"Методическая разработка " Развитие речи детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка по развитию речи

Подольская Виктория Владимировна

Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим  миром  во  всем  его  многообразии  через  образы,  краски,  звуки,  а,  умело,  поставленные  вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, что также способствует развитию речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 8 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

 «Развитие речи детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности»

                                                     Составитель: Подольская В.В.

2019 г.

Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности»

Актуальность

Театрализованные игры имеют огромное значение для развития речи детей. Даже плохо говорящие, очень застенчивые или замкнутые дети, участвуя в инсценировке хорошо знакомого сюжета, начинают договаривать слова и фразы своей любимой сказки, чувствуют себя более раскованно и комфортно в общении с педагогом и сверстниками.

С театрализованной деятельностью тесно связано развитие всех компонентов устной речи детей, так как в процессе театрализованной деятельности активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее

интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим  миром  во  всем  его  многообразии  через  образы,  краски,  звуки,  а,  умело,  поставленные  вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, что также способствует развитию речи.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его  к  духовным  ценностям.  Не  менее  важно,  что  театрализованные  занятия развивают  эмоциональную  сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков  поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.  Любимые  герои  становятся образцами  для  подражания  и отождествления.  Именно  способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Цель: развитие речи детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
  2. Развитие у воспитанников  всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
  3. Развитие  связной  речи  (диалогической  и  монологической  форм)  через  организацию  театрализованной деятельности.
  4. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  5. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
  6. Совершенствовать  артистические  навыки  детей  в  плане  переживания  и  воплощения  образа,  а  также  их исполнительские умения.
  7. Познакомить  детей  с  различными  видами  театров.
  8. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:     знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах.

Предполагаемый результат

     Посредством театрализации у детей совершенствуется речь.  Продолжается знакомство с художественной литературой, улучшается грамматический строй речи. Совершенствуется диалогическая (ответы на вопросы, беседы) и монологическая (словесное творчество) речь. Дети активно могут использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Со стороны родителей поддерживается интерес детей к театрализованной деятельности. Активное участие в детских спектаклях. Помогают разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. Отмечаются достижения и определяются пути дальнейшего совершенствования коммуникативных навыков дошкольников. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Участие родителей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Перспективный план работы с детьми по теме:

Месяц

Наименование подраздела/темы

Форма работы/деятельности

Сентябрь

Диагностика. Знакомство с театрализованной деятельностью.

  1. Проведение диагностики. Рассматривание атрибутов театра, знакомство с ширмой, разминка «Осенняя полянка».
  1. Беседа о правилах поведения в театре, о театральных профессиях, просмотр фотографий «Я в театре», инсценировка «Мышка-норушка».
  1. Чтение р. н. сказки «Теремок», упражнения-имитации: «Мышка бежит», «Зайчик прискакал», «Медведь пришел».
  1. Игра-импровизация «Осенние листочки», игра-разминка для голоса «Птички».

Октябрь

Знакомство с настольным театром.

Театр на палочке.

  1. Хороводная игра «Мыши на лугу», показ р. н. сказки «Теремок».
  1. Пересказ сказки «Теремок», повторение игры «Мыши на лугу».
  1. Чтение сказки «Колосок». Беседа.
  1. Хороводная игра «Огород наш хорош», этюды «Кислый лимон», «Сладкая конфета», «Горькое лекарство».

Ноябрь

Конусный театр.

  1. Пересказ р. н. сказки «Колосок», инсценировка сказки детьми с помощью театра на палочке.
  1. Чтение р. н. сказки «Репка», этюд-импровизация «Овощная история».
  1. Просмотр инсценировки сказки «Репка» с помощью конусного театра, хороводная песня «Овощная песенка».
  1. Досуг «Осень провожали, урожай снимали», игра «Огород», просмотр инсценировки сказки «Репка» (выступают родители).

Декабрь

Ложковый театр.

