Обогащение речи старших дошкольников выразительными средствами языка.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Обогащение речи старших дошкольников с использованием ТРИЗ технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tvorcheskoy_lichnosti.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Обогащение речи старших дошкольников выразительными средствами языка.

                                                     Подготовила воспитатель                

                                                          Медведева Н.И.

 Сл.2 Уважаемые коллеги разрешите вам представить  компьютерную презентацию практических достижений моей профессиональной деятельности на тему «Обогащение речи старших дошкольников выразительными средствами языка»

  Сл.3                                                                                                                                              Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.

В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема

Обогащения речи дошкольников  с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества.

Главное отличие  ТРИЗ-технологии от традиционных методик по развитию речи в том, что у ребенка формируется умение работать по моделям (высокий уровень абстракции). Они позволяют ребенку организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

Сл.4

Принимая во внимание результаты наблюдения за детьми группы и опираясь на научные исследования и анализ методической литературы поставила перед собой цель. Достижение цели возможно при планомерном решении задач, которые направлены на  обогащение речи старших дошкольников выразительными средствами языка.

Сл.5

В своей работе использовала следующую литературу.

Сл.6

Анализируя общение детей в группе отметила, что они мало употребляют  сравнений, а ведь наличие прилагательных в речи является показателем глубины восприятия и отражения окружающего мира.

Сл.7

Моя задача  состоит в создании условий для самостоятельного составления загадок дошкольниками, они позволят детям в дальнейшем выстраивать логические цепочки при отгадывании и получить радость от речевого творчества.

Сл.8

Система работы с детьми по овладению технологией составления сравнений и загадок строилась в 3 этапа.

Сл.9

Для усвоения детьми общего способа составления сравнений было изготовлено пособие «Учимся сравнивать». При работе с данным пособием ребёнок сам подбирает картинки и схемы признаков, а потом их зарисовывает. Фраза получается образной, если сравниваемые объекты относятся к разным классификационным группам. Например, объект не живой природы – «солнце» по цвету желтое сравнивается  с объектами живой природы  жёлтого цвета («цыплёнок», «одуванчик») или объектом рукотворного мира - «электрической лампочкой».

Сл.10

Умение составлять загадки нужны для упражнения в создании аналогий и для развития активной речи описательного характера. Общий способ создания загадок описательного типа основан на модели составления сравнений. Было изготовлено универсальное пособие  «Подарок девочки Загадушки» .К пособию прилагаются значки, обозначающие признаки, набор картинок, карточки, обозначающие модели загадок.

Сл.11

Предлагаю детям  первый секретный подарок девочки Загадушки, т.е. первую модель «Какой?- Что такое же у другого объекта?» Из набора значков, обозначающих признаки, в левую часть таблицы поочерёдно ставлю какую- либо схему признака. Предлагаю самому ребёнку прочитать по схеме вопрос: «Какая конфета ты по цвету?». В среднем столбике обозначаю выбранные слова, в крайнем правом столбике объекты, у которых может быть этот признак.

 Работа со второй моделью «Что делает?- Кто или что делает так же?» аналогична первой. Таблица постепенно заполняется сначала средний столбец, затем правая часть.

Сл.12

Особенность освоения третьей модели «На что похоже? - Чем отличается?» является то, что ребёнок сравнивает объект по общему очертанию с каким либо другим объектом, а затем находит различие по какому-то признаку.

Четвёртый секрет девочки Загадушки включает в себя математические признаки. Математическая загадка составляется на объекты, где можно выделить и посчитать характерные части. Текст загадки формируется свободно по сюжету и действиям объектов.

Сл.13

Все придуманные детьми загадки складывались в волшебную коробочку, а потом они стали страничками детской книги Загадок

Сл.14

Образовательный процесс стараюсь осуществлять в тесном взаимодействии с родителями. Поэтому всевозможными способами информирую их о жизни детей в детском саду. Считаю, что наиболее ясное представление у родителей формируют фотоотчёты и открытые показы.

Сл.15

Анализ данных обследования детей, проведенный в конце года показал

положительную динамику в обогащение речи старших дошкольников выразительными средствами языка

Освоенные модели составления сравнений, загадок  применяют в свободной деятельности для создания речевых продуктов. Придуманные детьми загадки отличаются новизной и оригинальностью. Дети при создании речевых продуктов чаще стали использовать эпитеты, сравнения, антонимы .

Появилось желание общаться, делиться своими впечатлениями от созданных творений, желание научить придумывать других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование выразительных средств языка в формировании звуковой культуры речи. (5-7 лет)

Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, это выработка сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Занятия п...

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в процессе работы над выразительными средствами языка

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в соответствии с замыслом в...

обогащение речи старших дошкольников антонимами

материал поможет расширить и обогатить  словарь детей  старшей и подготовительной групп с ОНР за счет антонимов...

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в процессе работы над выразительными средствами языка (на примере перифразы)

Обогащению речи учеников может помочь использование таких художественных средств, как перифраза. традиционно понятием "перифраза" оперируют в стилистике, понимая под этим термином стилистиче...

«Развитие образной, выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)»

1. Беседа-диалог с детьми на развитие доказательной речи (аргументированной)2. Ситуация общения с детьми старшего дошкольного возраста на основе пословицы....

"Обогащение интонационной выразительности речи старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ"

Материал может быть полезен воспитателям и музыкальным руководителям в ДОУ...