"Дидактические игры, способствующие активизации и развитию словаря детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Середа Лариса Валерьевна

Методическая разработка (часть 1) на тему  "Дидактические игры, способствующие активизации и развитию словаря детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_chast_1.docx64.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры, способствующие активизации и развитию словаря детей дошкольного возраста

1. Сколько слов?

Цель. Дать детям понятие «слово».

Оборудование. Книга, кукла, карандаш, мяч и др.

Описание игры. Воспитатель объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы: куклу, книжку, карандаш. Затем берет предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого воспитатель  говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите эти слова. (Дети повторяют слова с опорой на предметы.) А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. (Два слова.) Какое первое слово? (Дом.) Какое второе слово? (Цветок.) А сейчас сами придумайте по одному слову. (Дети придумывают.) Придумайте каждый по два слова». Дети произносят слова, воспитатель  должен следить за тем, чтобы дети не соединяли слова союзом «и».

2. Кто это? Что это?

Цель. Дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.).

Описание игры. Воспитатель  обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом «Что это?». Воспитатель  указывает па разные неодушевленные предметы. Дети отвечают, например: «Книга», «Игрушка», «Стол» и т. д. «Как можно спросить про эти предметы?» — «Что это?»

Далее воспитатель  говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» . Воспитатель  указывает на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню, детей — и спрашивает у детей: «Как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы». Воспитатель  называет одушевленные предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом, воспитатель  постепенно подведет детей к понятиям «живой» — «неживой».

Воспитатель  приглашает девочку, рядом с ней ставит куклу и обращается к детям с вопросом: «Чем отличается (Имя) от куклы?»

Дети называют различия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла неживая. Далее сравниваются игрушка- медведь и медведь, изображенный на картинке. Выясняется, что игрушка-медведь — неживой, а картинка изображает живого медведя. Подводя итог, воспитатель  делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы, — на вопрос «кто?».

3.Рассмотри картинки

Цель. Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой».

Оборудование. Предметные картинки, изображающие живые и неживые предметы, наборное полотно.

Описание игры. Воспитатель  выставляет на наборное полотно все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. Затем воспитатель  дает задание: 1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

4.Что спрятано?

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном падеже.

Оборудование. Муляжи овощей, фруктов, цветы.

Описание игры. На столике раскладываются цветы, овощи или фрукты (2—3 штуки). Детям предлагают внимательно посмотреть, что лежит на столе, и запомнить, где лежит. Затем ребята отворачиваются, а педагог берет какой-либо предмет со стола и прячет. Названный ребенок должен угадать, что спрятал педагог: «Вы спрятали свеклу (яблоко, гвоздику)». По усмотрению педагога допускается односложный ответ: «Свеклу» и т. д.

5.Назови то, что покажу

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном и предложном падежах.

Оборудование. Настоящая и игрушечная мебель.

Описание игр ы. Педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это оказывается трудно, педагог сам называет предмет, а потом предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу на диван и т. д. Таким образом, он учит детей соотносить слово с предметом. Затем можно загадать загадку: «Пришел мальчик в детский сад, сел и предложил другому мальчику сесть возле него. На чем они сидели?» (На скамейке, на диване.)

6.Как мы одеваемся?

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

Оборудование. Предметы детской одежды.

Описание игры. Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и др., и тихо называет его только педагогу, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Потом педагог рассказывает о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя...» Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой он задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.

7.Магазин

Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в винительном падеже.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Играющие садятся за столы. Дети расставляют около себя полученные игрушки, как бы устраивая магазин. Педагог берет пару игрушечных матрешек и начинает игру словами: «Как-то раз в один город приехали веселые матрешки и отправились гулять. Идут они по городу и видят магазин (при этих словах педагог останавливает матрешек возле магазина одного из ребят). Зашли они в магазин, остановились около прилавка, а одна из матрешек и говорит: «Продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».

Серый зверек

Через кочку скок.

Легкие ноги, а хвоста немного. (3 а я ц.)

Продавец отгадывает и отдает игрушку. Игра продолжается до тех пор, пока матрешки не обойдут всех детей.

Образец речи продавца: Вы хотите купить зайца (ведра)? И т. д.

Если продавец неправильно отгадал загадку, матрешки уходят со словами: «Плохо ты знаешь свой товар, пойдем в другой магазин!» При повторении игры роль ведущего можно поручить ребенку, знающему загадки.

8.Что с чем?

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, творительном и родительном падежах.

Оборудование. Любые предметы, необходимые в быту (ключ, молоток, вешалка, тарелка, чашка и др.).

