Книжки и я - друзья (проект)
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Чурина Оксана Ивановна

В проекте систематизирована работа ДОУ с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knizhki_i_ya_-_druzya.docx154.45 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Киселевского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №13 комбинированного вида

ПРОЕКТ

«Книжки и я - друзья»

Разработчики проекта:

Чурина Оксана Ивановна,

Воспитатель

Устина Елена Сергеевна,

воспитатель

Киселёвск

Разработчики проекта: Чурина Оксана Ивановна, воспитатель МБ ДОУ детский сад №13 комбинированного вида

Рецензент: Долматова Т.А., к.п.н., директор МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»

Проект направлен на создание условий способствующих привитию старшим дошкольникам интереса к книге и чтению художественной литературы посредством включения их в разнообразные виды деятельности.

Данный проект позволяет осуществить одно из четырех приоритетных направлений работы МБДОУ детский сад № 13 комбинированного вида – познавательно–речевое развитие воспитанников. В проекте систематизирована работа ДОУ с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи. Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями.

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, их родителей и адресован педагогам дошкольных образовательных организаций. Но так же с успехом может быть адаптирован учителями общеобразовательных школ для обучающихся начальных классов и их родителей.


Содержание

Паспорт проекта………………………………………………………….

Актуальность проекта……………………………………………………

Цель и задачи проекта……………………………………………………

Элементы новизны проекта……………………………………………...

Участники проекта ……………………………………………………….

Социальные партнёры проекта …………………………………………

Механизм и сроки реализации проекта ………………………………..

Анализ условий, имеющихся для реализации проекта ……………….

Организация деятельности участников в рамках реализации проекта.

План реализации проекта ……………………………………………….

Ожидаемые результаты и социальный эффект………………………….

Предполагаемые риски и возможные пути их минимизации …………

Критерии оценки успешности проектной деятельности ………………

Дальнейшее развитие проекта……………………………………………

Промежуточные результаты реализации проекта……………………….

Список источников информации………………………………………….

…4

…7

…9

…10

…10

…12

…13

…13

…16

…17

…21

…22

…23

…24

…25

…29


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название

«Книжки и я - друзья»

Уровень

Проект реализуется на уровне ДОУ.

Вид

Долгосрочный (реализуется в течение 1 года)

Тип

Информационно-творческий

Цель:

Создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и интереса к книге и чтению художественной литературы посредством включения их в разнообразные виды деятельности.

Задачи:

1. Заложить фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека посредством обогащения представлений детей о роли книг в жизни людей, углубление читательских интересов, дифференцировку представлений о мире книг и знакомство с различными литературными жанрами.

2. Расширить представления о библиотеке и профессии библиотекаря.

3. Развивать способности проявлять инициативу и самостоятельность у детей при подборе книг по интересу; умение сочинять творческие рассказы, сказки, придумывать загадки о книгах и иллюстрировать их, конструируя книжки-малышки.

4. Совершенствовать речевую культуру и умение грамматически правильно, выразительно и связно пересказывать понравившиеся произведения, рассказывать и делать отдельные умозаключения по содержанию произведения.

5. Приобщать детей к социально-нравственным ценностям.

6. Формировать умение бережного обращения с книгой, проводить элементарные работы по починке книг.

7. Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения.

8. Содействовать повышению уровня конструктивного взаимодействия в системе ребёнок – педагог - родитель.

Участники проекта:

  • воспитанники старшего дошкольного возраста,
  • родители,
  • воспитатели,
  • специалисты ДОУ;
  • работники библиотеки.

Актуальность:

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас стране. Современные дети не любят читать. Они читают мало и с неохотой. С каждым годом детей, любящих читать, становится всё меньше. Как же заинтересовать ребёнка книгой? Думаю, чтение должно войти в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь что-то новое.

При этом особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Кроме того, наши дети пойдут осенью в школу. И это им будет необходимо для успешного обучения в школе.

Вот почему важно вовремя научить детей любить книгу. Кто же вводит ребенка в мир книги? Прежде всего, родители, детский сад, библиотека.

Проблема:

1. Неустойчивый интерес у детей к восприятию художественной литературы и книги как таковой.

2. Недостаток культуры семейного чтения.

Новизна проекта

Данный проект позволяет повысить эффективность реализации одного из четырех приоритетных направлений работы МБ ДОУ детский сад № 13 комбинированного вида – познавательно–речевое развитие воспитанников. Содержание данного проекта предполагает акцентировать внимание на совместных усилиях взрослых при организации работы с детьми по ознакомлению с произведениями художественной литературы.

В проекте систематизирована работа ДОУ с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи. Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями.

Этапы реализации

1 этап – подготовительный (июнь – сентябрь 2014 г.).

2 этап – целеполагания (сентябрь 2014 г.).

3 этап – планирования (сентябрь 2014 г.).

4 этап – исполнительский (октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.).

5 этап – презентационный (апрель - май 2015 г.).

6 этап - рефлексивно-оценочный (июнь 2015 г.).

7 этап – проектировочный (июнь 2015 г.).

