Главные вкладки

    Серия дидактических игр на развитие словаря детей дошкольного возраста
    картотека по развитию речи

    Ковалева Анна Викторовна

    Серия  дид.игр

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seriya_igr_po_razvitiyu_rechi.doc116 КБ

    Предварительный просмотр:

    Серия дидактических игр на развитие словаря детей дошкольного возраста

    Содержание

    Введение…………………………………………………….3

    Серия дидактических игр…………………………………………………………….5

    Заключение………………………………………………….19

    Список литературы………………………………………….21

    Введение

    На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.

    В современных условиях, словарная работа с детьми дошкольного возраста должна стать первоосновой, на которой будет строиться работа по русскому языку в школе.

    Исследованием речевого развития в целом и проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.

     Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.

    Важным условием формирования словаря ребенка дошкольного возраста является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

    Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности, поэтому применение дидактической игры в работе по развитию словаря детей дошкольного возраста не только повышает уровень речевой активности и культуры, но и обогащает словарный запас.

    В процессе дидактической игры дети осваивают предметное отношение слова и его понятийной стороны, осваивают понятие «слово» как единицы лексической системы языка.

    Цель нашей работы: заключается в изучении влияния дидактических игр  на развитие словаря детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    •  на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть особенности использования дидактических игр для  развития словаря детей дошкольного возраста;
    •  разработать серию дидактических игр для развития активного словаря детей дошкольного возраста;
    •  экспериментально проверить влияние дидактических игр на развитие активного словаря детей дошкольного возраста с использованием предложенной серии дидактических игр.

    Серия дидактических игр на развитие словаря детей дошкольного возраста

    Игры на употребление существительных

    Игра «Что чем делают?»

    Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; употребление существительных в да-тельном падеже;

    Ход игры

    На столе разложены картинки – орудия труда, в перевернутом виде. Дети по очереди берут, называют предмет и рассказывают, что этим предметом можно делать.

    Например: ребенок берет картинку – лопата и говорит: «Это лопата. Лопатой можно копать».

    Игру можно провести в форме лото. Ведущий берет картинку и описывает действия, которые можно выполнить с данным пред-метом, а дети отгадывают: «Этим предметом можно копать (лопата). Этим предметом можно строгать доски (рубанок)».

    Игра «Город гномиков»

    Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Ход игры

    Воспитатель предлагает детям представить, что они очутились в городе гномиков. И все предметы там очень маленькие. Можно придумать сказку, сопровождая ее соответствующими картинками:

    «Однажды дети в детском саду играли в волшебников. И один мальчик вспомнил волшебные слова из сказки и произнес их, и все дети и воспитатель вдруг попали в город гномиков. Все предметы вокруг были настолько малы, что их можно было не сразу увидеть. Ребята со своим воспитателем решили прогуляться по городку. Идут они осторожно, чтобы не наступить на что-нибудь. Вдруг они увидели дом, похожий на Олин. Но это был вовсе не дом, а крошечный (домик). Подошли они ближе. Заглянули в окна? Нет, это были не окна, а крошечные (окошечки). Рядом с домиком стояла (показ картинки… синенькая скамеечка. Ребята решили присесть на скамеечку и подумать, как же им вернуться в свой большой город. Думали они думали и очень проголодались. И тут они увидели недалеко от домика (показ картинки) … магазинчик.

    «Кому угощение?»

    Цель: формирование умения употреблять в речи трудные формы существительных. Ход: картинки с изображением медведя, гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Детям было дано задание распределить подарки между животными и назвать кому, какой подарок подойдет. Детям задавались вопросы: Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

    «Расскажи о картинке»

    Цель: обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.

    Ход игры: В данной игре было использовано 2 варианта проведения. Подготовлены картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д. В первом варианте игры детям было дано задание по очереди рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета. Во втором варианте игры каждый ребенок получил карточку с рисунком. Необходимо было рассмотреть рисунок, назвать его и рассказать из каких частей изображенный предмет состоит.

    «Назови три слова»

    Цель: активизация словаря, учить правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные.

    Ход

    Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

     Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

     Что можно варить?

    Что можно читать?

    Чем можно рисовать?

    Что может летать?

    Что может плавать?

    Что (кто) может скакать? И т. д.

    «Полслова за вами»

    Цель: формировать словарь существительных.

    Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.

    Условия ее можно усложнить. Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге ребенку. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например, «теле...» Дети продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телеграф, телетайп и т.д.

    «Я один»

    Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.

    Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…

    «Лови да бросай — цвета называй»

    Цель игры: формировать способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающему цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображения у детей.