  1. Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка», разминка для голоса « И-го-го», игра-оркестр «Музыка для лошадки».
  1. Занятие «Козочки и волки», игра-разминка для голоса «Козочка, ау», игра «Козочки и волки».
  1. Чтение сказки «Три поросенка», игра «Беличий хоровод».
  1. Просмотр сказки с помощью ложкового театра «Три поросенка», пластические этюды: «Поросята испугались», «Волк рассердился».

Январь

Театр масок

  1. Чтение р. н. сказки «Рукавичка», находим отличия и сходства со сказкой «Теремок».
  1.  Досуг «Зимние забавы», спектакль «Рукавичка», мастер-класс из бросового материала.

Февраль

Знакомство со стендовым театром.

Теневой театр.

  1. Игра «Зайкины лапки», чтение сказки «Заяц-Хваста» ( в обработке А. Толстого), этюды «Зайцы» (хвастунишка, веселятся, увидели охотников).
  1. Разыгрывание сценок из разных сказок «Мама коза приходит домой», «Колосок», «Заяц Хваста и ворона».
  1. Прослушивание аудио-записи и совместное изготовление персонажей к сказке «Заюшкина избушка» для теневого театра.
  1. Просмотр сказки «Заюшкина избушка», упражнения на формирование разговорной речи: «Лиса просится в избушку к Зайцу», «Петух и Заяц».

Март

Театр на фланелеграфе.

  1. Разыгрывание этюдов из разных сказок «Мама коза приходит домой», «Колосок», «Заяц Хваста».
  1. Чтение рассказа В. Бианки «Лис и мышонок», выкладывание детьми сказки на фланелеграфе. Игра «Мышиная зарядка».
  1. «У куклы Кати день рождения», показ концерта для куклы, игра «Хозяйка и гости», танец с куклами.
  1. Просмотр сказки на фланелеграфе «Кошка и котята», пение песни «Кошка».

Апрель

Знакомство с театром «би-ба-бо»

  1. Этюды «Котята» (просыпаются, резвятся, охотятся за мышкой), хоровод-игра «Как кошки расплясались».
  1. Пальчиковая гимнастика «Шли лисята по дорожке», песенка-игра «Ладушки».
  1. Шутки и потешки.
  1. Просмотр сказки «Петух и лиса» в переводе М. Клягиной-Кондратьевой.

Май

Знакомство с пальчиковым театром

  1. Этюд-игра «Цветы на полянке»
  1. Инсценировка детьми сказки А. Сутеева «Под грибом».
  1. Разыгрывание сценок из разных сказок по желанию детей (с помощью пальчикового театра)
  1. Игра «Вспомни сказку»  (используем разные виды театра).

       Методы, используемые на занятиях

  • игра;
  • беседа;
  •  рассказ;
  •  сказка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • наблюдение;
  • упражнения, этюды.
  • инсценировка;

       Форма занятий –  групповые.

Перспективный план работы с семьями воспитанников по теме:

Содержание деятельности

Сроки реализации

Форма работы

Рекомендации родителям о пользе похода в  театр с детьми.

Сентябрь 2019 г.

Консультация

Сбор информации на предмет готовности активного участия родителей и детей в театрализованной деятельности

Октябрь  2019 г.

Анкетирование родителей.

Инсценировка родителями сказки «Репка»

Ноябрь    2019 г.

Совместный досуг «Осень провожали, урожай снимали».

Обсуждение подготовки костюмов к спектаклю «Рукавичка»

Декабрь  2019 г.

Консультация.

Инсценировка сказки «Рукавичка», мастер-класс по изготовлению театра из бросового материала.

Январь 2020 г.

Совместный досуг «Зимние забавы».

Оформление выставки детских работ «Мой любимый герой сказки» в помещении группы.

Март 2020 г.  

Выставка детских работ «Мой любимый герой сказки».

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. Организация семейного клуба «Теремок».

Май 2020 г.

Родительское собрание.

Перспективный план по оснащению РППС по теме:

Месяц

Направление деятельности

Название пособий, игр, атрибутов

Сентябрь 2019 г.

Ознакомление с наполненностью уголка театрализованной деятельности.

