воспитание культуры речи средствами потешек. пословиц чистоговорок
консультация по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Ольга Сергеевна

развитие речи через потешки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx434.08 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПОСЛОВИЦ, СКОРОВОРОК, ПОТЕШЕК

«…Дивиться драгоценности языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто крупно, как сам жемчуг и право, иное название еще драгоценнее самой вещи.»

Н.В. Гоголь

Ребенок пятого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли, желания, намерения. Ребенок не только воспринимает окружающий мир, но и высказывает свое мнение о том, что видит, устанавливает связи между предметами и явлениями окружающего мира и даже делает выводы. Конечно, не все дети одинаково развиваются в речевом плане, у каждого могут быть свои индивидуальные особенности.

Часто речевые ошибки, которые допускают дети, связаны с недостаточно сформированным речевым слухом, несовершенством артикуляционного аппарата, а также с недостатками лексико-грамматической стороны речи. Существует множество занимательных игр, упражнений, направленных на преодоление речевых трудностей. Дети с  большим удовольствием  их выполняют.

    Так, для укрепления артикуляционного аппарата, используются специально подобранные комплексы упражнений для мышц языка и губ  в форме сказки «Веселый язычок», которые очень нравятся детям.

         

   Для тренировки речевого дыхания очень полезны задания, связанные с произношением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек:

-  АУ - АУ-АУ-АУ;                               ---- УА - УА-УА-УА;    

 -  КО - КО - КО - КО;

-  ИА- ИА- ИА- ИА;                             -   - ПИ-ПИ-ПИ-ПИ;

-  Аля ахала, а Оля охала;                    -  -- Это эхо, эхо это;

-  Иголки у елки, колки иголки;          -  -- На елке - удод, а под елкой - енот;

 

     

Для развития речевого (фонематического) слуха используются игровые задания: -  «Угадай, на чем играю?» (побренчать на бубне, барабане, гармошке, чтоб ребенок не видел, а только слышал, и попросить назвать источник звук);

- «Угадай, кто кричит?» (дать ребенку картинку с изображением разных животных. Подайте голос, подражая крику одного животного и попросите назвать, кто из них кричит);

-  «Громко - тихо» (звучание бубна);

- «Угадай, близко или далеко?», «Где звучит?»

- «Что звучит?» (стул, молоток, звон ложки и т.д.)

      - «Вставьте слово» (читая ребенку стихотворение, отрывок из сказки подталкивать его к произношению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки);

- Отгадывание загадок (особенно, если отгадка – это последнее слово-рифмовка).  

Особое место в развитии речи детей принадлежит использованию устного народного творчества – потешек, стихотворений, занимательных диалогов, чистоговорок, считалок.       Разучивание потешек, стихотворений, чистоговорок позволяет ребенку не только тренировать свою память, но и научиться менять интонацию, темп речи, говорить более выразительно. Замечательные результаты можно получить, если сопровождать проговаривание стихотворений  пальчиковой гимнастикой.

СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ

Сидит белка на тележке,                      -     дети поочередно хлопают в ладоши
Продает она орешки:                                и ударяют кулачком о кулачок;
Лисичке-сестричке,                              -   дети загибают пальчики
Воробью, синичке,                                   сначала на одной руке, затем на другой.
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку

      Скороговорки в работе с детьми используются как эффективное средство для развития четкой дикции. В скороговорках всегда есть материал для шутки и забавы. Поэтому скороговорки можно использовать как средство развития воображения ребенка.

    Полезно при проговаривании и заучивании  скороговорок и потешек использовать иллюстрации:

Систематические занятия, творческий подход к сочетанию различных методов развития всех сторон речи обеспечивают полноценное формирование речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Практические достижения профессиональной деятельности на тему: "Воспитание звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики"

Профилактика речевых нарушений детей 5 - 6 лет и повышение эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики....

консультация "Русские народные сказки как средство воспитания культуры речи дошкольников с ЗПР

У дошколников с задержкой психического развития отмечается незрелость внутриречевых механизмов. Образцы русской речи прдставлены в устном народном творчестве . Поэтому воспитание культуры речи  с...

Тема: «Воспитание звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики»

Развитие звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Это многоаспектная задача...