Интеграция образовательных областей в ходе реализации проекта

Чтение (восприятие) литературных текстов в ходе реализации задач по ознакомлению детей с художественной литературой, широко используется в интеграции образовательных областей:

  • «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в ходе реализации поставленных задач);
  • «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей);
  • «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений);
  • «Труд» (формирование представлений о профессиях людей, создающих книги; умения взаимодействовать со взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности);
  • «Художественное творчество» (развитие детского творчества) и пр.

Социальные партнёры

  • МБОУ «Городская детская библиотека № 5»
  • Библиотека МБОУ «СОШ № 28» г. Киселёвска
  • МБОУ «Детская художественная школа № 16»

Ожидаемые результат реализации проекта.

Для детей: приобретены умения грамотного, активного читателя, расширен кругозор, обогащён словарный запас.

Для родителей: повысилась компетентность в вопросах воспитания грамотного читателя, возродились/заложены традиции семейного чтения; наблюдается улучшение взаимоотношений ребёнок-родитель.

Для педагогов: повысилась компетентность в вопросах организации проектной деятельности, качество проводимых мероприятий; разработана система работы с книгой; обобщён и распространён опыт по приобщению детей к художественной литературе; позитивные изменения в отношении родителей к жизни детей в ДОУ (повысилась активность родителей в участии в мероприятиях, заинтересованность в деятельности и результатах детей, проявляют инициативу в оказании помощи педагогам).

Для ДОУ: пополнена развивающая среда группы: создана мини-библиотека, разработано содержание и изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека»; организовано издательство «Малышок» по изготовлению книжек-самоделок; повышению уровня конструктивного взаимодействия в системе ребёнок – педагог – родитель, повышение рейтинга ДОУ.

Для соц. партнёров: увеличено количество читателей библиотеки, проведены совместные мероприятия.

Система организации контроля исполнения проекта

Контроль реализации проекта осуществляет администрация ДОУ.

Корректировка (уточнение) мероприятий осуществляется творческой группой по реализации проекта.

Результаты контроля предоставляются общественности через выступления с отчётами на педагогическом совете, публикации материалов на сайте ДОУ.

Объемы и источники финансирования проекта

Финансирование в объеме бюджета.

Привлечение внебюджетных средств возможно за счёт добровольной спонсорской помощи родителей.

Описание проекта

Вовремя прочтенная книга — огромная удача.

 Она способна изменить жизнь, как не изменит ее

 лучший друг и наставник.

Павленко П.А.

Актуальность проекта. 

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

В настоящее время большинство детей потеряли интерес к художественной литературе. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. Она учит размышлять над новой информацией, развивать креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя научить детей любить книгу. Кто же вводит ребенка в мир книги? Прежде всего, родители.

Но зачастую родители, поощряя детей, предоставляют им выбирать между компьютерными играми и мультфильмами (а не книгами!), так как у них самих появляется свободное время. По данным исследований, проведённых, Е.И. Николаевой в 2010 году, у детей, которые много смотрят телевизор, отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «пофантазировать».

При этом особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

В нашем детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 82 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и «общению» с компьютером (игры, просмотр новостей, общение в социальных сетях и пр.). У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 18 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг.

К сожалению, многие современные родители вообще не читают детям книги. Об этом свидетельствуют и данные проведённого в группе анкетирования. Его результаты заставляют задуматься! Лишь 9% родителей группы читают художественную литературу сами и могут назвать книгу, прочтённую недавно. 27% родителей читают книги детям по своей инициативе. Только 1 ребёнок группы записан в городскую детскую библиотеку, которую посещает в сопровождении бабушки.

Наблюдая за детьми во время самостоятельной игровой деятельности, заметили, что они очень редко берут в руки книги для рассматривания, но охотно откликаются на предложение послушать чтение рассказа или сказки перед сном (во время сончаса). Чтобы выявить проблему, разработана анкета для родителей и составлен вопросник для проведения беседы с детьми (приложение 1.).

Проведённая беседа-опрос с детьми (приложение 1.) показала, что многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу (57%). На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет (61%). Беседуют по содержанию прочитанного и того меньше (12%). Любимыми героями дети называют героев современных «китайских» или диснеевских мультфильмов.

Полученные данные свидетельствуют о том, что проблема «читательского» дефицита актуальна и для детей, и для родителей нашей группы.

К тому же, новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:

  • Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга.
  • Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Выделенные проблемы и послужили «отправной точкой» разработки проекта «Тайны мира книг».

Миссия.

Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.

Цель и задачи проекта.

Цель данного проекта - создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и интереса к книге и чтению художественной литературы посредством включения их в разнообразные виды деятельности.

Задачи:

1. Заложить фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека посредством обогащения представлений детей о роли книг в жизни людей, углубление читательских интересов, дифференцировку представлений о мире книг и, знакомство с различными литературными жанрами.

2. Расширить представления о библиотеке и профессии «библиотекарь».

3. Развивать способности проявлять инициативу и самостоятельность у детей при подборе книг по интересу; умение сочинять творческие рассказы, сказки, придумывать загадки о книгах и иллюстрировать их, конструируя книжки-малышки.