Д/и к сказкам: «Колобок», «Три медведя», карточки с персонажами разных сказок для выбора детьми роли.

Октябрь 2019 г.

Изготовление театра-топотушек, подбор сказок в «Книжный уголок»

К сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Ноябрь 2019 г.

Изготовление ложкового театра, подбор атрибутов костюмов к инсценировки сказки «Репка» родителями.

 Ложковый театр «Три поросенка»; изготовление бороды деда.

Декабрь 2019 г.

Пополнение театра на палочке новыми персонажами.

К сказкам: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», д/и «Составь рассказ по картинкам».

Январь 2020 г.

Подготовка костюмов к инсценировке детьми сказки «Рукавичка».

Изготовление декораций и костюмов к сказке «Рукавичка».

Февраль 2020 г.

Изготовление атрибутов к теневому театру

Экран к теневому театру, персонажи и атрибуты к сказке «Заюшкина избушка».

Март 2020 г.

Изготовление атрибутов к театру на фланелеграфе.

К сказкам: «Колосок», «Заяц Хваста», «Кошка и котята».

Май  2020 г.

Пополнение персонажей к пальчиковому театру, подготовка костюмов и  декораций к сказке «Под грибом»

Костюмы и декорации к сказке «Под грибом».

Индивидуальный перспективный план по самообразованию педагога по теме:

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь 2019 г.

Подбор литературы.

Изучение методической литературы по теме. Ознакомление с передовым опытом

Октябрь 2019 г.

Диагностика. Перспективные планы.

Проведение диагностики, получение результатов и их апробация. Разработка перспективных планов по работе с детьми, родителями, по оснащению РППС по теме.

Ноябрь 2019 г. - май   2020 г.

Работа по созданию развивающей среды в группе.

Изготовление различных видов театра. Подготовка и обновление картотеки театрализованных игр.

Январь 2020 г.

Литература.

Познакомиться с литературой в периодической печати.

Апрель 2020 г.

Подготовка презентации

Сбор информации, фотографий для подготовки презентации.

Май   2020 г.

Диагностика. Показ презентации.

Проведение диагностики в конце учебного года. Показ открытого занятия. Отчет на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.

Результаты мониторинга работы по теме 

Диагностика, проведенная в начале учебного года, показала недостаточный уровень речевого развития   у детей нашей группы. Высокого уровня — нет, средний уровень   28 %, низкий  уровень 72 % . Дети не могут со ставить описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На некоторые вопросы не могли дать ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка.

Освоение новейших педагогических технологий, инновационно-коммуникативных технологий

Занятия по театрализованной деятельности имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Вместе с детьми на компьютере мы просматриваем сказки, мультфильмы, познавательные презентации. Цель этой работы - развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Использование ИКТ в театрализованной деятельности развивает у детей дошкольного возраста воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления.

Для облегчения процесса подготовки игр-драматизаций мною создаётся коллекция слайдов положительных и отрицательных героев сказок, мультимедийная картотека театральных костюмов. Для подбора сценариев, сказок, декораций, масок,  активно использую интернет ресурсы. 

Создана картотека картинок по которым дети рассказывают сказки самостоятельно, а те,  которые еще не могут сделать это сами с удовольствием слушают своих сверстников.

Использование информационно-коммуникационных технологий обеспечивает наглядность, которая способствует полному восприятию и лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. 

Но каким бы положительным  потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. И наша задача заключается в создании системы и методики использования ИКТ, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.

 

      

Список используемой литературы:

1) Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет.

Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011 – 256 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

2) Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

3) Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. Методическое пособие.-М. Центр педагогического образования, 2015 – 144 с.

3) Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. М., Мозаика-

Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. "

Актуальностьсоздания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деяте...

Исследовательская работа "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №137» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей Нижегородской об...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,Любой малыш здесь хочет побывать.Вдруг...

Методическая разработка "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора."

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития...

Сценарий родительского собрания «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Сценарий родительского собрания«Развитие речи детей раннего дошкольного возрастапосредством театрализованной деятельности».Цели: способствовать повышению педагогической культуры родит...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе»

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....