогозвуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведѐтся по всем направлениям.

1. Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твѐрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

 2. Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов.

 3. Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составления слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- изменение слов путѐм замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- последовательное преобразование слова в другие слова путѐм неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

 4. Буквы:

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласны буквы;

- соотнесение букв и звуков.

 5. Связная устная речь.

- обучение ответам на вопросы диалогической речи;

- обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

- обучение составлению рассказа - описания по сюжетной картинке, по серии картинок;

 6. Целенаправленная работа по

- развитию мышления, внимания, памяти;

- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

- выделение одинаковых предметов из группы предметов;

- выделение лишнего предмета;

- объединение различных предметов в группы;

- выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе;

 7. Развитие мелкой моторики:

 - штриховка, обведение по контуру.

         Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэтому его организация должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно, составлен в игровой форме.

 Все занятия проводятся эмоционально, с максимальной активизацией детей. На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи.

Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.  Дети знакомятся с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква». Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.

 Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

         Одним из условий эффективности данной системы по формированию обучения грамоте детей пяти - шести лет является активная помощь родителей.

4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования

 Для успешного проведения занятий необходимо:

 комната, оборудованная регулируемой мебелью;

 шкафы для хранения учебно-методических и игровых пособий;

 демонстрационная магнитная доска или мольберт;

 интерактивная доска + ноутбук (Мультимедийная установка);

 ИКТ: компьютеные программы «Развитие речи», «Баба Яга учится читать», «Игры для  Тигры» (демо версия), игры тренажеры созданные в программе SMART и power-point ;

 аудиоматериалы, компакт диски с записями звуков природы, развивающих занятий.

 мультфильмы: «Уроки тѐтушки Совы», «Азбука»;

 игрушки и игровые предметы;

 демонстрационные наглядные пособия (картинки-символы обозначающие звуки по Фомичѐвой, картинки обозначающие ритмы по Новиковой-Иванцовой);

 учебно-методические и игровые пособия (комплекты магнитных алфавитов, плакаты, карты-схемы предметных картин, звуковые фишки, разрезная азбука, разрезные картинки, тексты для чтения и другие вспомогательные пособия);

 настольно-дидактические игры («Алфавит», «Учимся читать», «Домики для звукв», «Играем в лото», «Составь слово», «Звонкий – глухой», «Делим слова на слоги», «Прочитай по первым буквам», «Развиваем речь», «Почитайка», «Расшифруй слова», «Найди и назови», «Весѐлый грамотей!», «Слоги и слова», «Путешествие в страну «Азбука», «Найди букву!», «Определения», «Антонимы», «Ритмы».

5. Перечень литературных источников

1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий . В помощь логопедам и родителям», Детство – Пресс, С- П, 2004.

2. Азова О.И. «Занимательное чтение», М.: Сфера, 2008

3. Безрукова О.А. «Грамматика русской речи»/ учебно методическое пособие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, М.: 2011.

4. Большакова С.С. «Формируем слоговую структуру слова», М.: Сфера, 2006

5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке. Часть 3», М.: «Балас» 2015

6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке. Часть 4», М.: «Балас» 2015

7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке. Часть 5», М.: «Балас» 2015

8. Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме», – С.-Пт. – 2005

9. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», М.: Просвещение, 1991

10. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей», М.: «ГНОМ и Д», 2009

11. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей», М.: «ГНОМ и Д», 2009

12. Дурова Н.В. «Обучение дошкольников грамоте. Поиграем в слова», М.: «Школьная пресса», 2011

13. Дурова Н.В. «Обучение дошкольников грамоте. От звука к букве» М.: «Школьная пресса», 2011

14. Дурова Н.В. «Обучение дошкольников грамоте. От слова к звуку» М.: «Школьная пресса», 2011

15. Дурова Н.В. «Обучение дошкольников грамоте. Читаем сами» М.: «Школьная пресса», 2011

16. Журова Л.С., Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте» Методическое пособие, М.: Школа-Пресс, 2004

17. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке», М.: «Балас» 2014;

18. Колесникова Е.В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», М.: Ювента, 2007

19. Коноваленко В.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста, М.:. «Гном и Д», 2009г.

20. Курдановская Н.В., Л.С. Ванюкова «Формирование слоговой структуры слова», М.: Сфера, 2007

21. Лопухина И.С.. «500 упражнений для развития речи», С-Пб, Дельта, 2000

22. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.

23. Метельская Н.Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях», М.: Сфера, 2007

24. Новикова-Иванцова Т.Н. «Ритмы. Слоги», М.: 2015

25. Соколова Ю.А. «Развитие речи», М.: Эксмо, 2004

26. Соколова Ю.А. «Грамматика», М.: Эксмо, 2004

27. Торцева Н.В. «Развитие речи детей», Ярославль, Академия развития, 1996

28. Ушакова О.С., А.Г. Арушанова, «Занятия по развитию речи в детском саду», М.: Совершенство, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по обучению грамоте "Кот Ученый"

Дополнительная программа «Ученый Кот» направлена на обучение чтению детей дошкольного возраста. Важен не только объем полученных знаний ребенком до школы, но и готовност...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению грамоте детей 5 - 7 лет

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты шк...

Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»

Данная программа разработана в качестве кружковой работы для воспитанников старшей и подготовительной групп, она рассчитана на два года обучения, 1-год: старшая группа, 2-год -подготовительная группа....

ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению грамоте "От звука к букве"

Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно - образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении ...

Дополнительное образование по обучению грамоте "Грамотейка", старший возраст.

Программа модифицирована. Опирается на методику Ткаченко Т.А., Каше Г.А.,  Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.Методика работы  предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разно...

Дополнительное образование по обучению грамоте

Новизна состоит в том, что данное дополнительное образование дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по математике, параллельно гото...

программа дополнительного образования по обучению грамоте "Почитайка"

Программа составлена с учетом разно- уровневой подготовки детей к восприятия предложенного материала. При планировании кружковой работы по обучению грамоте полностью учитываются результаты обследовани...