    В ходе игры я, бросая мяч ребенку, называла прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называл существительное, подходящее к данному прилагательному. Например: красный - мак, огонь, флаг, оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки и т. д.

    Игра с мячом «Животные и их детеныши».

    Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

    Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

    Группа 1. У тигра - …, у льва — …, у слона - …, у оленя -…, у лося — …, у лисы — .,..

    Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок

    Игры на употребление прилагательных

    Игра с мячом «Строим дом»

    Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных; развитие внимания, ловкости.

    Ход игры. Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит: «Построим дом из кирпича, значит какой будет дом?» Ребенок: «Кирпичный дом»

    Копилка слов: дом из камня, дом из фанеры, фундамент из бетона, окна из пластика, дверь из дерева, петли из металла, замок из железа и т. д.

    «Скажи ласково» 

    Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.

    Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

    Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч педагог; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко.

    «Один — много»

    Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

    Ход игры. Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол столы, двор — дворы, нос — носы, гора — горы, нора — норы, мост — мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод — провода, холод — холода, день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки, кусок — куски, кружок — кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок — утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята

    «Из чего сделано?»

    Целью игры является закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

    Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводилась работа по картинкам, после чего данная тема закреплялась в игре с мячом.

    Ход игры. Я, бросая мяч ребенку, говорила: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: кожаные. Затем бросала мяч другому ребенку, говорила: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: меховые и т. д. Тазик из меди. (Медный), Медвежонок из плюша (Плюшевый), Рукавички из шерсти (Шерстяные), Стакан из стекла (стеклянный), ваза из хрусталя (Хрустальная) и т. д. Затем я предложила детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

    «Горячий — холодный»

    Цель: формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

    Указание: Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

    Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая воспитателю мяч, называет другое — с противоположным значением. Воспитатель: Горячий - Дети: Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый - Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий - низкий)

    «Что бывает круглым?»

    Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

    1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

    2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

    3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф...)

    4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

    5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь...)

    6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

    7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

    8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка...)

    9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...) и тд.

    «Угадай игрушку»

    Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

    Ход игры. Воспитатель показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: "Это... (заяц, лиса, утенок)". Педагог рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек.

    Игры на употребление глаголов

    «Сорока»

    Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил. Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

    Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла (Воспитатель раскладывает предметы)

    «Кто больше действий назовёт»

    Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

    Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

    «Кто кем хочет стать?»

    Цель: употребление трудных форм глагола.

    Ход

    Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается, придумать предложение со словом хотим, или хочу.

    «Чья голова?»

    Целью игры является расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Игра проводилась после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигалось путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

    В ходе игры я, бросая мяч кому-либо из детей, говорила: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья» и т. д. Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади — лошадиная, у утки — утиная. у лебедя — лебединая, у оленя — оленья, у лисы — лисья, у собаки — собачья, у птицы — птичья, у овцы — овечья, у белки — беличья, у медведя — медвежья, у тигра — тигриная, у курицы — куриная, у голубя — голубиная, у орла — орлиная. В качестве усложнения было предложено детям составить предложения с этими прилагательными.

     «Кто как передвигается?»

    Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

    Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способами. Педагог: Птицы как передвигаются? А бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки? Рыбы как передвигаются? А дельфины, киты, моржи, акулы? Змеи что делают? А гусеницы, черви? Кузнечики как передвигаются? А лягушки, жабы, блохи, зайцы?

    «Кто может совершать эти движения?»

    Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Педагог: Идет. Дети Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

    Игры на ознакомление  и классификацию предметов, посуды, транспорта одежды

    «Что за предмет?»

    Цель: учить называть предмет и его описывать.

    Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

    Игра «Кому, что нужно для работы?»

    Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; уточнить и расширить знания о профессиях.

    Ход игры.

    Дети делятся на две группы. По сигналу воспитателя нужно разложить картинки – орудия труда к картинке – нужной профессии. Затем дети по очереди объясняют свой выбор. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

    Игра с мячом «Ассоциации»

    Цель: учить детей подбирать слова – орудия труда по представлению.

    Ход игры Воспитатель бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок называет предмет, который может принадлежать человеку этой профессии и возвращает мяч.

    Копилка слов: Дворник– лопата, продавец – касса, врач – фонендоскоп, повар– кастрюля, маляр – кисть, парикмахер – фен, шофер – руль, штукатур – мастерок, художник – холст…

    «Угадай игрушку»

    Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

    Ход.  На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

    «Скажи, какой?»

    Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

    Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

    «Поможем куклам разобрать картинки».

    Цель: активизировать название одежды, обобщающие слова: мебель, посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи.

