Сценарий речевой викторины "Всё обо всём"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Захарова Надежда Алексеевна

Представленное методическое пособие предназначено для дошкольников 5-6 лет. Задания и вопросы данной викторины расширяют словарный запас ребенка, формируют грамматически правильную речь, развивают память и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевая викторина94.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

викторины по речевому развитию

для детей старшего возраста

«Всё обо всём»

Разработала

воспитатель

ДОУ № 78

Захарова Н.А.

Липецк, 2019

Цель: создать условия для формирования навыков связной речи; выявление динамики развития словаря детей 5-6 лет.

Задачи:

Образовательные:

- учить находить заданный звук в начале, в середине и в конце слова;

- продолжать знакомить с понятием «звук»;

- упражнять в умении подбирать слова-антонимы к существительным и прилагательным;

- формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку к обучению грамоте;

- учить рассуждать при рассматривании предметных картинок и выстраивать из них логическую цепочку;

- продолжать учить делить слова на части (слоги).

Развивающие:

- развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;

- развивать познавательный интерес детей, внимание, память;

- развивать творческое мышление и речевую активность, применяя методы и приемы ТРИЗ;

- развивать интерес к выполнению заданий;

- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

- способствовать проявлению самостоятельности, инициативности в детском коллективе;

- поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи;

- воспитывать настойчивость в достижении цели;

- воспитывать доброжелательное отношение к ответам других детей,  уважение друг к другу, желание помогать товарищам;

- воспитывать любовь к родному языку, русскому народному фольклору: сказкам, закличкам.

Предварительная работа:

- дидактические игры: с кругами Эйлера, «Логическая цепочка», «Слово можно прохлопать» - индивидуальная и фронтальная работа с детьми по делению слов на части (слоги); «Скажи наоборот», индивидуальная работа по выкладыванию звуковых схем слогов (слов); разгадывание речевых ребусов.

Оборудование: круги зеленого и синего цвета – 2 шт., подставки под круги; солнышко и лучики (по количеству заданий); конверты для заданий; ромашка (6 лепестков); эмблемы для команд: «Знайки» и «Грамотеи», столы для команд, стол для жюри, воздушные шары для украшения.

Демонстрационный материал: фотоиллюстрации зимних и весенних пейзажей; фотоиллюстрации зимних и весенних пейзажей 15 х 20 см, разрезанные на фрагменты – 2 шт. (с обратной стороны 1 синего цвета, 1 зеленого цвета); картинки (7-8 шт.) размером 10 х 15 для д/игры «Логические цепочки»: «новогодняя елка», «шишки», «белка», «медведь», «еж», «ягоды», «компот, варенье»; картинки размером 7 х 7 с нарисованными предметами: «дом», «осы», «жук», «пальто», «рак», «лук», «рука», «аист»; ребусы – 2 шт. «машина», «бабочка».

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые гости! Мы вас приветствуем в нашей уютной и красивой группе. Сегодня у нас необычное соревнование. Надеюсь, что скучать Вам не придется. Приглашаем Вас на викторину «Всё обо всём».

А оценивать игру наших участников будет жюри… . За каждый правильный ответ присуждается один балл.

Представление членов жюри:

В каждой игре, как известно, имеются свои правила.

Разрешается: думать, слушать, обсуждать, отвечать и рассуждать.

Запрещается: ссориться, шуметь, ворчать, перебивать друзей, кричать.

У нас будут соревноваться две команды: «Знайки» и «Грамотеи».

А определиться, кто будет в команде «Знайки», а кто в команде «Грамотеи», нам помогут картинки.

(На столе разложены элементы картинок: «ВЕСНА» и «ЗИМА». Каждая картинка разрезана на 6 частей – по количеству детей в команде.)

Я прошу вас подойти к столу и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; а те, у кого рубашка  «зеленая» - подойдите к «зеленому столу».

1. Приступаем к разминке.

Ребята, вы любите собирать картины из пазлов?

Соберите на своих столах картинки из частей, которые у вас в руках.

Раз, два, три – начни!

Вопрос команде у «синего стола»: Что изображено на вашей картине? (Зима.)

Ваша команда будет называться «Грамотеи».

Назовите признаки зимы.

Вопрос команде у «зеленого стола»: Что изображено на вашей картине? (Весна.)

Ваша команда будет называться «Знайки».

Назовите признаки весны.