4. Совершенствовать речевую культуру и умение грамматически правильно, выразительно и связно пересказывать понравившиеся произведения, рассказывать и делать отдельные умозаключения по содержанию произведения.

5. Приобщать детей к социально-нравственным ценностям.

6. Формировать умения бережного обращения с книгой, проводить элементарные работы по починке книг.

7. Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения.

8. Содействовать повышению уровня конструктивного взаимодействия в системе ребёнок – педагог - родитель.

Новизна проекта.

Данный проект позволяет повысить эффективность реализации одного из четырех приоритетных направлений работы МБ ДОУ детский сад № 13 комбинированного вида – познавательно–речевое развитие воспитанников. Содержание данного проекта предполагает акцентировать внимание на совместных усилиях взрослых при организации работы с детьми по ознакомлению с произведениями художественной литературы.

В проекте систематизирована работа ДОУ с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи. Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

  • развитию личности ребенка, его творческих способностей;
  • приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
  • формированию творческого воображения;
  • развитию любознательности, как основа познавательной активности.

В содержание проекта включены такие виды деятельности, которые способствуют тому, что каждое новое произведение уже знакомого детям писателя воспринималось бы ими как частица его творчества, завораживало и увлекало своим сюжетом. А ребята могли вспомнить название и содержание этого произведения, а так же других произведений данного писателя, выделить особо понравившееся произведение или героя, рассказать о нём, выразить своё отношение к его поступкам.

Участники проекта.

Содержание деятельности участников проекта

Участники проекта

Содержание деятельности в рамках проекта

Воспитанники (6-7 лет)

  • Участвуют во всех видах деятельности и мероприятиях проекта.

Методист ДОУ

Разрабатывает локальные акты;

консультирует педагогов на рабочем месте;

разрабатывает методические рекомендации по организации воспитательно-образовательной деятельности в рамках внедрения проекта;

контролирует воспитательно-образовательную деятельность;

взаимодействует с родителями;

взаимодействует с общественностью;

размещает информацию о внедрении проекта на сайте детского сада в сети Интернет.

Воспитатели

  • Разрабатывают проект;
  • разрабатывают и осуществляют реализацию мероприятий проекта;
  • оформляет развивающее пространство;
  • взаимодействуют с социальными партнёрами и специалистами ДОУ;
  • организуют взаимодействие в системе дети-воспитатели-родители.

Родители

  • Участвуют в мероприятиях проекта;
  • оказывают посильную помощь воспитателям в создании условий для реализации проекта;
  • взаимодействуют с детьми в различных видах деятельности, предусмотренных содержанием проекта.

Специалисты ДОУ

  • Взаимодействуют с воспитателями, оказывая помощь в разработке и реализации мероприятий проекта;
  • взаимодействуют с родителями, способствуя улучшению отношений в системе родитель-ребёнок.

Работники библиотеки

  • Оказывают посильную помощь в разработке плана реализации проекта;
  • консультируют педагогов ДОУ в рамках темы проекта;
  • обеспечивают программно-методическое обеспечение;
  • разрабатывают и реализуют мероприятия проекта на базе своих организаций;
  • взаимодействуют с родителями, способствуя улучшению отношений в системе родитель-ребёнок.

Социальные партнёры проекта.

Интересы социальных партнёров в реализации проекта

Партнёры

Их интересы в проекте

МБОУ «Городская детская библиотека № 5»

  • привлечение новых социальных партнёров (ДОУ);
  • приобретение опыта в разработке совместного проекта с образовательной организацией;
  • разработка и осуществление мероприятий, предусмотренных содержанием проекта, на базе своей организации;
  • привлечение новых посетителей и читателей;
  • увеличение посещаемости библиотеки.

Библиотека МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

  • привлечение новых социальных партнёров (ДОУ);
  • разработка и осуществление мероприятий, предусмотренных содержанием проекта, на базе своей организации;
  • реклама своей образовательной организации;
  • привлечение будущих первоклассников в свою образовательную организацию.

МБОУ «Детская художественная школа № 16»

  • привлечение новых социальных партнёров (ДОУ);
  • разработка и осуществление мероприятий, предусмотренных содержанием проекта, на базе своей организации;
  • реклама своей образовательной организации;
  • привлечение новых обучающихся.

Механизм и сроки реализации проекта.

Этапы

проекта

Сроки

этапов

проекта

Цель этапа

1 этап – подготовительный

июнь - сентябрь 2014 г.

Определение и постановка проблемы; разработка и описание идеи проекта.

2 этап – целеполагания

сентябрь

2014 г.

Осознание участниками проекта сути проблемы, учебной задачи, что позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты.

3 этап – планирования

сентябрь

2014 г.

Составление плана деятельности по достижению цели, подготовка необходимых материалов, распределение ролей между участниками проекта.

4 этап – исполнительский

октябрь 2014 – апрель 2015 гг.

Реализация проекта: удовлетворение информационных запросов участников и практическая деятельность по реализации проекта.

5 этап – презентационный

апрель – май 2015 гг.

Представление продуктов проектной деятельности.

6 этап - рефлексивно-оценочный

июнь 2015 г.

Осмысление результатов, хода работы, действий каждого участника, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе.