    Ход. Воспитатель раздает детям картинки. Куклы спрашивают, что на них нарисовано. По просьбе кукол к столу выходят все дети, у которых на картинках нарисована одежда. Все внимательно смотрят и проверяют, правильно ли выполнена просьба. Затем аналогично группируются другие картинки. Занятие заканчивается тем, что куклы благодарят кукол

    «Кто больше знает»

    Цель: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

    Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

    Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

    Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит: - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

    Дети отвечают: - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

    - Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.  Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

    «Мои действия»

    Цель: Упражнять в названии действия предмета.

    Я могу (что делать): обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;

    Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию, чистить.

    «Кто как разговаривает?»

    Цель: расширение глагольного словарного запаса, развитие быстроты реакции.

    Ход: В оборудовании использовался мяч. Данная игра проводилась в двух вариантах. В первом варианте я, бросая поочередно каждому ребенку мяч, называла какого-либо животного. Например: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья и т. д. Дети, возвращая мяч, должны были правильно ответить, как то или иное животное подает голос. Например: мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает и т. д. Во втором варианте игры я бросая мяч ребенку спрашивала: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. Дети должны были назвать подходящих животных.

    «Что происходит в природе?»

    Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

    Ход: В этой игре я, бросая мяч каждому ребенку по очереди, задавала вопросы на тему «Весна». Например: Дети Солнце весной что делает? Дети отвечали: светит, греет. Ручьи что делают? Дети отвечали: бегут, журчат. Снег что делает? Темнеет, тает. Птицы что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель что делает? Звенит. Медведь что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

    Игры на употребление синонимов

    Игра с мячом «Скажи по-другому»

    Цель: уточнение и активизация словаря синонимов.

    Ход игры. Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово – приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно воспитателю. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится воспитатель.

    Копилка слов: Работа – (труд, дело); дом – (здание, жилище); до-рога – (путь, шоссе); труженик – (рабочий, работник); учитель – (педагог, преподаватель); громадный – (большой, гигантский); трудится – (работать); врач – (доктор, лекарь); летчик – (пилот, швея – (портниха)

    «Что этот предмет может делать?»

    Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Ход игры. Воспитатель называет предмет и спрашивает у ребенка, что это предмет может делать? Например, метла может мести, лопата — копать и т. д. Примеры слов: солнце, дождь, ночь, ложка, качели, кошка, птица, самолет и др. Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?». Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

    Игры на употребление антонимов

    Игра с мячом «Всё наоборот»

    Цель: уточнение и активизация словаря антонимов.

    Ход игры. Воспитатель называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно воспитателю.

    Копилка слов: Одеть - (раздеть, поднял - (опустил, бросить - (поймать, спрятать - (найти,

    положить - (убрать, приехал – (уехал, заехал – (выехал, построил – (сломал, вход – (выход, включить – (выключить).

     «Маятник»

    Цель: употреблять в речи слова антонимы.

    Ход игры: например, дети для каждого выявленного свойства должны называть противоположное: сегодня идет дождь, это хорошо, почему? – Деревья поливают, можно по лужам босиком ехать. – Деревья поливают – это плохо, почему? И т.д.

     «Антонимы-синонимы»

    Цель: употреблять в речи синонимы и антонимы.

    Ход игры: к названному слову одновременно подбирают и антоним и синоним. Например, исходное слово «беда». Радость (это антоним к слову «беда»). Горе (одновременно антоним к предыдущему и синоним к исходному). Счастье (антоним для предыдущего и синоним к исходному) и т.д.

     

    Игры на употребление паронимов

    Лото «Паронимы»

    Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.

    Описание игры. Игра состоит из больших карт, на которых нарисовано по несколько картинок, названия которых могут составить пары слов – паронимов, но парные картинки не находятся на одной карте. У ведущего – маленькие карточки с написанными словами.

    Ход игры. Ведущий называет вслух слово. Тот ребенок, у которого на карте изображен данный предмет, должен поднять руку и произнести название своей картинки. При правильном ответе ведущий разрешает ему закрыть эту картинку фишкой или карточкой – названием данного слова (в таком случае дети будут упражняться в глобальном чтении). Если он ошибся, и на самом деле ведущим было названо парное слово, игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто быстрей закроет свои картинки и меньше получит штрафных очков.

    Карточки со словами для игры: рак, мак, крыша, крыса, марка, майка, кадушка, катушка, коробок, колобок, душ, тушь, бант, бинт, суп, зуб, дым, дом, гайка, галка, банка, папка, лещ, лес, башня, пашня, кит, кот, уточка, удочка, мышка, мишка, рожки, ложки, шар, шаль, жесть, шесть, лама, рама, ушки, утки, санки, танки.