Описание игры. Предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, из чего пьют молоко и т. д. Вызванный ребенок выбирает и называет нужный предмет.

Образец речи ребенка: Суп едят из тарелки. Дверь открывают ключом.

9.А что у вас?

Цель. Учить детей правильно образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Оборудование. Лото.

Описание игры. Вариант 1. Принцип игры тот же, что для всех лото. На больших картах лото даны изображения различных предметов: шар, кот, стол, стул, стакан, диван, сундук, книга, чашка, тарелка, кукла и т. д. На маленьких картах даны те же предметы, но во множественном числе. Ведущий сам называет предмет во множественном числе: «У меня шары. А у вас что?» — «А у меня шар».

10.Найди, что надо

Цель. Учить детей правильно склонять существительные (винительный, творительный, предложный падежи).

Оборудование. Набор предметных картинок.

Описание игры. Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т. п. Начиная игру, педагог говорит: «Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» (Санки.) Ребенок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос одним словом или фразой: «Маша вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Полотенцем», или: «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Ложкой», или: «Оля ест суп ложкой». «Зина нарисовала домик. Чем она рисовала?» — «Карандашом». Свой ответ ребенок сопровождает показом соответствующей картинки.

11.Что кому нужно?

Цель. Учить детей правильному употреблению имен существительных в дательном падеже.

Оборудование. Два набора картинок: один набор картинок с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.

Описание игры. Педагог раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а картинки изображением предметов показывает, задавая при этом вопрос. «Кому нужен самолет?» Ребенок, у которого картинка — летчик, поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику». За правильный ответ получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем. Игра заканчивается, когда будут розданы все картинки.

1-ый набор картинок

самолет

швейная машина

автомобиль

винтовка

лопата

молот

книга    сумка

паровоз и др.

2-ой набор картинок

шоферу

машинисту

почтальону

кочегару

кузнецу

летчику

солдату

портнихе и др.

12.  Кто чем питается?

Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.

Описание игры. Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Педагог показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают.

1-ый набор картинок

Травой, корой, сеном, соломой, овсом, курами, зверьками,  молоком, мясом,  жуками, гусеницами,  орехами, грибами,  крупой.        

2-ой набор картинок

Белка, лиса, заяц, мышь, дятел, корова, лошадь,

кошка

13.Лото

Цель. Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.

Оборудование. Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Одно колесо — много колес

Одно яблоко — много яблок

Одна кукла — много кукол

Одна книга — много книг

Одна кисточка — много кисточек

Одно полотенце — много полотенец

Одно кресло — много кресел

Один карандаш—много карандашей

Один стул — много стульев

Один помидор — много помидоров

Один апельсин — много апельсинов

Один лимон — много лимонов

Описание игры. Всем детям поровну раздаются картинки с изображением одного предмета. У педагога вперемешку лежат вторые экземпляры картинок с изображением на каждой карточке нескольких одинаковых предметов. Педагог задает вопрос: «Кому дать много колес?» Дети, имеющие соответствующую картинку, отвечают: «У меня одно колесо. Дайте много колес». За правильный ответ ребенок получает карточку. Выигрывает тот, кто раньше закроет свои картинки.

Примечание. Можно раздать картинки с одним предметом, можно вперемешку.

14. Чьи детки?

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».

Оборудование. Картинки с изображением взрослых животных и картинки, изображающие их детенышей.

Описание игры. Педагог раздает детям картинки с изображением животных: собаки, коровы, кошки и т. д. Картинки, на которых изображены детеныши, остаются у воспитателя. «Плачут котята, потеряли они свою маму, — говорит педагог, — кто у них мама?» — «Кошка», — отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе картинку с изображением котят. Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.

15. Птички в клетках

Цель. Закреплять в активном словаре детей запас существительных по теме «Птицы».

Обор у д о в а н и е. Маски птиц и кошки.

Описание игры. Дети стоят в кружках по три человека, из которых двое образуют клетку, а третий — птичку в клетке. Один ребенок стоит в отдалении — это кошка. По просьбе педагога каждый ребенок-птичка называет себя. Например, вопрос: «Ты какая птичка?», ответ: «Я — снегирь», «Я — синичка», «Я — стриж».

1-ая часть. Клетки крутятся под музыку. Когда кончается музыка, клетки останавливаются, птички говорят: «Как мы в клеточке скучаем. Отпустите полетать!» Остальные дети отвечают: «Птички, птички, берегитесь: кошка может вас поймать!»