7 этап – проектировочный

июнь 2015 г.

Определение перспективы развития данного проекта, проектной деятельности в целом.

Анализ условий, имеющихся для реализации проекта.

В соответствии с приказом Министерства образования от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 4 основным направлениям (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое). Развитие детей по данным направлениям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования по 10 образовательным областям, одна из которых «Чтение художественной литературы». Таким образом, чтение впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса.

Поэтому чтение выделено как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе образовательной работы с детьми: одно занятие в неделю, начиная со второй младшей группы, а также ежедневное чтение по тридцать минут. При этом процесс чтения не имеет никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста. А работа строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями:

В программе «От рождения до школы», реализуемой в нашем детском саду, при ознакомлении детей с литературными произведениями решается принципиальная установка - сформировать отношение к литературе, как к самоценному виду искусства, воспитать в дошкольнике грамотного читателя.

Понятие «грамотный читатель» включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения отличается: высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной, верными нравственными ориентирами, умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. С помощью родителей в нашей группе красочно оформлена библиотечная зона, в соответствии с рекомендациями программы «От рождения до школы». В ней есть специально оборудованное место для чтения и литературного творчества; размещена разнообразная по жанру литература (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги). В книжном уголке размещены разные типы книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы). В соответствии с возрастом и потребностями детей 6-7 лет будут оформлены полочки «Умные книги», «Читаем сами».

Образовательная работа с детьми по образовательной области «Чтение художественной литературы» в непосредственной образовательной деятельности, в нашем детском саду, осуществляется по технологии «Пришли мне чтения доброго», автором которой является Зинаида Александровна Гриценко. Знакомство детей с детской литературой по данной технологии, помимо ежедневного чтения в свободной форме, предлагается через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:

  • Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни).
  • Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ. особенностей текста).
  • Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников).
  • Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и худ. особенностей).

Методическое обеспечение проекта включает:

  • материалы для проведения мероприятий, которые включают в себя авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами практиками на современном этапе (конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров и пр.);
  • демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
  • тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
  • биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
  • детская художественная литература;
  • детская познавательная литература.

Техническое оснащение:

  • Музыкальный центр – SAMSUNG;
  • Телевизор –  THOMSON;
  • Компьютер – LG;
  • Принтер – LaserJet 3015;
  • Процессор - SKAT, Pentyum(R) Dual-Core;
  • Монитор – LG;
  • Мультимедийная установка.

Организация деятельности участников в рамках реализации проекта.

Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом «сотрудничество». Сотрудничают все: педагог - с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.

Реализация проекта предполагает:

  • совместную деятельность родителей и детей;
  • взаимодействия воспитателя с родителями;
  • взаимодействие воспитателя с детьми;
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Для расширения читательского кругозора предполагаются экскурсии и посещения библиотек (МБОУ «Городская детская библиотека № 5» и библиотека МБОУ «СОШ № 28») и детской художественной школы № 16, расположенных недалеко от ДОУ.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми:

  • подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя;
  • пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте;
  • выразительное чтение воспитателя (родителя);
  • «письмо», якобы адресованное детям автором произведения;
  • словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

  • сюжетно–ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
  • игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
  • игры–драматизации, в которых ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
  • театрализованные игры–драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений. Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственных книжек-малышек, в которых помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения, рисунки.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании.

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.

План реализации проекта (предполагаемые виды деятельности).

Вид

деятельности

Примерное содержание

или цель деятельности

Ответственные

1 этап – подготовительный (июнь - сентябрь 2014 г.)

1.

Наблюдение,

беседа

1. Наблюдения за детьми во время самостоятельной игровой деятельности.

2. Разработка и проведение беседы-опроса «Ознакомление с художественной литературой».

воспитатели

2.

Анкетирование

1. Разработка анкеты для родителей «Место книги в вашей семье».

2. Проведение анкетирования, обработка результатов.

воспитатели

3.

Изучение ресурсов Интернет по теме

1. Расширение кругозора.

2. Сбор информации по теме проекта.

3. Изучение опыта других педагогов по организации проектной деятельности.

воспитатели

4.

Анализ ресурсов (кадровых, материально-техни-ческих, методических)

1. Выявление имеющихся и необходимых ресурсов для реализации проекта

воспитатели,

методист ДОУ

5.

Заключение договоров о социальном партнёрстве

1. Заключение договора с библиотеками о совместной деятельности.

2. Заключение договора с детской художественной школой о совместной деятельности.

администрация ДОУ

2 этап – целеполагания (сентябрь 2014 г.).

1.

Мотивация участников

1. Проведение родительского собрания «Воспитание у дошкольника интереса к книге».

2. Встречи с социальными партнёрами.

3. Изучение мнения всех участников образовательного процесса по проблеме и путях её решения.

4. Формирование творческой группы проекта.

воспитатели

2.

Целеполагание

1. Определение цели и задач проекта.

воспитатели

методист ДОУ

3.

Описание проекта

1. Составление паспорта проекта.

2. Написание пояснительной записки проекта.

воспитатели

3 этап – планирования (сентябрь 2014 г.)

1.