(Далее вопросы задают командам поочередно.)

Ребята, какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы?

Какой сейчас идет месяц? (Февраль.)

- Правильно – февраль. Последний месяц зимы.

И наступит какое время года?

Какой первый месяц весны? (Март.)

Назовите весенние месяцы?

- Но уже хочется тепла. И мы все истосковались по солнышку.

У весны есть волшебный ключик -

Солнечный, весёлый, тёплый лучик

Повернёт – и почки открывает,

Повернёт – и травка вырастает.

Злая туча набежала,

У солнца лучики украла.

Воспитатель: Надо нам как-то солнышку помочь, не будут лучики землю согревать - не наступит весна, не зазеленеет травка, не зацветут цветочки… . Попросим тучку вернуть лучи.

Дети: Туча - тучка верни лучик (темп речи: медленный, средний, быстрый).

(Появляется «Тучка».)

Тучка: Так и быть верну лучи, только вы со мной играйте и задания выполняйте. За каждое правильно выполненное задание я верну лучик.

Воспитатель: Дети, вы согласны?

2. И вот вам задание:

Что вы знаете о звуках?

Мы можем увидеть звуки? (Нет. Звуки мы слышим и произносим. Есть звуки, которые можно петь и долго тянуть.)

Каким цветом обозначают такие звуки? (Красным.)

Дети: И есть звуки, которые нельзя петь. Они произносятся четко и отрывисто.

Воспитатель: Каким цветом обозначают такие звуки? (Синим и зеленым.)

Тучка: И вы молодцы, первый лучик у вас.

- Следующее задание:

3. Игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

Скажу я слово «ВЫСОКО»,

Вы отвечайте – «НИЗКО».

Скажу я слово «ДАЛЕКО».

Вы отвечайте – «БЛИЗКО».

- Понятно задание?

Слова для команды «Знайки».

Молодой – (старый).

Быстрый – (медленный).

Начало – (конец).

Потолок – (пол).

Мокрый – (сухой).

Тихо – (громко).

Белый – (черный).

Широкий – (узкий).

Чистый – (грязный).

Темный – (светлый).

- Прекрасно сыграла команда «Знаек». Надеюсь, что их соперники так же сильны.

Вопросы для команды «Грамотеи».

Ночь – (день).

Пустой – (полный).

Хорошо – (плохо).

Твердый – (мягкий).

Трусость – (храбрость).

Богатый – (бедный).

Горячий – (холодный).

Толстый – (тонкий).

Небо – (земля).

Маленький – (большой).

Тучка: Вы молодцы, еще один «лучик» заработали.

А теперь:

Игра на внимание «Эхо» (не оценивается жюри).

- Назовите последнюю часть слова (слог).

Собирайся, детвора! Дети: Ра-ра-ра.

Начинается игра! Ра-ра-ра.

Да ладошек не жалей! Лей-лей-лей.

Бей в ладоши веселей! Лей-лей-лей.

Сколько времени сейчас? Час-час-час.

Сколько будет через час? Час-час-час.

И неправда – будет два! Два-два.

Думай, думай голова! Ва-ва.

Как поет в селе петух? Ух-ух.

Да не филин, а петух! Ух-ух.

Вы уверены, что так? Так-так.

А на самом деле как? Так-так.

Вы хорошие всегда? Да-да.

Или только иногда? Да-да.

Не устали отвечать? Чать-чать.

Разрешаю помолчать! Тсссссссссс.

Следующий конкурс:

4. «Разминка для ума. Разгадай ребус»

Для каждой команды свой ребус. (Детям предлагается по 1 ребусу.)

(Зашифрованы слова: «машина», «бабочка».)

Картинки по запросу ребус к слову бабочкаD:\Pictures\картинки\ребус_машина.jpg

Тучка: Молодцы, вы не перестаете меня удивлять. И еще один «лучик» вы заработали.

Воспитатель: Гимнастику для ума вы провели, а теперь гимнастика для тела.

Физкультминутка

Танцуем задорный танец «Пятна» (Музыкальная игра Железновых.).

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Да, конечно.)

Вас ожидает транспорт, на котором мы отправимся к следующему конкурсу.

Угадайте какой:

Что за чудо – едет дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

- Вы правильно отгадали.

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять. (Музыкальная игра Железновых «Автобус».)

5. Конкурс «Сказочный»

Но в сказку не так-то просто попасть на обычном транспорте.

Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой (с помощью логической связи). Первой я ставлю (прикрепляем на магнитную доску) картинку с изображением новогодней ёлки, потому что Новый год - главный праздник зимы, а елка основной символ этого праздника. На столе разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом с «елкой», чтобы можно было объяснить их соседство. Например, рядом с елкой, я поставлю картинку с изображением еловых шишек, т.к. шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку.

Каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить её в цепочку и объяснить свой выбор.

Например, «белочка», т.к. она ест еловые шишки; «медведь» - он тоже, как и белка живет в лесу; «ежи» – т.к. они, как и медведи впадают зимой в спячку; «ягоды» - так это любимое лакомство ежа; «компоты и варенье (зимние заготовки)» - так их делают из ягод; «чайные чашки» – очень вкусно и приятно пить чай с вареньем.

Вот мы и прибыли в сказку.

Отгадайте героев сказок.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили.

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же девочку ту звали? (Снегурочка)

Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета

Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)

Бабушка в лесу живёт,

Травы-зелье собирает,

Пол в избе метлой метёт.

В ступе по небу летает,

Из кости её нога. Эту бабу звать … (Яга)

У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала. (Гуси-лебеди)

Это знают даже первоклашки,

Что есть друг у Чебурашки.

Под гармошку песни он поет.

Имя друга каждый назовет (Крокодил Гена)

Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал. (Емеля)

Тучка: Вот вам еще один «лучик».

 6. Игра «Собери цветок»

Тучка: Мой друг Ветер так сильно дул, что сломал цветок. Помогите его собрать. (Отдает конверты с лепестками.)

Воспитатель: Берите лепестки с картинками предметов, в названии которых есть звук [о] – для команды «Знайки», звук [а] - для команды «Грамотеи».

И еще надо определить на каком месте находится звук в слове. Помогать нам будут помощники пальчики. Если звук находится в начале слова, то показываете один пальчик, если в середине слова – два пальчика. Ну а если в конце слова – три пальчика.

Для команды «Знайки»: осы, дом, жук, пальто.

Для команды «Грамотеи»: рак, лук, рука, аист.

- Молодцы все лучики собрали, а тучку давайте попросим уйти.

Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки.

Уходи от нас скорей, не пугай ты нас – детей.

Вот к нам солнышко пришло - стало весело тепло.

- Солнечные лучи согревают все на земле, и людей и животный мир.

- А теперь, возьмите лучики. Их надо вернуть солнышку.

(Дети собирают солнышко на полу.)

- Посмотрите, какое весёлое солнце, снова оно отправит свои лучи на землю и запоют птицы, зацветут сады, придёт настоящая весна (встают в хоровод вокруг солнца).

- А теперь позовем все вместе весну.

Закличка

Весна, весна красная! (идут по кругу, держатся за руки)

Приди, весна, с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким (руки вверх),

С корнем глубоким (присесть),

С дождями сильными (сужают круг),

С хлебами обильными (расходятся).

К нам в гости просим.

Приди скорей, нам тепла не жалей.

- Вот и подошла к концу наша викторина. Мы просим уважаемое жюри подвести итоги и объявить победителей.

(Жюри объявляет результаты конкурса. Команды награждаются грамотами и подарками.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий речевого праздника

Предлагаемый вам сценарий речевого праздника является итоговой работой коррекционных групп ДОУ для детей старшего и подготовительного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.Речевой материал п...

Сценарий речевого праздника "Летний день"

В сценарии использован авторский материал для итогового праздника : логопедические игры, стихи, моменты - связки. Ход праздника соотнесен с течением времени суток с  участием персонажа - Котенка ...

Сценарий речевого выпуска

Стихи к речевому выпуску в детском саду....

Сценарий речевого праздника, посвященного дню смеха

Сценарий речевого праздника, посвященного дню смеха...

Сценарий речевого праздника "Путешествие в страну Вообразилию"

Логопедические утренники - настоящие праздники для дошкольников с общим недоразвитием речи, дающие детям возможность продемонстрировать приобретенные речевые...

Сценарий речевого праздника "АБВГДейка - волшебная страна"

Итоговым показателем логопедической работы являются праздники правильной речи, которые мы совместно с воспитателями проводим в ...

СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА»

На занятии подводятся  итоги коррекционной работы, подчеркивается  значимость логопедических занятий для речевого и общего развития ребенка....