2-я часть. Птички бегают по комнате. Когда музыка кончается, выбегает кошка и ловит птичек. Пойманная птичка становится кошкой, а кошка — птичкой.

Выигрывает тот, кто ни разу не был пойман кошкой.

16. Кто это?

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Животные».

Оборудование. Несколько (по числу играющих) больших карт с изображением знакомых животных.

Маленькие картинки по 3—4 на каждую большую карту с изображением соответствующего животного. Каждые 2—3 животных окрашены в один цвет (лиса и белка рыжие, медведь и куница коричневые, волк и ежик серые и т. п.). Это исключает цвет как признак узнавания.

Описание игры. Детям раздаются большие карты, у педагога — маленькие. Игра проводится как обычное лото с картинками. При этом дети не только называют животное, но сообщают его позу или действие: «Это лиса. Она смотрит назад», или : «Это кошка. Она сидит на задних лапках и умывается».

17.Рыбки

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».

Оборудование. Значки, специальные медали в качестве приза.

Описание игры. Дети стоят по одну сторону помещения, водящий — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:

Сети в море я бросаю,

Много, много рыб поймаю.

С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» — «Карась»,

В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.

18. Рыбы, звери, птицы

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Описание игры. Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери».

Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы»). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.

19. Сложи животное (можно выбрать любую лексическую тему)

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».

Оборудование. Картинки с изображением домашних животных (каждая в двух экземплярах).

Описание игры. Первый экземпляр картинок остается целым, вторые экземпляры разрезаются на 2—4 части. Педагог предлагает детям как следует рассмотреть целые картинки и назвать их, а разрезанные части оставляет на столе. Задача: сложить из частей целое животное и снова громко назвать его.

20.Четыре слова

Цель. Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Играющие стоят полукругом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и сказано слово «земля», должен назвать какое-либо животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «небо» — названием птицы, насекомые. При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.

21.Что это?

Цель. Закреплять у детей обобщающие понятия.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Педагог бросает мяч то одному, то другому ребенку и называет предмет, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать, к какой логической категории он относится. Например, кукла — игрушка, стол — мебель, платье — одежда, стакан — посуда и т. д.

22.  Игра в загадки (можно выбрать любую лексическую тему)

Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Вначале, когда представление детей о различных свойствах предметов недостаточно четко и отвлеченное припоминание затруднено, игра в загадки проводится следующим образом. Перед детьми на стол ставится несколько игрушек: лягушка, петух, козел и т. д., и педагог медленно и выразительно 2—3 раза читает стишок-загадку.

1. Выпуча глаза сидит,

По-чудному говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает. (Лягушка.)

На голове красный гребешок,

Под клювом красная бородка,

На хвосте узоры,

На ногах шпоры. (Петух.)

Идет мохнатый, идет бородатый,

Рогами помахивает, бородой потряхивает,

Копытами постукивает. (К о з е л.)

Зимой и летом все одним цветом. (Ель.)

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

23. Кто первый узнает?

Цель. Учить детей понимать значение прилагательных в речи.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. На столе раскладывается несколько однородных игрушек, например три куколки, отличающиеся друг от друга по величине, цвету волос, одежде, или несколько животных и птиц (собака сидящая, стоящая, большая, маленькая и т. д.).

Педагог описывает какую-нибудь игрушку, а дети должны ее найти. В этой игре дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога, увидеть те или иные признаки в предметах, стоящих перед ними, и выбрать соответствующий. Кто правильно назовет описанный предмет, тот получает его и может им поиграть.

24. Что такого же цвета (формы/размера/и т.д.)?

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Окружающие предметы, цветные квадраты бумаги.

Описание игры. Педагог показывает детям зеленый квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета: зеленый свитер, зеленая шляпа, зеленая трава и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет предметов данного цвета.

25. Игра в слепую (можно выбрать любую лексическую тему)

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимениями.

Оборудование. Натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.

Описание игры. Педагог показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

Образец речи детей: Это — яблоко, потому что  оно круглое, твердое, гладкое.

ГЛАГОЛЫ

26. Вспомни и расскажи

Цель. Учить детей использованию глаголов в речи.

Оборудование. Окружающие предметы, значки, открытки.

Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог шепотом дает задание водящему. Водящий выполняет это задание, а дети внимательно следят за его действиями, за тем, какие предметы он берет, что с ними делает. После выполнения задания дети рассказывают о действиях водящего в строгой последовательности. Награду получает тот, кто правильно и последовательно передал действия водящего. Примерные действия водящего: Вова встал, подошел к окну, взял ножницы, взял цветную бумагу и стал вырезать кружок.