Планирование содержания проекта

1. Разработка плана реализации проекта.

2. Включение мероприятий проекта в календарно-тематический план на учебный год.

3. Планирование ожидаемых результатов.

воспитатели

2.

Планирование деятельности творческой группы

1. Определение роли каждого участника проекта в его реализации.

воспитатели,

родители,

специалисты ДОУ,

соц. партнёры

3.

Методическое обеспечение

1. Подбор методического обеспечения проекта.

воспитатели

4.

Предопределение возможных рисков при реализации проекта

1. Определение возможных рисков и вариантов их разрешения.

воспитатели

4 этап – исполнительский (октябрь 2014 – апрель 2015 гг.)

1.

Реализация проекта

1. Разработка конспектов занятий, экскурсий и мероприятий, предусмотренных планом.

2. Реализация мероприятий проекта с учетом информационных потребностей всех участников проекта.

3. Организация деятельности творческой группы по реализации проекта из числа родителей, работников библиотек, воспитателей группы.

4. Взаимодействие с социальными партнёрами.

воспитатели,

родители,

специалисты ДОУ,

соц. партнёры

5 этап – презентационный (апрель – май 2015 гг.)

1.

Демонстрацию результатов реализации проекта всеми его участниками.

Дети:

  • Утренник «Посвящение в читатели».

  • Организация в группе сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
  • Организация издательства «Малышок». Цель - самостоятельное изготовление книг из «весёлых картинок»; создание книжек-малышек, сочинённых и проиллюстрированных детьми.
  • Акция «Книжка в подарок малышам».

воспитатели, специалисты ДОУ

воспитатели

воспитатели,

родители

воспитатели

Дети + родители:

  • Литературная гостиная «Наши любимые книги».
  • Организация выставки поделок, рисунков, коллажей и других видов детских работ на тему «Мир книги».
  • Публичная презентация книжек-самоделок.

воспитатели, родители

воспитатели

воспитатели, родители

Воспитатель:

  • Презентация материалов для родителей (фото-отчёт, выставка).
  • Освящение хода и результатов проекта на сайте ДОУ.
  • Выступление на педагогическом совете ДОУ.
  • Публикация материалов в интернет-изданиях.
  • Участие в конкурсах методических материалов разного уровня.
  • Представление проекта на региональной выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость».

воспитатели

методист ДОУ

методист ДОУ

воспитатели

воспитатели

методист ДОУ

2.

Обобщение и распространение опыта участников проекта.

1. Обобщение и распространение семейного опыта и опыта проектной деятельности по формированию устойчивого интереса детей к книгам.

воспитатели, методист ДОУ

6 этап - рефлексивно-оценочный (июнь 2015 г.)

1.

Беседа

1. Изучение отношения всех участников к проекту (удовлетворённости своим участием и результатами проекта)

воспитатели

2.

Анализ результатов проектной деятельности

1. Систематизация данных о проведённых мероприятиях проекта.

2. Анализ подготовки и проведения каждого отдельного мероприятия, вида деятельности и хода реализации проекта в целом.

воспитатели

методист ДОУ

3.

Определение перспективности проектной деятельности

1. Выявление положительного и отрицательного опыта организации проектной деятельности, необходимого для дальнейшего планирования.

воспитатели

методист ДОУ


Ожидаемые результаты и социальный эффект:

После завершения проекта ожидаем получить следующие результаты:

1. Методические продукты:

  • создан проект «Тайны мира книг», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;
  • разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;
  • разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;
  • оформлены методические материалы проекта (конспекты, сценарии, памятки, рекомендации и пр.);
  • обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

2. Информационно-практические продукты:

  • созданы фото и видеоотчёты о мероприятиях проекта;
  • рукописные книги (книжки-самоделки), выполненные родителями с детьми.

3. Повышение рейтинга ДОУ в социуме:

  • размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада в сети Интернет;
  • творческий отчет о внедрении проекта «Тайны мира книг»;
  • публикация опыта работы в различных научно-методических изданиях.

Социальный эффект от реализации проекта:

Для воспитанников: 

  • приобретены умения грамотного, активного читателя (умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения; правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне; сформирован интерес к литературе как к виду искусства; сформированы нравственные качества ребенка; выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой);
  • расширен кругозор в рамках темы проекта;
  • обогащён словарный запас.

Для родителей:

  • повысится компетентность в вопросах воспитания грамотного читателя (повышают интерес ребенка к художественной литературе, расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик, проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию);
  • возродятся/будут заложены традиции семейного чтения;
  • наблюдается улучшение взаимоотношений ребёнок-родитель.

Для педагогов: 

  • повысится компетентность в вопросах организации проектной деятельности;
  • улучшится качество проводимых мероприятий;
  • будет разработана система работы с книгой;
  • обобщён и распространён опыт по приобщению детей к художественной литературе;
  • будут наблюдаться позитивные изменения в отношении родителей к жизни детей в ДОУ (повысится активность родителей в участии в мероприятиях, их заинтересованность в деятельности и результатах детей, станут чаще проявлять инициативу в оказании помощи педагогам).

