обогащение речи старших дошкольников антонимами
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

материал поможет расширить и обогатить  словарь детей  старшей и подготовительной групп с ОНР за счет антонимов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat_-_antonimy.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение речи старших дошкольников с ОНР антонимами.

О.Н. Малышко, учитель – логопед МДОУ д/с № 50

Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением. Объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состояние (молодость — старость, труд — лень, здоровый — больной, прилежный — ленивый), деятельность (работать — отдыхать), явления природы (жара — холод, восход — закат, пасмурный — ясный), пространственные и временные отношения (далеко — близко, левый — правый, день — ночь, зимой — летом) и т. п.

Антонимы могут быть как разнокорневые (прибавить — отнять, веселый — грустный, друг — противник), так и однокорневые (прибавить — убавить, веселый — невеселый, друг — недруг). Не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением. Антонимов нет, например, у слов нога, Сергей, карандаш, корова и др. В то же время некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколько антонимов, например: легкая (ноша) — тяжелая; легкая (задача)— трудная; легкая (походка) — грузная; легкий (табак) — крепкий; легкий (мороз)—сильный} легкая (музыка)—серьезная; легкий (сон) — глубокий.

Употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть качественную или количественную, пространственную или временную противоположности (светлый — темный, короткий — длинный, здесь — там, всегда — иногда).

   Дошкольники умеют различать слова, противоположные по значению, и сравнительно легко составляют пары типа большой – маленький, высокий – низкий, рано – поздно.

   У старших дошкольников с проблемами речи процесс развития семантики и грамматических категорий значительно затруднён. Словарный запас  у детей с ОНР характеризуется прежде всего незнанием, недостаточным пониманием значения некоторых слов, что приводит к ошибкам в их употреблении. Например: куст называют «деревом», лапу – «ручкой»; прибегают к замене названия предмета его действием: «блюдце» - это кушать, «утро»-«пора вставать».

  Строя фразу, ребёнок пытается подобрать слово, которое правильно выразило бы его мысль. Часто ему это не удаётся: «Моя подушка мягкая, а твоя – чёрствая». Дети с интересом подбирают к названным словам, противоположные по значению, но иногда, чтобы облегчить себе задачу, дети в ответ произносят слова с частицей не (небыстрый вместо медленный, недлинный вместо короткий).

   Работа над обогащением лексики детей с ОНР антонимами является одним из немаловажных этапов формирования и развития смысловой стороны речи. На первом этапе (на пятом году жизни детей) необходимо подобрать парные картинки, чтобы дети наглядно увидели разницу между антонимами, например: чистый мальчик – грязный мальчик, старая книга – новая книга; днём светло – ночью темно, машина далеко – машина близко и т.д. Используются приёмы работы с изолированными словами:

- подбор антонимов к заданному слову: тихо - …, трудно - …;

   - отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Худой

  волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку» (из рассказа

  Л.Н. Толстого); «готовь сани летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а

  лень портит»

- договаривание предложения с антонимами: Летом жарко, а

   зимой…(холодно, студёно, морозно); «Все люди радовались весне, а

   Снегурочка…(грустила, печалилась)

- подбор антонимов в стихах – рифмовках:………..(вставить)

   После того, как дети усвоят антонимы, желательно закрепить их на материале сложносочинённых предложений типа: «Этот мальчик грязный, а этот – чистый» или «Эта книжка новая, а не старая». Предложите  поиграть в  игру «Наоборот»: «Всё, что я скажу, надо сказать наоборот.  Я говорю : «Эта машина близко»; вы говорите: «Эта машина не близко, а далеко». Используются задания на составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (умный – глупый, весело - скучно).

   Очень эффективным в работе над антонимией является использование сказок, в которых герои либо упрямы и делают всё наперекор (наоборот), либо герои - волшебники («Кривелла», «Оборотень»), которым надо помешать изменить ход уже известных детям сказок, расколдовать героев («злого Айболита», «грустного Карлсона», «ленивую Золушку» и.т.д).  Эти сказки придумывает сам педагог, либо предлагает детям пофантазировать и придумать собственные истории.  

  На более позднем этапе весьма плодотворным приёмом, помогающим раскрыть перед детьми семантику слова, является одновременное использование синонимов и антонимов. Например:

Свежий (вечер)  - прохладный – тёплый

Свежий (воздух) – чистый - спёртый

Свежий (воротник) – чистый – грязный

Свежий (журнал) – новый – старый

Свежий(хлеб) – мягкий – чёрствый

Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике. Только при этих условиях сложная семантика слов – антонимов станет доступной дошкольникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология обогащения представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах посредством музыки.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде...

Опыт работы "Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников"

Опыт работы представлен теоретической и практической частями, автором предложена диагностика, выявлена положительная динамика в развитии словоря дошкольника....

Обогащение словаря старших дошкольников – информация для родителей.

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого о...

Обогащение речи старших дошкольников выразительными средствами языка.

Обогащение речи старших дошкольников с использованием ТРИЗ технологии....

Консультация по теме « Обогащение словаря старших дошкольников антонимами, синонимами»

Консультация для родителей по обогащению словарного запаса детей с ТНР...

"Обогащение интонационной выразительности речи старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ"

Материал может быть полезен воспитателям и музыкальным руководителям в ДОУ...