Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
статья по развитию речи

Великая Татьяна Валентиновна

Театрализованная  деятельность - это один из эффективных способ развития ребенка, формирования личности и имеет огромное воспитательное значение. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые умения и навыки, обеспечиваем эмоциональное благополучие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Первостепенной задачей педагога является формирование правильной речи детей, через все компоненты речи: звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру слова, развитие связной монологической и диалогической речи, а также развитие психических функций: внимания, памяти, мышления. Овладение грамотной речью является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания и полноценного развития личности ребёнка.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. В современном мире, к сожалению, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Результатом этого является нарушение речевого развития у дошкольников: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования. С каждым годом количество детей с нарушениями речи заметно возрастает.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, это известно всем, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. 

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности. Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые умения и навыки, обеспечиваем эмоциональное благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в повседневной жизни, речь становится более яркой, эмоциональной.

Через театрализованную деятельность решаются следующие задачи речевого развития:

  • Обогащать и активизировать словарь детей;
  • Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли;
  • Совершенствовать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами;
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • Развивать интонационную выразительность речи;
  • Совершенствовать артикуляционный аппарат;
  • Развивать речевое творчество;
  • Обогащать эмоционально-чувственный опыт детей;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • Воспитывать культуру речевого общения, формировать опыт социального поведения.

Для решения всех этих задач необходимо правильно организовать предметно–пространственную среду, обеспечивающую совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка.

Для этого в каждой группе детского сада организованы  уголки театрализации, в которых содержатся:

  • ширма,
  • атрибуты для игр и для разыгрывания сказок,
  • костюмы, маски,
  • куклы и игрушки для различных видов театра:
  • пальчиковый
  • кукольный
  • перчаточный
  • настольный (конусный, цилиндрический, плоскостной и т.д.)
  • ложковый
  • штоковый (театр на палочке)
  • театр топотушки
  • театр теней
  • театр на фланелеграфе
  • театр на магнитах и т.д

Также должны быть картотеки:

  • Игры, направленные на развитие речевого дыхания;
  • Артикуляционная гимнастика «Сказки о весёлом язычке»;
  • Логоритмические упражнения;
  • Скороговорки и чистоговорки;
  •  «Пальчики играют и речь развивают»;
  •  Сказки к театрам;
  • Фольклорные произведения;
  • Подвижные игры с героями;
  • Коммуникативные игры;
  • Игры, направленные на развитие воображения, внимания и т.д.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Упражнения на речевое дыхание;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения

(вербальной и невербальной речи);

  • Упражнения на воображение;
  • Упражнения на имитацию движений;
  • Упражнения на активизацию словарного запаса;
  • Ритмические минутки, пальчиковый игротренинг;
  • Подвижные игры с героями;
  • Театрализованные игры, образные упражнения;
  • Словесные, настольные и подвижные игры;
  • Творческие задания;
  • Театральные этюды;
  • Разыгрывание мини - диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Разучивание чистоговорок;
  • Составление мнемотаблиц, для лучшего запоминания текста;
  • Прослушивание сказок, стихотворений с использованием компьютера;
  • Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей;
  • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием;
  • Изготовление декораций, атрибутов, персонажей для представлений.
  • Инсценирование сказок;
  • Показ театрализованных представлений.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

  • игры-драматизации
  • режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь. С помощью театрализованных игр можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи дошкольников через т еатрализованную деятельность

Слайд 2

Актуальность: Дошкольный возраст – это период активного развития речи , а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя

Слайд 3

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. В. А. Сухомлинский

Слайд 5

Театрализовано деятельность всесторонне развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Слайд 6

Задачи речевого развития в театрализованной деятельности

Слайд 7

Предметно-пространственная среда

Слайд 9

Театрализованная деятельность в различных видах деятельности

Слайд 10

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной речи); Дыхательная и артикуляционная гимнастика; Ритмические минутки, пальчиковый игротренинг ; Театрализованные игры, образные упражнения; Словесные, настольные и подвижные игры; Творческие задания; Театральные этюды; Разыгрывание мини - диалогов, потешек , песенок, стихов; Разучивание чистоговорок ; Составление мнемотаблиц , для лучшего запоминания текста; Прослушивание сказок, стихотворений с использованием компьютера; Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей; Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием; Изготовление декораций, атрибутов, персонажей для представлений. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ по театрализованной деятельности

Слайд 11

Театрализованная игра

Слайд 12

Методическая литература Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова . - М.: Просвещение, 2004.- 127 с. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007г. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии», Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику», Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет», Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.: Программа и репертуар. - М.: Гуманит . изд. центр Владос , 2003. - 157 с. Шорохова О.Н. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "В гостях у сказки" развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Педагогический проект "В гостях у сказки" направлен на развитие речи детей дошкольного возраста в организованной театральной деятельности. Разработан в соответствии с Федеральными государственным...

План по самообразованию "Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованой деятельности"

Автор: Астапова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОБУ №17 г. Минусинск План по самообразованию на  2012 – 2013 уч. год. (Подготовительная логопедическая группа) Тема:  Развитие ...

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Театрализация играет особую роль в жизни ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствуе...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...

Проект: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Задачи:1.Обучать строить диалог;  повысить речевую активность средствами театрализованной деятельности.2.Развивать речевые контакты ребёнка со взрослыми и детьми.3.Воспитывать культуру речи при п...