Тема: «Воспитание звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики»
методическая разработка по логопедии

Развитие звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Это многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_ritmika.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Колосок»

                

Тема:

«Воспитание звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики»

Составила учитель-логопед Морозова В.Е.

г. Семенов,

2017 г.

Содержание

Актуальность…………………………………………………………………...

1.Теоретическая часть……………………………………………………….…

1.1. Понятие звуковой культуры речи, ее основные компоненты………..

1.2.Теоретические основы звуковой культуры речи…………………….…

1.3. Фонетическая ритмика как метод развития звуковой культуры речи………………………………………………………………………………...

1.4. Методика работы по развитию звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики…………………………………………………….….

1.5. Рекомендации по проведению занятий  с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики……………………….

2.Практическая часть.…………………………………………………………

2.1.Работа над звуками речи

2.2.Работа над просодическим компонентом речи

3.Выводы………………………………………………………………………..

Результаты работы……………………………………………………………..

Литература………………………………………………………………………

Актуальность

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроме того, задачи развития речи включены и в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Таким образом, речевое развитие в целом, развитие звуковой и интонационной культуры речи в частности, является важным звеном развития дошкольника.

Развитие звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Это многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

В настоящее время – время смартфонов, айфонов, Интернета, социальных сетей – проблема  формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости, а наоборот, ещё более усугубилась. Дети мало говорят в семье, так как мало говорят родители. Дети мало говорят и в детском саду, будь то со сверстниками или с воспитателями, так как редко создаются такие ситуации, где от ребёнка требуется словесно-логическое мышление.

1.Теоретическая часть

1.1. Понятие звуковой культуры речи, ее основные компоненты

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза,  двигательные навыки в процессе разговора), владение речевым слухом.

Звуковая культура речи является составной частью  речевой культуры. Она включает собственно произносительные качества, характеризующие речь (звукопроизношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха, который обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат. Опираясь на слух, ребенок контролирует свою артикуляцию.

Компоненты звуковой культуры речи:

1.Темпо - ритмические компоненты речи:

Двигательные средства выразительности речи: артикуляция,  речевое дыхание.

 Звуковая выразительность речи: ритм, интонация, ударение, сила голоса, тембр.

 2.Произносительные компоненты речи: звукопроизношение, дикция.

1.2.Теоретические основы звуковой культуры речи

Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека.

Выделяют три основные функции речи:

  1. Речь – это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
  2. Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;
  3. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Ж.Пиаже, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы её развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений.

В настоящей работе делается акцент на одной из важных сторон развития речи, а именно развитие звуковой культуры детей младшего дошкольного возраста.

Воспитание звуковой культуры речи всегда считалось одной из ведущих задач речевого развития в младшем дошкольном возрасте (А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин, Е.И. Радина, Г.А. Тумакова, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева). Исследователи подчеркивали, что наряду с работой над правильным звукопроизношением важно работать над всеми элементами звуковой стороны речи – здесь необходимо отметить важность всех компонентов (темпа, дикции, силы голоса, интонации) для оформления высказывания. Процесс овладения звуковым строем языка детьми дошкольного возраста в педагогической и психологической литературе изучен и описан достаточно полно в работах А.Н.Гвоздева, В.И.Бельтюкова, Д.Б.Эльконина, Е.И.Радиной. Существует много средств воспитания звуковой культуры речи, дидактические игры являются одним из таких средств. Большие возможности дидактических игр описаны в пособиях А.И.Максакова, М.Ф.Фомичевой, В.В.Гербовой.

1.3. Фонетическая ритмика как метод развития звуковой культуры речи

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движения, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

 То есть фонетическая ритмика – это средство развития темпо-ритмических компонентов речи, которые являются составной частью звуковой культуры речи. Их развитие помогает формированию фонетически правильной речи.

Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонематическая ритмика была заимствована группой российских педагогов под руководством Э.И.Леонгард у специалистов Загребского реабилитационного центра «Суваг» для глухих и слабослышащих (Хорватия). Уже не один десяток лет эта система с успехом используется педагогами специальных школ и детских садов для детей с недостатками слуха и речи.

Фонетическая ритмика давно перешагнула рамки работы со слабослышащими детьми. Достоинства этого метода в полной мере оценили логопеды, и фонетическая ритмика прочно заняла свое место в их практике. Живой интерес к данной методике проявляют и воспитатели обычных детских садов, и учителя начальных классов.  

В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика»

1.4. Методика работы по развитию звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики.