27.  Птички

Цель. Учить детей различать глаголы настоящего и прошедшего времени.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом к педагогу. Педагог читает два четверостишия:

Птички в гнездышке сидят И на улицу глядят.

Погулять они хотят И тихонько все летят.

Птички в гнездышке сидели И на улицу глядели.

Погулять все захотели И тихонько полетели.

Педагог четко объясняет детям разницу: «Что делали птички давно? Что делают сейчас?»

После объяснения дети хором повторяют четверостишия. При слове «летят» все разлетаются — машут руками, как крыльями. При слове «полетели» спокойно сидят на местах.

28. Кто быстрее принесет картинку?

Цель. Учить детей понимать смысловое соотнесение глаголов.

Оборудование. Несколько наборов несложных сюжетных картинок. Каждый набор должен быть объединен одним действующим лицом.

1.Девочка

прыгает

2. Мальчик—

бежит

читает

строит

рисует

плывет

плачет

катает

вышивает

спит

3. М а м а —

шьет

4. Папа—

сидит

варит

читает

гладит

пишет

пишет

едет

читает

6.Дедушка

идет

5.Бабушка  ——

шьет

спит

вяжет

читает

ест

играет

спит

идет

сидит

смотрит

Описание игры. Вариант 1. Детей  можно разбить на две команды. Педагог дает задание
найти картинки: «девочка шьет». Кто быстрее найдет картинку — выигрывает.

Вариант 2. На столе раскладываются картинки нескольких
или всех наборов. Но каждой паре детей дается задание найти
разные действия одного и того же лица или действия. Игра продолжается далее так же, как в первом варианте.

29. Кто как передвигается?

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Педагог показывает изображение животных, птиц, насекомых и спрашивает, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т. д.). За правильный ответ дети получают картинки.

30. Поймай — скажи

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного.

Образец: Корова — мычит. Лягушка — квакает. Кошка — мяукает. Волк — воет. Собака — лает. Тигр — рычит.

Ведущий называет какую-либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.

Образец: Врач — лечит. Художник — рисует. Повар — варит. Пожарник — тушит. Плотник — строгает.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.

Образец: Ваня — катается. Маша — играет. Коля — прыгает. Света — бегает. Витя — рисует. Люба — лепит.

31.Спал — спала

Цель. Учить детей спрягать глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа.

Оборудование. Игрушки или картинки, изображающие животных.

Описание игры. Педагог рассказывает об образе жизни животных. При этом называет глаголы, не договаривая их окончания. Это должны делать дети. Рассказ педагога: «Наступила ночь. Все звери легли спать. Кошка спа(ла), кот спа (л), котята спа (ли), белка спа(ла), заяц спа (л). А некоторые звери пошли на охоту. Они не стали спать. Ежик не спа (л), лиса не спа(ла), сова не спа(ла), филин не спа (л), волк не спа (л)». Свой рассказ педагог сопровождает показом картинок или игрушек: спящих зверей укладывает на бочок, не спящих — ставит на лапки.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

32. Один — много

Цель. Учить детей различать понятия «один» — «много».

Оборудование. Шарики, колечки, шишки, желуди и другие мелкие предметы.

Описание игры. Дети сидят за столом. На одном конце стола лежит один предмет, на другом — много предметов. Педагог берет колечко (желудь, шишку), прячет его в руке, предлагая детям сделать то же самое. После этого играющим предлагается спрятать и руке несколько предметов. Сделать это не удается: много предметов в руке не спрячешь. Педагог обращает на это внимание детей. Указывая на один предмет, говорит: «Один», указывая на группу предметов, произносит: «Много». Затем предлагает: «Возьмите из большой кучки по одному колечку». Дети выполняют задание. Педагог продолжает: «У Наташи одно колечко, у Тани одно, у Сережи одно... Покажите, у кого еще одно колечко?» Дети показывают и называют. «Теперь положите свои колечки (шишки) на стол, в корзину. У каждого было одно колечко, а сколько стало в корзине колечек?» — «Много», — отвечает один из детей.

В заключение игры педагог дает каждому ребенку коробочку и предлагает положить в нее сначала один предмет, а потом — много. Действия ребенок сопровождает словами.

33. Стук-стук

Цель. Учить детей понимать и называть числительные. Развивать количественные представления.

Оборудование. Барабан, бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог ритмично стучит по барабану (бьет в бубен). Ребенок слушает удары с закрытыми глазами. Затем столько же раз должен подпрыгнуть (похлопать в ладоши, постучать по барабану). Остальные дети следят за правильностью исполнения и называют, сколько раз прыгнул или должен был прыгнуть вызванный.

