Педагогическая технология обогащения представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах посредством музыки.
методическая разработка по музыке по теме

Боброва Людмила Алексеевна

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий и воспитания. Поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника.      Музыка – искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребенка об эмоциях и чувствах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая технология обогащения представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах посредством музыки.

      Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий и воспитания. Поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника. Именно в дошкольном возрасте происходит становление личности, интенсивно формируется  эмоционально-нравственная основа ее культуры (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
    Эмоции выступают "индикатором" состояния ребёнка и сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенность восприятия окружающего мира, логику суждений.
    Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон.

     Эмоциональное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.
     По данным медицинской статистики число детей с отклонениями в развитии  постоянно растет.  Самую многочисленную группу, до 60% от всех дошкольников, составляют дети с нарушением речи.

           Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в том числе  скудность и примитивизм эмоционального развития.  Дети с тяжелыми нарушениями речи  эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Такие дети особенно  нуждаются в целенаправленной педагогической поддержке эмоционального развития.

       Развитие эмоций у детей с нарушениями речи способствует речевому развитию и благотворно влияет на все сферы деятельности ребенка. Ведь развитие дошкольника теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.  

      В дошкольном детстве дети имеют небольшой опыт эмоционально-чувственных представлений, то есть опыт воспроизведения в памяти или в воображении своих ощущений от переживания тех или иных жизненных ситуаций, прошлого опыта. Активизация этого опыта, образное погружение в него, анализ детских переживаний и чувств в игровой форме, на искусствоведческом содержании – путь, который приведет ребенка к благополучной и счастливой жизни среди взрослых и сверстников.

     Музыка – искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребенка об эмоциях и чувствах. «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств» - писал крупнейший отечественный психолог Б. М. Теплов. «Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с эмоциональной отзывчивостью и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку» - отмечает в своей программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова. Знакомя ребенка с различными эмоциональными состояниями, музыка  делает его одновременно и более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру его темперамента, тем самым увеличивая и углубляя его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми.

        Цель педагогической технологии:

   Обогащение представлений детей об эмоциях и чувствах в процессе слушания музыкальных произведений.

         Задачи:

  1. Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры;
  2. Вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости;
  3. Дать представление детям о том, что музыка выражает чувства, настроения, переживания человека;
  4. Познакомить с основными жанрами музыки (песня, танец, марш);
  5. Развивать умение сравнивать контрастные произведения разных жанров, одного жанра, пьесы с одинаковыми или сходными названиями, различать оттенки настроений в близких по эмоциональному содержанию произведениях;
  6. Развивать способность слышать и выражать смену настроений в танцевальных, образных движениях;
  7. Развивать умение находить тембры музыкальных инструментов, близкие по характеру звучащему произведению, ритмично и выразительно играть на музыкальных инструментах, слыша и передавая характер музыки;
  8. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Технология реализуется во время непосредственно образовательной деятельности «Музыка», в  вечерах досуга,

праздничных утренниках.

Условия реализации технологии.

    Эффективность процесса обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах посредством музыки обеспечивается следующими педагогическими условиями:

  1. Наличием соответствующего музыкального репертуара;
  2. Готовностью ребенка к восприятию конкретного эмоционального переживания;
  3. Соблюдением пошагового алгоритма организации данной деятельности;
  4. Регулярной организацией слушания музыки и беседы о ней.

     При отборе музыкального репертуара для обогащения детских представлений об эмоциях и чувствах важно руководствоваться следующими критериями:

  1. Эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;
  2. Богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
  3. Инструментальные произведения;
  4. Особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.;
  5. Наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии музыкального произведения:
  6. Наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;
  7. Наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже пережить и прочувствовать его);
  8. Длительность звучания музыкального произведения (3 – 5 минут);
  9. Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);
  10. Качественность аудиозаписи музыкального произведения.

   Важным условием реализации технологии является подготовленность ребенка к восприятию конкретного эмоционального переживания в музыке: у него должен быть опыт переживания этого эмоционального состояния.

    В процессе слушания музыки с детьми необходимо соблюдение определенного алгоритма (пошаговой организации данной деятельности):

  1. Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним;
  2. Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности;
  3. Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз;
  4. Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в деятельности – игровой, двигательной;
  5. Проведение слушания музыки не менее 2 раз в неделю, вне зависимости от музыкальных занятий в течение всего учебного года.

                                                                             

Диагностика.

     С целью изучения особенностей эмоциональной отзывчивости детей на музыку проводится диагностика на основе внешних проявлений детей во время слушания музыки.

Критерии оценки уровня эмоциональной отзывчивости определены в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры?

