Особенности обогащения речи младших дошкольников средствами фольклора
материал (старшая группа)

Симонова Светлана Григорьевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                                     детский сад «Радуга» с. Мамонтово

«Особенности обогащения речи младших дошкольников средствами фольклора»

2018 год

Слайд №1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наверно, не проходит ни одного дня, чтобы мы в своей работе не обратились к фольклору. Поэтому тема моего выступления звучит так:

«Особенности обогащения речи младших дошкольников средствами фольклора»

Слайд№2

Я считаю, что данная тема очень актуальна.

Актуальность темы доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора. Что не только подтверждает современность выбранной темы, но и её актуальность.

Слайд №3

Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании и развитии детей.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Слайд №4

Существует много методов и приемов работы с фольклором, вот некоторые из них:

- Заучивание потешек, прибауток, закличек, колыбельных песенок;

- Использование пословиц, загадок, поговорок;

- Использование русских народных песенок

- Проведение русских народных игр.

- Применение игрушек и изделий народных промыслов.

- Представления кукольного театра

Я поделюсь с вами приемами, которые использую в своей работе

Слайд №5

Дети очень любят рисовать. Например, дети нарисовали рисунки на свободную тему. Чтобы работа была интересной, законченной, я предлагаю детям объединить свои рисунки сказочным сюжетом.

Слайд №6

Еще один прием, который я использую в работе – моделирование сказки. После прочтения дети не только отвечают на вопросы по содержанию сказки, но и моделируют ее с помощью геометрических фигур. Например, дом – квадрат и треугольник, медведь – овал, Маша – овал и треугольник и т. д

Слайд №7

Следующий прием – это всем вам известный кукольный театр. Например, начинаем сказку «Колобок» традиционно, но концовку сказки я прошу придумать свою.

Слайд №8

Выучили с детьми какую-либо песенку или потешку. На дом я даю задание ребенку вместе с родителями сочинить по данной песенке сказку, рассказ, стихотворение. На следующий день дети рассказывают свои сказки, рассказы, стихи.

Слайд №9-10

Работу над пословицами и поговорками можно построить тоже нетрадиционно. Например, накануне мы знакомились с пословицей: «Делу время, потехе час». Выучили ее, объяснили ее смысл. Я говорю детям, что завтра у нас будет концерт – это потехе час, подготовьтесь, но прежде, чем начать концерт, мы должны убрать игрушки, протереть пыль, то есть потрудится, это и будет делу время.

Слайд №11

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Слайд №12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности обогащения речи младших дошкольников средствами фольклора Симонова Светлана Григорьевна- воспитатель Детский сад «Радуга» с. Мамонтово

Слайд 2

Актуальность темы доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Слайд 3

Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Слайд 4

Методы и приёмы работы: - Заучивание потешек, прибауток, закличек, колыбельных песенок - Использование пословиц, загадок, поговорок - Использование русских народных песенок - Проведение русских народных игр - Применение игрушек и изделий народных промыслов. - Представления кукольного театра

Слайд 11

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание младших дошкольников средствами фольклора»

Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу через текст народных произведений, осознать увиденное и услышанное. Народные прои...

Опыт работы по обогащению словаря младших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии

В помощь  воспитателям, какие использовать игры ТРИЗ-технологии для пополнения и обогащения словаря младших дошкольников....

Развитие активной речи младших дошкольников средствами русского фольклора

Ранний возраст является  наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка. В два-три года у малыша заметно возрастает потребность в активном познании окружающего мира, что вынуждает его ...

Разработка "Методические особенности эмоционального развития младших дошкольников средствами малых форм фольклорных жанров"

Данная работа рассматривает применение русского фольклора во всех режимных моментах в младшей группе детского сада....

«Развитие образной, выразительной речи старших дошкольников средствами фольклора (малые формы)»

1. Беседа-диалог с детьми на развитие доказательной речи (аргументированной)2. Ситуация общения с детьми старшего дошкольного возраста на основе пословицы....

Развитие речи младших дошкольников посредствам фольклора

Развитие речи младших дошкольников посредствам фольклора...