Развитие речи младших дошкольников посредствам фольклора
консультация по развитию речи (младшая группа)

Кобызева Татьяна Викторовна

Развитие речи младших дошкольников посредствам фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_posredstvam_folklora.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи младших дошкольников посредствам фольклора.

Ранний возраст – самый продуктивный возрастной этап в жизни малыша. В этот период эмоциональное общение взрослого с малышом становится предпосылкой  речевой формы коммуникации. Ведь интенсивное становление речевой активности происходит с 1 года до 3 лет.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по речевой активности детей, вовремя замечать и корректировать отставание в формировании речевой функции, способствуя полноценному развитию ребёнка.

Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.

Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение.

Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь, уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.

Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Народный фольклор называют также народной дидактикой. Они настолько разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале.

Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.

Малые фольклорные формы – это небольшие по объему произведения фольклора, бесценный источник обогащения словаря детей, в частности детей младшего  возраста. Из этих произведений ребёнок узнаёт об окружающем мире: о явлениях природы, о животных, о том, что такое хорошо и плохо. Через малые фольклорные жанры ребёнок вслушивается в характерные особенности звучания родной речи и проникает в смысл слова.

 

Ритмичный текст побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать вместе с воспитателем, активизируя свою речь.

Рассмотрим малые фольклорные формы доступные для понимания детьми младшего возраста.

Колыбельные песни. 

Колыбельная песня содержит в себе большие возможности фонематического восприятия (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и др.). Повторяющиеся фразы, звукосочетания позволяют запоминать слова и формы слов, осваивать лексическую сторону речи.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем, это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Примеры колыбельных песен:

Котинька-коток,

Котя серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Моё дитятко качать.

Я тебе, коту,

За работу заплачу:

Беленький платочек

Я на шею повяжу.

Я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И стаканчик молока.

Котинька-коток,

Котя серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Моё дитятко качать.

Баю-баю-баиньки,

Купим Ване валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет Ванечка ходить

Новы валенки носить.

Ай, люли, ай люли,

Прилетели журавли,

Сказку Маше принесли.

Они сели на ворота.

А ворота скрип-скрип.

Вы, ворота, не скрепите,

Нашу Машу не будите.

Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Пестушки. 

Это короткая песенка в стихотворной форме матерей, которой они сопровождают действия ребёнка, совершаемые им на первом году своей жизни.

Приведем пример:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки хватюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Водичка-водичка,

Умой личико,

 Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок.

Потешка 

Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой – физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики.

Потешки помогают ребенку развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику рук, привить навыки гигиены, порядка. В потешках просматривается воспитательное начало, в шутливой форме: Самые известные из них Ладушки, Сорока.

 Примеры потешек:

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

Идёт коза рогатая.

За малыми ребятами.

Кто кашку не ест, молочко не пьёт –

Забодает, забодает!

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку.

По кочкам, по кочкам -

В ямку - бух!

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки. 

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны

с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет.

В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом. В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой.

Русские прибаутки очень неоднородны по своей сути. Среди них встречаются шутливые присказки, описывающие зверей, насекомых, которые занимаются человеческими делами. Например:

Барашеньки – крутороженьки

По лесам ходили,

По дворам бродили,

В скрипочку играли,

Настю потешали.

 Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Собака на кухне

Пироги печет.

Кот в углу

Сухаpи толчет.

Кошка в окошке

Платье шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.

К жанрам детского фольклора относятся и заклички закликательных песен языческого происхождения, которые отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто – к птицам,

которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как

живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на

зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Так малые фольклорные жанры помогают ребенку накопить представления и о животном мире, ребенок начинает усваивать условия жизни животных, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Благодаря простоте их звучания, дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.

Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки, - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Малые фольклорные формы можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно к самостоятельной словесной деятельности. Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста, обогащают словарь. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм"

опыт работы по теме "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм"....

Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного фольклора» в I младшей группе «А» на 2019 -2020 уч.г.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»...

Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине&helli...

Развитие речи у дошкольников посредством фольклора

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребёнка в младшем дошкольном возрасте, так как она становиться основным средством общения.Важнейшим источником развития выразительно...

«Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.»

laquo;Развиваем речь, играя!»Речевое развитие играет большую роль в формировании личности, развивает лидерские качества в обществе, различные взгляды и убеждения.Каждый ребёнок –это лично...