Для ДОУ: 

  • пополнится развивающая среда группы: будет создана мини-библиотека, разработано содержание и изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека»;
  • будет организовано издательство «Малышок» по изготовлению книжек-самоделок;
  • повысится уровень конструктивного взаимодействия в системе ребёнок – педагог – родитель;
  • повысится рейтинг ДОУ.

Для соц. партнёров:

  • будут заложены основы долгосрочного сотрудничества с социальными партнёрами (подписание договоров о социальном партнёрстве);
  • увеличится количество читателей библиотеки;
  • определятся потенциальные обучающиеся первого класса для общеобразовательной школы и возможно для художественной школы (по Уставу школы обучение детей в ней ведётся с 10 лет);
  • будут проведены совместные мероприятия.

Предполагаемые риски и возможные пути их минимизации:

Предполагаемые риски

Возможные пути их минимизации

1. Администрация не поддержит идею реализации проекта, т.к. это мероприятие предполагает изменение в режиме дня, сетке занятий, ломает устоявшиеся стереотипы.

Презентация проекта на совете педагогов и родительском собрании, формирование группы поддержки из числа коллег, родителей.

Подготовка и озвучивание на совещании при заведующей аргументов в пользу реализации проекта. Поиск компромисса в решении проблемы.

Привлечение социальных партнёров к решению данной проблемы.

2. Некоторые участники не проникнутся актуальностью проекта.

Выяснение причин недопонимания. Поиск путей (форм) взаимодействия

3. Неполное восприятие детьми данного подхода.

Поиск и привлечение единомышленников к реализации проекта: необходимо продумать пути взаимодействия со специалистами ДОУ по проведению интегрированных занятий, мероприятий, игр.

4. Низкая заинтересованность родителей в реализации проекта (недостаточная компетентность в вопросах формирования речи детей, приобщении их к чтению).

Разработка и проведение родительского собрания или тематической консультации по вопросам воспитания в семье грамотного, активного ребёнка-читателя.

Оформление стендовой консультации по данному вопросу.

5. Низкая заинтересованность родителей в реализации проекта (в участии в мероприятиях).

Выявление нескольких заинтересованных родителей, вовлечение их в творческую группу по реализации проекта, организация работы с родителями по их привлечению к участию в мероприятиях проекта посредством взаимодействия с активными родителями.

Критерии оценки успешности проектной деятельности.

В процессе реализации проекта творческой группой будет осуществляться мониторинг достижения промежуточных результатов. На каждом этапе будут подводиться итоги (анализ) выполнения и результативности системных изменений в совместной деятельности всех участников проекта по следующим критериям (дифференцированно, в зависимости от роли в реализации проекта):

  • исследовательские умения (генерирование идеи, выбор лучшего решения);
  • коммуникативные умения (сотрудничество в процессе совместной деятельности, оказание взаимопомощи друг другу, наблюдение за ходом совместной работы и направление ее в нужное русло);
  • оценочные умения (оценка хода, результата своей деятельности и деятельности других);
  • информационные умения (самостоятельное осуществление поиска нужной информации; выявление недостающей информации или умений);
  • презентационные умения (выступление перед аудиторией; ответы на незапланированные вопросы; использование различных средств наглядности; актёрские умения);
  • рефлексивные умения (ответы на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватный выбор своей роли в коллективном деле);
  • организаторские умения (проектирование процесса; планирование деятельности – время, ресурсы; принятие решения; распределение обязанностей при выполнении коллективного дела).

На 6 этапе (рефлексивно-оценочном) будут осмыслены и проанализированы результаты хода работы, действий каждого участника проекта, выявлены причин успехов и неудач на каждом этапе. Так как центральным звеном проекта являются дети 6-7 лет, то на этапе осмысления итогов проекта обсудим с ними не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе будет дополняться обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом.

Основной критерий оценки успешности реализации проекта – получение задуманного результата.

Дополнительные критерии:

  • рост активности и самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов;
  • активность участия в мероприятиях всех участников проекта;
  • степень удовлетворённости участников проекта результатами участия, качеством организации и проведения мероприятий;
  • уровень коммуникативной культуры участников проекта;
  • значимость и необходимость выполнения проекта для ДОУ в целом и учебно-воспитательного процесса в частности (возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег);
  • корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
  • уровень сформированности умений по осуществлению проектной деятельности;
  • уровень и степень востребованности материалов проекта (количество посещений на сайте ДОУ, закачек материалов с электронных СМИ, наличие положительных отзывов и пр.);

Основные методы оценки результативности проекта: наблюдение, анкетирование, беседа-опрос, анализ и сравнение полученных результатов с ожидаемыми.

Инструментами измерения результативности проекта станут: отзывы, публикации, анкеты, опросники, аналитические справки, выступления и т.д.

Дальнейшее развитие проекта.

Достигнутые результаты позволят спрогнозировать дальнейшее развитие проекта и его востребованность педагогическим сообществом.

Возможно на основе образовательного проекта «Книжки и я - друзья» будет разработан проект по приобщению ребенка младшего дошкольного возраста к художественной литературе в кругу семьи «Расту вместе с книгой».


Промежуточные результаты реализации проекта.