    Заключение

    Нами был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по развитию словаря детей дошкольного возраста. Подвергалась тщательному анализу психолого-педагогическая литература по использованию дидактических игр в развитии словаря детей дошкольного возраста.

    Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

    Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

    В дошкольных образовательных учреждениях для решения словарной задачи педагоги эффективно используют дидактические игры, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря детей дошкольного возраста. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры - эффективное средство обогащения, закрепления, активизации словаря детей.

    В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх, закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. 

    Игровыми дидактическими задачами игр является также закрепление у детей знаний о существительных, прилагательных, глаголах,  классификация предметов, животных, транспорта, фрукты, овощи и т.д.

    С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

    Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.).

    Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования, заключающуюся в том, словарь детей дошкольного возраста будет развиваться успешнее, если:

    - использовать дидактические игры в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения в непосредственной образовательной деятельности;

    - в самостоятельной игровой деятельности детей под руководством воспитателя;

    - если ввести в образовательный процесс игры разные по содержанию, а именно: ознакомление с предметами, посудой, транспортом, одеждой, игры направленные на употребление существительных, прилагательных, глаголов, синонимов, антонимов, паронимов.

    Список литературы

    1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учебных заведений/М.М. Алексеева, В.И. Яшина.-3-е изд., стереотипы М.: Издательский Центр «Академия»,2005 - 560с.-30000экз.- ISBN 5-7695-0521-4
    2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 2-е изд. стереотип.- М.: Издательский Центр «Академия», 2011.- 160с.-30000экз.-ISBN 5-7695-0391-2
    3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ А.М. Бородич. -2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.-255с ил.
    4. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст]/ М.А. Васильева.- М.: Просвещение 2014.-10000экз.- ISBN 9778-567-97-7
    5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова.- 2-е изд. испр. и доп.- М.: Просвещение,2012.-144с.-600000экз.
    6. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа) [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/В.В. Гербова.- М.: Просвещение, 2014.-207с ил.-600000экз.
    7. Доронова, Т.Н Программное и методическое руководство по воспитанию и образованию  детей 5-6 лет в детском саду [Текст]/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.В. Гризик. -2-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-271с.
    8. Жукова, Р.А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе. 1 часть [Текст]/ Р.А. Жукова.- Волгоград: Учитель – Аст,2005.-80с.-2000экз.- ISBN 5-93312-310-2
    9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 2-е изд. доп.-М.: «Академия», 2015. 414с.
    10. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов/ Е.В. Карпова.– Ярославль: «Академия развития», 2011. - 240с.
    11. Новотворцева, В.И. Развитие речи детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов./ В.И. Новотворцева. - Ярославль: «Академия развития», 2013.- с.39-93.
    12. Педкасистый, П.И. Словарь-справочник по педагогике [Текст]/ под ред. П.И. Педкасистого.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-448с.-7000экз.- ISBN 5-89144-433-Х
    13. Дидактические игры. [Текст] / Ю. Рязанцева // Дошкольное воспитание.- 2013. - 11.- С.70-71с.
    14. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ Ф.А. Сохин.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 2014.-223с.-600000экз.
    15. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Ф.А. Сохина.-2-е изд.-М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2015.-224с.-5000экз.- ISBN 5-89502-754-7 (МПСИ), ISBN 5-89395-684-2 (НПОО «МОДЭК)
    16. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: старшая группа. [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ А.И. Сорокина.- М.:Просвещение,2012.-96с.
    17. Фридрих Фребель: система дидактических игр [Текст] / Е. Смирнова //Дошкольное воспитание.-2011.-3.- С.79-81
    18. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст]: пособие для детского сада/Е.И. Тихеева.- 5-е изд. испр.- М.: Просвещение, 2012.-с82-92.

    19.Козлова, С.А. Игра в жизни ребенка [Электронный ресурс]/режим доступа: http://spedkoll.ru/

     20. Панова Е.Н  Дидактические игры-занятия в ДОУ [Электронный ресурс]/режим доступа: http://www.chitalkino.ru/ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние дидактических игр на активный словарь детей дошкольного возраста

    Использование дидактических игр на занятиях в ДОУ...

    Консультация: «Развитие словаря детей дошкольного возраста»

    Факторы способствующие развитию словаря1.Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета,  качеств  пре...

    Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

    Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

    Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

    В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в следствии чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда...

    ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем. Во-первых, формирование лексического запаса имеет большое значен...

    Дидактические игры направленные на развитие словаря детей дошкольного возраста.

    В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых &nda...

    "Дидактические игры, способствующие активизации и развитию словаря детей дошкольного возраста"

    Методическая разработка (часть 1) на тему  "Дидактические игры, способствующие активизации и развитию словаря детей дошкольного возраста"....