Консультация по теме « Обогащение словаря старших дошкольников антонимами, синонимами»
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей по обогащению словарного запаса детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-tsiya_sinonimy-antonimy.docx141.53 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/736x/6f/80/ce/6f80ce0dcfa288e297a5cba669218123.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B0%D1%80%D1%8B-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B0-66467475.jpg

Советы 

Говоруши

Составитель: учитель-логопед Подя С.А.

 « Обогащение словаря старших дошкольников

антонимами, синонимами»

Одним из важнейших показателей великого русского языка является многообразие синонимов. Что такое синонимы? Синонимы - это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы обозначают сущность одного и того же явления многообразно, с разными оттенками. Синонимы не подменяют друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.  У детей, посещающих логопедическую группу, встречаются ошибки в подборе синонимов  и антонимов в большинстве слов. Это связано:
- с трудностями выделения существенных признаков слов;
- испытывают трудности при операциях сравнения и обобщения;
- с недостаточной активностью поиска слов;
- с ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова;
Предлагаемые задания на обогащение словаря, расширение семантического поля могут быть полезны и интересны как дошкольникам с нарушениями речи, так и детям, у которых нет проблем со звукопроизношением.
Предлагаю вашему вниманию лексические игры. Они помогут вам упражнять детей в подборе синонимов. Эти игры полностью базируются на доступной детям, понятной лексике, они позволят  обогатить словарный запас ваших детей, развить их внимание, память, логику, мыслительные процессы.

Упражнение «Назови «слова-приятели» («слова-друзья»)                      https://i.pinimg.com/736x/6f/80/ce/6f80ce0dcfa288e297a5cba669218123.jpg

Бросаете ребенку мяч и называете слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению, например:  

 Друг… (товарищ, приятель);

Дом… (здание, жилище);

Дорога… (путь, шоссе);

Солдат… (боец, воин);

Неправда… (ложь);

 Лежебока… (лентяй);

Смельчак… (храбрец);

Тоскливо… (грустно, печально);

Плясать… (танцевать);

Торопиться… (спешить, бежать, мчаться, нестись);

Размышлять… (думать, мыслить);

Печалиться… (грустить);

Шалить… (баловаться);

Бестолковый кот… (глупый кот);

Боязливый заяц… (трусливый, пугливый);

Смелый боец… (храбрый, отважный).

 Упражнение «Четвертый лишний»

Назовите ряд из четырех слов и попросите ребенка назвать лишнее слово, объяснив свой выбор, например:                                            

Грустный, печальный, унылый, глубокий;                       

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;                   

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;                                   

Крепкий, далекий, прочный, надежный;                           

Понять, разобраться, запомнить, уразуметь;          

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Упражнение «Назови похожие слова»https://i.pinimg.com/736x/6f/80/ce/6f80ce0dcfa288e297a5cba669218123.jpg

 Назовите ребенку ряд слов и попросите определить, какие два из них похожи и почему, например:                                                

Приятель-друг-враг;                                                 

Грусть-радость-печаль;

Еда-очистки-пища;                                                    

Труд-завод-работа;                                                   

Танец-пляска-песня;                      

Бежать-мчаться-идти;                                                

Петь-плясать-танцевать;      

Думать-хотеть-размышлять; 

Шагать-сидеть-ступать;                                   

Слушать-глядеть-смотреть;                                      

Трусливый-тихий-пугливый;                                             

Старый-мудрый-умный;                                                     

Бестолковый-маленький-глупый;                             

Смешной-большой-огромный;                                          

Тоскливый-серый-печальный.

Упражнение «Назови по порядку»        

Предложите ребенку расположить слова, названные вами, по мере возрастания или убывания признаков, например: 

Большой-большущий-огромный-громадный;

Маленький-очень маленький-малюсенький-крохотный; 

Активно используйте следующие упражнения:                          

1) Поищите «слова-друзья» в стихотворениях;                

2) Найдите «слова-друзья» в сказке, в рассказе;              

3) Отыщите «слова-друзья» в пословицах и поговорках, объясните их смысл.