Проект «Книжки и я - друзья» находится на подготовительном этапе. Данный этап реализуется через наблюдения за деятельностью детей и беседы с ними, анкетирование родителей, изучение ресурсов Интернет по данному вопросу.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Действительно, наблюдая за детьми во время самостоятельной игровой деятельности, заметили, что они очень редко берут в руки книги для рассматривания, но охотно откликаются на предложение послушать чтение рассказа или сказки перед сном (во время сончаса). Чтобы выявить проблему, разработана анкета для родителей и составлен вопросник для проведения беседы с детьми (приложение 1.). 

Проведённая беседа-опрос с детьми «Семейное чтение» показала, что многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу (57%). На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет (61%). Беседуют по содержанию прочитанного и того меньше (12%). Любимыми героями дети называют героев современных «китайских» или диснеевских мультфильмов.

Диаграмма 1.

Этот факт подтвердили и результаты проведённого нами анкетирования родителей группы «Место книги в вашей семье» (30 чел.). И они настораживают. Лишь 12% родителей группы читают художественную литературу сами и могут назвать книгу, прочтённую недавно. 27% родителей читают книги детям по своей инициативе. Только 1 ребёнок группы записан в городскую детскую библиотеку, которую посещает в сопровождении бабушки. При этом есть семьи (2), где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Ребенок подрос, и тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.

Диаграмма 2.

Место книги в вашей семье

Полученные данные показали, что проблема «читательского» дефицита актуальна и для детей, и для родителей нашей группы, и послужили «толчком» для разработки проекта «Книжки и я - друзья».

Пока наши дети не пошли в школу (только готовятся) необходимо начать формировать у них культуру общения и обращения с книгой, хотя для этого потребуется немало сил, терпения как родителей, так и нас, воспитателей.

Наша совместная, главная задача – сформировать чуткое отношение детей к художественному слову, т.к. при хорошем руководстве у них постепенно, ещё до умения читать начнется складываться начитанность, и в школу они придут с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу. С этой целью продуман перечень мероприятий, который лёг в основу программы проекта «Книжки и я - друзья» (приложение 2.)

На наш взгляд, успешность реализации проекта напрямую зависит от согласованности действий взрослых, в первую очередь воспитателей и родителей. Поэтому необходимо на этапе реализации мероприятий проекта:

воспитателям

родителям

  • ежедневно читать художественные произведения;
  • проводить беседы по содержанию произведения, формируя у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;
  • ввести в круг чтения детскую периодику;
  • заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;
  • привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;
  • учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

  • контролировать процесс семейного чтения;
  • давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

  • активизировать работу с библиотеками (экскурсии, мероприятия на базе библиотек, обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);
  • учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки.
  • ежедневно читать детям художественные произведения, используя в процессе домашнего чтения рукописные книги и/или журналы, созданные детьми;
  • ввести в круг чтения детскую периодику;
  • следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;
  • развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;
  • создавать детскую домашнюю библиотеку;
  • учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;
  • вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой;
  • учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.

В рамках подготовки проекта прошли встречи с потенциальными социальными партнёрами (руководителями и работниками городской детской и школьной библиотек; заместителем директора по учебно-воспитательной работе детской художественной школы). Во время встреч рассмотрена идея участия данных организаций в реализации проекта, обозначились направления взаимодействия, интересы сторон. От библиотекарей поступили предложения по оказанию помощи в организации мини-библиотеки:

1. Изменить оформление, а точнее размещение, библиотеки, которая представляла бы собой не просто несколько полок или книжных шкафов. Это было бы небольшое отдельное помещение (ограждённое пространство в группе), оснащенное книжными стеллажами и тематическими рубрикаторами. Таким образом, имея пока небольшой книжный фонд, можно создать атмосферу настоящей библиотеки.

2. Как и в настоящей библиотеке в мини-библиотеке проводить экскурсии, выставки и специальные «библиотечные занятия», которые будут способствовать формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений («библиотека», «стеллаж», «читательский формуляр» и др.). Первые такие мероприятия ребята посетят на базе библиотек, потом библиотекари проведут их в мини-библиотеке группы, а затем помогут организовать ролевую игру «Библиотека» самим ребятам.

Руководителем детской художественной школы рассматривается возможность не только проведения экскурсий по картинной галерее работ обучающихся, но и организация выставки творческих работ ребят группы.

Совместно со специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, хореографом, педагогом дополнительного образования) разрабатываем проекты будущих мероприятий, которые хотели бы включить в план и предложить на рассмотрение творческой группы по реализации проекта (приложения 3,4,5.)

Работу с родителями планируем организовать по двум направлениям:

  • сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к жизни своего ребёнка в ДОУ и, скорее всего, будут заинтересованы участвовать в проекте;
  • заинтересовать и вовлечь в работу родителей, которые окажутся пассивны.