Суть метода в следующем: в сочетании микродвижений речевого аппарата с макродвижениями тела. Детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинаций. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов, с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально- положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному заплакать или засмеяться, как и другие начинают плакать или смеяться. Кроме того дети очень любят подражать друг другу, взрослым и даже животным. Все эти природные способности детей с успехом использует фонетическая ритмика.

Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.

При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения- значительно более «древние»  свойства человеческой психики нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников.

Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движений к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента- эмоциональный, двигательный, речевой- и использующая механизм их функционального единства.

1.5. Рекомендации по проведению занятий  с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики.

1. Проводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 10-15 мин и лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки.

2. Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу.

3. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

4. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а затем отдельными детьми по выбору педагога. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное

внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор на движения, а не на речь!

5. На каждом занятии педагог должен чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие  и плавные и т.д. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.

6. На первых порах следует исключить резкие движения. На близком расстоянии они, во-первых, могут напугать ребенка, а во-вторых, с трудом воспринимаются зрением.

7. Есть дети, для которых начальный этап - пассивный. Следует оставить за ними право только смотреть или даже не смотреть на взрослого и ничего не делать. Нельзя принуждать ребенка к выполнению упражнений. Очень скоро он сам привыкнет к тому, что делают педагог и другие дети, у него появится интерес и желание поучаствовать в игре, и он начнет подражать. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребенком, тем скорее он начнет подражать, и включится в совместную игру.

8. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.

9. Не следует фиксировать внимание ребенка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим достижениям, но и успехам товарищей.

10. Во время занятий активно используйте не словесные формы поощрения и поддержки - улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие руки и др.

11. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной, эмоциональной и обязательно фонетически правильной.

12. Педагог должен уметь сам не только правильно, но и красиво выполнять движения. Для этого советуем разучивать упражнения перед зеркалом.

13. Педагогу потребуется умение слышать недостатки произношения не только при индивидуальной работе с ребенком, но и улавливать их при хоровом проговаривании речевого материала. Исправлять ошибки детей он должен тактично.

14. Занятия можно проводить как индивидуальные, так и групповые. Игровые упражнения могут выглядеть как отдельное занятие или как часть речевого занятия, а могут с успехом использоваться в качестве веселых динамических пауз на других занятиях.

2.Практическая часть

2.1.Работа над звуками речи

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Что значит напряженность - это качество участия мускулатуры артикуляционного аппарата в образовании звука, когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика звука (гласный- согласный, глухой- звонкий, твердый- мягкий). Интенсивность определяет динамику речи – те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или иного звука. Время определяет скорость движения или проговаривания. 

С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.

Необходимо познакомить детей с движением рук на каждый звук. Для этого хорошо помогают наглядное изображение и игровая ситуация. Педагог показывает изображение звука на карточке, показывает движение. И предлагает детям игру. Например, при знакомстве со звуком У, дети «пугают» то Бабу Ягу, то Кощея Бессмертного. На звук О, можно предложить детям изобразить больного ребенка, удивиться слону летящему по небу. При работе со звуком Ф, детям предлагают изобразить, как сердится кошечка, со звуком С, дети надувают и лопают шарик. Дети выполняют движения, изменяя силу голоса, высоту произношения, длительность и плавность произношения. Закрепляя произношение звука с движением, педагог предлагает детям повторить звуковые цепочки из гласных звуков на одном выдохе, проговорить слоговые ряды с движением, рассказать и показать стихотворный текст, в котором часто встречаются слова с изучаемым звуком.

Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно продолжительными, губы иногда напряженными (О, У, Ы,Э). Необходимо обращать внимание ребенка на положение губ и языка.

Согласные звуки вызываются главным образом в сочетании с гласными. По характеру артикуляции можно выделить согласные:

1. взрывные глухие (П, Т, К). *Произнесение взрывных глухих согласных сопровождается быстрыми, резкими, напряженными по динамике движениями.

2. взрывные звонкие (Б, Д, Г). *При произнесении взрывных звонких согласных движения должны быть быстрые, но расслабленные.

3.смычно-проходные (М,Н,Л). *Смычно-проходные согласные произносятся с медленными, плавными, несколько наряженными движениями.

4. фрикативные глухие (Ф, Х, С,Ш). *Движения, сопровождающие произнесение фрикативных глухих согласных должны быть плавными, продолжительными и очень напряженными.

5.фрикативные звонкие (В,З,Ж). *Фрикативные звонкие согласные сопровождаются очень напряженными, дрожащими движениями.

6.вибрант (Р); *Произнося вибрант, ребенок должен согнуть руки перед грудью и выполнять вращательные движения, очень напряженные по динамике.

7.аффрикаты (Ц, Ч). *Работа над аффрикатами начинается, когда ребенок правильно произносит звуки «Т,С», «С,Ш». Произносит их плавно, без интервала, выполняя соответствующие движения.