Упражнение «Подбери слова – неприятели».
К данным словам подбери слова – неприятели.
День - …(ночь)                                       Утро - … (вечер)
Восход - …(закат)                                   Весна – (осень)
Зима - ….( лето)                                      Добро _ ….(зло)
Друг – (враг)                                            Грязь - ….(чистота)
Жара - ….(холод)                                    Мир - …(война)
Правда - …(ложь)                                   Радость - …(горе)
Вдох - …(выдох)                                    Юг - ….(север)
Трусость – (смелость)                            Войти – …(выйти)
Говорил - ….(молчал)                            Взял - …(отдал)
Нашёл - …(потерял)                              Забыл - …(вспомнил)
Уронил - …(поднял)                              Насорил – (прибрал)
Ложиться -.(вставать)                            Одеваться – (раздеваться)
Мириться – (ссориться)                         Опускать – (поднимать)
Залетать – (вылетать)                             Заснуть – (проснуться)
Смеяться – (плакать)                              Большой – (маленький)
Белый – (чёрный)                                    Высокий – (низкий)
Весёлый – (грустный)                            Тёмный – (светлый)

Упражнение «Сравни наоборот»
Грузовик и такси. Что больше? Что меньше? ( Грузовик больше. Такси меньше ).
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Ниже? ( Жираф выше слона. Слон ниже жирафа.)
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? ( Слон тяжелее медведя. Медведь легче слона.)
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто передвигается медленнее? (Заяц бегает быстрее черепахи. Черепаха передвигается медленно.)
Упражнение с мячом «Скажи наоборот».
Взрослый называет слово и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч, придумывает слово. противоположное по значению, называет это слово и бросает мяч обратно взрослому.
Одеть – (раздеть)                 Поднять – (опустить)
Бросить – (поймать)            Спрятать - (найти)
Положить – (убрать)            Дать – (взять)
Купить – (продать)               Налить – (вылить)
https://i.pinimg.com/736x/6f/80/ce/6f80ce0dcfa288e297a5cba669218123.jpg

Богатый – (бедный)              Пустой – (полный)

Жидкий – ( густой)               Глубокий – (мелкий)
Сладкий – (горький или кислый)
Упражнение «Скажи наоборот».
Подобрать слова с противоположным значением.
Взрослый:                          Ребёнок:
Острая лопата                   Тупая лопата
Гладкая бумага.                Мятая бумага
Громкая музыка                Тихая музыка
Старая панама                   Новая панама
близко                                далеко
направо                              налево
Лёгкий чемодан                Тяжёлый чемодан
Грустный человек.            Весёлый человек
Низкий дом                        Высокий дом
Упражнение «Скажи наоборот».
Взрослый:                                                Ребёнок:
Холодно зимой,                                    а жарко … …летом.
Красный карандаш острый,                 а синий карандаш… …тупой;
Этот дом старый,                                  а этот дом … …новый;
У папы голос громкий,                        а у мамы … …тихий;
Кот- домашний зверь,                          а лиса - … …дикий зверь;
Упражнение «Добавь слово, обозначающее действие по картинкам.
Птица в клетку …(влетает), а из клетки она … (вылетает).
Человек через дорогу …(переходит), а от дерева …(отходит).
Рома в стакан воду …(наливает) , а из стакана… (выливает).https://i.pinimg.com/736x/6f/80/ce/6f80ce0dcfa288e297a5cba669218123.jpg

На занятиях по изучению лексических тем ведется целенаправленная работа по обогащению у детей словаря синонимов. Эти игры используются на занятиях по развитию речи у старших дошкольников,  а так же в свободной деятельности детей. Родителям  воспитанников рекомендую  закреплять изученный словарь с помощью рекомендованных дидактических игр. Дети, с которыми проводится целенаправленная работа по обогащению речи синонимами, справляются с предложенными заданиями успешнее, чем их сверстники, с которыми подобная работа не осуществляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста"

В материале даны рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста через приобщение к произведениям русских поэтов и писателей; а также знакомство с синонимами и упражне...

Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста

Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста...

Обогащение словаря антонимами, омонимами, синонимами

Обогащение словаря антонимами, омонимами, синонимами...