  1. Продолжительность внимания;
  2. Отношение к процессу слушания музыки (равнодушие, удовольствие, увлеченность, неприязнь);
  3. Экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время слушания (хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, равнодушен, сосредоточен);
  4. Сопровождение музыки движениями (притопывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт мелодии, пританцовывает, неподвижен – сосредоточен, отвлекается на другую деятельность);
  5. Эстетическая оценка музыкального произведения (самостоятельно, с помощью взрослого, не происходит).

     Детям предлагается прослушать произведения М. И. Глинки «Разлука» и А. Корелли «Шутка».  После прослушивания проводится беседа об образно-эмоциональном содержании музыки. Примерные вопросы:

  1. Понравилась ли музыка? Почему? Какая музыка понравилась больше?
  2. Какое настроение выражено в первом произведении? Во втором?
  3. Когда у тебя бывает такое настроение, такие чувства?
  4. Чаще у тебя бывает настроение как в первом или втором произведении? Почему?
  5. Что тебе хочется делать после прослушивания такой музыки?

     По результатам наблюдения и беседы с детьми делаем выводы об особенностях эмоциональной отзывчивости детей на музыку и определяем их в одну, из условно выделенных, групп.

     Группа А: В процессе слушания дети выражают удовольствие, радость, увлеченность, при этом ярко проявляя эмоции (улыбаются, смеются, хмурятся, плачут – в зависимости от характера произведения). Часто сопровождают музыку движениями (хлопают в ладоши, покачиваются в такт, поют), дают эстетическую оценку музыкальному произведению самостоятельно. Дети адекватно определяют характер обоих произведений. Музыкальные произведения вызывают у детей яркий эмоциональный отклик, а так же желание выражать свои эмоции посредством адекватных движений, примеров из личного опыта. Дети точно чувствуют противоположный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

     Группа В: Дети получают удовольствие от процесса слушания музыки, но при этом остаются равнодушными или сосредоточенно слушают, покачиваясь в такт или сохраняя статичность. Им трудно дать оценку музыкальному произведению самостоятельно. С помощью взрослого дают 1 – 2 типичных прилагательных, характеризующих произведение. Дети адекватно определяют эмоциональный характер произведений. Они затрудняются объяснить, почему понравилось то или иное произведение, однако внешне достаточно ярко реагируют на контрастность музыки. Это свидетельствует о среднем уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

     Группа С: В процессе слушания музыки дети обычно равнодушны или сосредоточены на других видах деятельности. Не сопровождают музыку движениями, оставаясь в статичном положении. Дети чувствуют характер произведений, но испытывают трудности при их оценивании даже с помощью взрослого. Это свидетельствует о низком уровне эмоциональной отзывчивости к музыке.

Список литературы.

  1. Радынова О. П., Музыкальные шедевры. – М. Сфера, 2010.
  2. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
  3. Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой, Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2002
  4. Н. Щербакова, Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. – Музыкальный руководитель. – 2005. - №  3;
  5. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

                     http://studentbank.ru/view.php?id=18586&p=2

  1. Эмоциональная сфера логопата.

                http://kontrolnaja.ru/dir/psychology/138483


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология обогащения представлений об эмоциях и чувствах у старших дошкольников посредством музыки.

В данной видео-презентации представлены этапы педагогической технологии, целью которой является развитие эмоциональной чувствительнойсти у  дошкольников посредством музыки. Предложен музыкальный ...

Педагогический музыкальный проект для старших дошкольников с признаками одаренности «Детство с музыкой»

При разработке педагогического проекта мы опирались на теоретические положения о том, что музыка - это отражение логики смены эмоциональных состояний, эмоциональное познание. Именно они позволили нам ...

Презентация: "Педагогическая технология обогащения представлений об эмоциях и чувствах у старших дошкольников посредством музыки"

Презентация: "Педагогическая технология обогащения представлений об эмоциях и чувствах у старших дошкольников посредством музыки"...

Педагогическая технология обогащения представлений об эмоциях и чувствах у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова)

Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили цел...

Практики обогащения представлений старших дошкольников о самих себе и развитие положительной оценки

Хотим поделиться своими впечатлениями от семинара, проходившегов рамках международного образовательного форума.Слайд 2 Называется он «Практики обогащения представлений старших дошкольников о сам...

Педагогический проект "Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"

Реализация педагогического проекта "Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"...

Педагогическое сопровождение развития представлений старших дошкольников о здоровье средствами индивидуальных занятий

Педагогическое сопровождение развития представлений старших дошкольников о здоровье средствами индивидуальных занятий...