Данный вид работы очень хорошо описан в пособии Н.Ю.Костылевой «Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики».

2.2.Работа над просодическим компонентом речи

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Выполняя движения с проговариванием стихотворных текстов, ребенок воспроизводит голосом различные интонации, меняет высоту голоса в зависимости от того какого героя он изображает. Обычно проговаривание начинается в замедленном темпе с переходом на средний, затем быстрый темп. Таким образом, дети учатся доводить темп речи до возможно быстрого. Педагог должен обращать внимание на правильность дыхания, от которого зависят чистота, правильность и красота голоса. Очень интересные стихи с описанием движений, предлагает В.Цвынтарный в своем пособии «Играем пальчиками и речь развиваем», а также для данного вида работы будет полезна книга «Расскажи стих руками».

3.Выводы

    Воспитание компонентов звуковой культуры речи играет огромное значение в развитии речи ребенка в целом  и имеет свои особенности на каждом возрастном этапе. Вся работа по воспитанию звуковой культуры речи должна осуществляться поэтапно через разнообразные формы работы на занятиях и в повседневной жизни.

Важна роль разных элементов звуковой стороны речи при построении любого высказывания. Каждый из элементов по-разному влияет на звуковое оформление изложения текста: от темпа речи, ее громкости во многом зависит понимание его содержания, от дикции также зависит смысловое восприятие произносимого высказывания. В конечном итоге от осознания звуковой стороны речи во многом зависит сила и глубина воздействия высказывания на слушателя.

Конечно, такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребёнка. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребёнка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, чтобы пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа должна проводиться систематически.

  От воспитателя зависит, будут ли выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, заложенные в нем природой, и тогда:

                              Дыхание свободно в каждой гласной,

                              В согласных прерывается на миг.

                              И тот гармонии достиг,

                              Кому чередованье их подвластно.

                              Звучат в согласных серебро и медь,

                              А гласные даны тебе для пенья.

                              И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть

                              Иль даже продышать стихотворенье.

                                                                    С.Маршак

Результаты работы.

Использование игровых упражнений на основе фонетической ритмики благотворно влияет на развитие речи детей.

 В результате  работы повышается речевая активность детей, как  во время образовательной деятельности, так и в общении друг с другом и с взрослыми.

Улучшается артикуляционная моторика детей.  

Некоторые дети по подражанию начинают произносить ранее неправильно произносимые ими звуки.

Дети начинают пользоваться речевым дыханием, т.е. умеют производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

Улучшается качество общей моторики, движения детей становятся более уверенными, четкими.

Дети прислушиваются к собственной речи и исправляют собственное произношение.

Речь детей становится более выразительной.

Родители чаще обращают внимание на речь своих детей, корректно исправляют их речевые ошибки, следят за собственной речью.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет», изд. «ТЦ СФЕРА»,2011.
  2. Болотина Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод. пособие. [Текст] – М.: Айрис – пресс, 2006. – 182 с.
  3. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Соц.-полит., журн., 1994. – 96 с.
  4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. [Текст] М., «Просвещение», 1973. 222 с. с ил.
  5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. [Текст] М., 2003.
  6. Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи» игровые упражнения на основе фонетической ритмики, изд. «ТЦ СФЕРА»,2014.
  7. Лазаренко О.И. методическое пособие «Диагностика и коррекция выразительности речи детей» изд. «ТЦ СФЕРА»,2014.
  8. Леонова С.В. «Игротека речевых игр. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями», изд.Гном,2011.
  9. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. [Текст] - М.:Мозаика-Синтез, 2005. – 211 с.
  10.  Невская В.П. «Речевые игры и упражнения», изд. «ТЦ СФЕРА»,2013.
  11. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст]/ Автор-составитель Ушакова O. C. - M.: АПО, 1994.
  12. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. [Текст] – М., 2001. – 234 с.
  13. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. [Текст] - М., 1962 г. – 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Практические достижения профессиональной деятельности на тему: "Воспитание звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики"

Профилактика речевых нарушений детей 5 - 6 лет и повышение эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики....

Проект по развитию речи на тему: «Воспитание звуковой культуры речи с помощью современных методов и приемов обучения» в старшей группе

Цели:•       Формирование умения правильно произносить звуки, производить звуковой анализ слова.•       Развитие речевого дыхания, тем...

Консультация для воспитателей учителя- логопеда Садыковой И.А. по теме: « Воспитание звуковой культуры речи».

Правильное произношение звуков в словах, четкая их артикуляция и различение их на слух, являются необходимыми условиями для успешного овладения грамотой....