Это необходимо ещё и потому, что обязательным условием полноценной реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» является взаимодействие педагога с родителями. Для этого необходимо:

  • приведение разъяснительной работы с родителями об опасности одностороннего развития и воспитания ребенка, о его отрицательных последствиях и о значении развивающих функций художественной литературы;
  • проявления интереса педагога к тому практическому опыту ребенка в чтении художественной литературы, которой он приобрел в домашних условиях, и организация обмена этим опытом среди родителей;
  • обсуждение с родителями отношения ребенка к чтению художественной литературы;
  • просмотр видеоматериалов и прослушивание аудиоматериалов, связанных с чтением художественной литературы;
  • предоставление в распоряжение родителей перечня художественных произведений, которые войдут в круг детского чтения, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье, обсуждение его с ними и внесение изменений в соответствии с полученными замечаниями и предложениями;
  • привлечение родителей к проведению работы в семье по расширению кругозора детей посредством чтения по рекомендованным спискам произведений художественной литературы и для участия в литературных и других праздниках.

Список использованных источников информации

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольника с окружающим. [Текст]/ Н.В. Алешина.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. [Текст]/ Л.Е. Белоусова. - СПб. : Детство - Пресс, 2005.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]/ А.Н. Гвоздев. — М.: Детство-Пресс, 2007.
  4. Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет [Текст]/ В.В. Гербова. – М.: ОНИКС, 2008.
  5. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст]/ В.В. Гербова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  6. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения [Текст]/З.А. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2000г.
  7. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. [Текст]/ З.А. Гриценко. – М.: Просвещение, 1997.
  8. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. [Текст]/Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова – М.: Оникс, 2007.
  9. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. [Текст]/ Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. – М.: Просвещение, 1992.
  10. Дерягина Л.Б. Информационно-деловое оснащение ДОУ. Растим будущего читателя. [Текст]/ Л.Б. Дерягина. – М.: Детство-Пресс, 2010.
  11. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. [Текст]/ О.В. Дыбина. – М.: Просвещение, 2006.
  12. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению. [Текст]/ Г.Д. Жукова. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
  13. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи. [Текст]/ Г.Д. Жукова. - М: Русская школьная ассоциация, 2007.
  14. Исследовательский проект «Книжных дел мастера» [Электронный ресурс]/ - http://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskii-proekt-knizhnyh-del-mastera.html (дата обращения: 24.05.2014 г.)
  15. Как разработать педагогический проект? [Электронный ресурс]/ http://festival.1september.ru/articles/604756/ (дата обращения: 24.05.2014 г.)
  16. Канавина Г.А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. [Текст]/Г.А. Канавина. - М.: Просвещение, 2000.
  17. Международный день детской книги. [Текст]//Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  18. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]/З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. – М.: СПб, 2007.
  19. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. [Текст]/ Л.Д. Морозова. — М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  20. Нежданова Л.И., Киченко Е.А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения. [Текст]/ Л.И. Нежданова, Е.А. Киченко. – М.: Просвещение, 1996.
  21. Николаева Е.И. Психология детского творчества. [Текст]/ Е.И. Николаева, С.-П.: СПб Питер, 2010.
  22. Новикова В.Ю. Краткосрочный творческий проект в старшей разновозрастной группе детского сада «Тайна книг» [Электронный ресурс]/ - http://www.maam.ru/detskijsad/kratkosrochnyi-tvorcheskii-proekt-v-starshei-raznovozrastnoi-grupe-detskogo-sada-taina-knig.html (дата обращения: 24.05.2014 г.)
  23. Организация проектной деятельности в условиях ДОУ. [Электронный ресурс]/ http://386.tvoysadik.ru/?category=30&class=text_projects&id=9&r_month=5&r_year=2014&_year=2014 (дата обращения: 24.05.2014 г.)
  24. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. [Текст]/Т. Руденко. - М: Школьная библиотека: Программа поддержки чтения, 2003.
  25. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк А. С днем рождения, писатель! [Текст]// сост.: сотрудники российской государственной детской библиотеки. - Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1.
  26. Руденко Т., Мелик–Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. [Текст]//Т. Руденко, М. Мелик-Пашаева. - Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
  27. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой / О.С. Ушакова – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  28. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий [Текст]/ О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  29. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. [Текст]/О.С. Ушакова. - М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книжка-малышка "Наши друзья дорожные знаки!"

Нужно на проезжей частиБыть всегда внимательным:Правила движенияЗапомни обязательно!...

"Комнатные растения - наши друзья" проект

Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную ...

"Наши пернатые друзья" проект

Инфотмационно - творческий проект на основе ТРИЗ технологий...

Мастер-класс «Изготовление книжки малышки (pocketmod)» (к проекту 3)

ЦЕЛЬ:Повышать он компетентность педагогов в вопросах организации предметно-развивающей среды.Знакомить с новыми способами изготовления книжек-малышек (PocketMod).[[{"type":"media","view_mode":"media_l...

Презентация: "Книжки-малышки - наши друзья"

Проект "Книжки-малышки - наши друзья" направлен на то, чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения, как воспитание дошкольников....

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...

Проект Тема «Птицы – наши друзья» Проект направлен на формирование общей экологической культуры для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Актуальность: идея воспитания в детях дошкольного возраста человечности, доброты, милосердия, бережного и ответственного отношения к природе стала весьма актуальной в последнее время. Дети плохо знают...