Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по речевому развитию
    картотека по развитию речи (средняя группа)

    Кораблина Алевтина Вячеславовна

    Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Дошкольный возраст – это период, когда ребенок активно начинает пользоваться разговорной речью, на данном этапе происходит активное развитие фонетики, лексики и грамматического строя языка. Для того чтобы помочь ребенку лучше овледеть своей речью была собрана картотека дидактических игр.


    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
    Веровская Е.А. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 12.12.2019)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry_po_rechevomu_razvitiyu.docx30.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Голоса животных»

     Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

    Ход: воспитатель поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как животное подаёт голос: Корова мычит, Тигр рычит, Змея шипит, Комар пищит, Собака лает, Волк воет, Утка крякает, Свинья хрюкает. Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

    «Кто где живёт?»

    Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

     Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, воспитатель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? -Белка. Кто живёт в скворечнике? -Скворцы. Кто живёт в гнезде? -Птицы. Кто живёт в будке? -Собака. Кто живёт в улье? -Пчёлы Кто живёт в норе? -Лиса. Кто живёт в логове? -Волк. Кто живёт в берлоге? -Медведь. Вариант 2. Воспитатель задает вопрос: Где живёт медведь? Ребёнок отвечает: в берлоге. И т. д. Где живёт волк? -В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

    «Подскажи словечко»

     Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

     Ход: воспитатель, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

    «Кто как передвигается?»

    Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

    Ход: воспитатель, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.  Пример: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит и т. д. (кошка, мышка…)

    «Горячий – холодный»

    Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

    Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Пример: Горячий-холодный, хороший-плохой, умный-глупый, весёлый-грустный, острый-тупой, гладкий-шероховатый и т. д.

    «Что происходит в природе?»

     Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

     Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

    «Кто может совершать эти действия?»

    Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Ход: воспитатель педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Пример: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

    «Из чего сделано?»

     Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

    Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Пример: Рукавички из меха-меховые, таз из меди-медный, ваза из хрусталя-хрустальной, рукавички из шерсти-шерстяные.

    «Кто кем был?»

     Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

     Ход воспитатель: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь – жеребёнком, шкаф – доской, корова – телёнком, велосипед – железом, дуд – жёлудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семечкой, дом – кирпичом, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребёнком.

    «Какой овощ?»

     Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

     Ход: воспитатель нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

    «Что звучит?»

    Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

    Ход: воспитатель за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

    «Чего не стало?»

    Цель: развитие внимания и наблюдательности.

    Ход: воспитатель на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

    «Лови да бросай – цвета называй»

    Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

     Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Пример: Красный -мак, огонь, флаг; Зелёный-огурец, трава, лес; Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа и т. д.

    «Чья голова?»

     Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

    Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Пример: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья, у кошки – кошачья, у сороки – сорочья, у лошади – лошадиная, у орла – орлиная, у верблюда – верблюжья.

    «Четвёртый лишний»

    Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

     Ход: воспитатель педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например- голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

    «Один – много»

    Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

     Ход: воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

     «Животные и их детёныши»

     Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

     Ход: бросая мяч ребёнку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

    «Что бывает круглым?»

     Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Ход: воспитатель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

    «Обобщающие понятия»

    Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

    Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. Пример: Воспитатель Овощи – Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

    . Вариант 2. Воспитатель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Воспитатель: Огурец, помидор- Дети: Овощи и т. д.

    «Хорошо – плохо»

    Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

    Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

    «Назови ласково»

    Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

    Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

    «Весёлый счет»

    Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

    Ход: воспитатель педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов, Один слон – пять слонов, и т. д.

    «Угадай, кто позвал?»

    Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

    Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу, например, «пи-пи» или «ми-ми» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".

    Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

    Картотека дидактических игр по речевому развитию

    Картотека дидактических игр по речевому развитию...

    Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.

    Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...

    Картотека дидактических игр для речевого развития в старшей группе.

    Дидактические игры для речевого развития в старшей группе....

    Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы

    Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы                            ...

    Картотека дидактических игр по речевому развитию

    Картотека дидактических игр по речевому развитию( младший дошкольный возраст)...

    Картотека дидактических игр по речевому развитию

    Дошкольное детство - период первоначального самораскрытия личности, становление основ индивидуальности. Наиболее благоприятной для раскрытия творческих сил ребёнка является игровая деятельность (Л.С. ...