34. Волшебный мешочек

Цель. Учить детей использовать в речи количественные числительные в пределах 3.

Оборудование. Картинки с изображением животных. На каждой картинке должно быть одно животное или группа животных (2—3).

Описание игры. Картинки нужно положить и мешочек. Ребенок просовывает руку в мешочек, выбирает одну картинку и говорит, сколько на ней нарисовано животных, например: «Один зайчик» (или одна курочка и два цыпленка). Если ребенок правильно определил число животных, он может оставить картинку себе, если нет, кладет ее опять в мешочек и вытягивает другую.

33.  Утка и утята

Цель. Учить детей правильно употреблять количественные числительные в пределах 3.

Оборудование. Утка и три утенка, кубики.

Описание игры. Дети делают из кубиков ручей и пускают в него утку с утятами. Педагог вводит детей в игру коротеньким рассказом: «Была одна утка, у нее было три утенка (ставит на стол утку с утятами). Одного утенка взяла Верочка (дает Верочке утенка), другого забрал Дима (берет второго утенка), третьего взяла Марина (Марина берет утенка). Утка пришла к ручью и зовет своих деток: «Кря-кря-кря». Приплыл первый утенок, тот, который был у Верочки (Верочка быстро ставит утенка в ручей). Потом приплыл второй утенок, с которым играл Дима. Сколько утят возвратилось?» — «Два», — отвечают дети. «Но утка опять зовет: «Кря-кря-кря». Почему она снова зовет, дети?» «Потому что пришли не все утята (Марина кладет на стол утенка). Сколько утят возвратилось?» — «Трое». — «Теперь все утята?» «Все».

34. Лисичка и петух

Цель. Учить детей правильному согласованию числительных с существительными.

Оборудование. Для игры надо приготовить мешочек с несколькими мелкими предметами (например, 4 каштана, 4 ореха, 4 камешка и т. п.).

Описание игры. Один ребенок выбирается лисичкой, другой — петушком. Остальные дети вместе с педагогом встают в круг —это домик, где живет петух. Петух встает в середину круга, лисичка —за кругом. Лисичка подходит к кругу, хлопает три раза в ладоши и говорит при этом: «Стук-стук-стук». Петух спрашивает: «Кто стучит?» — «Лисичка-сестричка». — «А что тебе нужно?» —«Выгляни в окошко, дам тебе горошка». — «А сколько дашь?» —«Четыре (три, пять) горошины». — «Хорошо». Лисичка вынимает из кармана обусловленное количество предметов и кладет их на пол. Петух выходит из круга и начинает собирать «горох», показывая каждый раз поднятый предмет детям, которые вслух считают: «Один, два, три, четыре». После слова «четыре» петух убегает, а лисичка его ловит.

Если лисичка поймает петуха, он становится с детьми в круг. Лисичка становится петухом, а лисичкой выбирают другого ребенка.

35. Рыболовы

Цель. Закреплять навык счета в пределах 5, правильно согласовывая числительные с существительными.

Оборудование. Удочка с магнитом, привязанным к концу шпагатом, в коробке 20 бумажных рыбок, на головки которых надеты скрепки, синяя бумага, прикрепленная к картону.

Описание игры. Рыбки находятся в пруду-коробке посередине стола. Педагог вызывает детей по одному, дает удочку и предлагает ловить рыбок. Выловленных рыб дети считают: «Я поймал одну рыбку». При повторном улове ребенок говорит так: «Первый раз я поймал одну рыбку. И теперь поймал одну рыбку. У меня стало две рыбки».

Когда дети освоят игру, педагог предлагает им ловить сразу по нескольку рыбок. Тогда ребенок говорит: «Я поймал две (три, четыре, пять) рыбки». Кому удастся поймать больше рыбок, тот победитель.

36. Прятки

Цель. Учить детей называть количественные и порядковые числительные, развивать пространственные представления.

Оборудование. 10 любых одинаковых предметов или картинок, например 10 картинок с изображением котенка.

Описание игры. Ребенок пересчитывает картинки на столе. Затем педагог раскладывает их по одной в разных местах комнаты. После этого ребенок находит картинки и говорит, где нашел: «Первый котенок за чашкой, второй котенок под стульчиком» и т. д.

37. Что нам прислала почта?

Цель. Учить детей правильному согласованию количественных числительных в пределах 10 с существительными.

Оборудование. Большие конверты (по количеству детей), в каждом из которых лежит разное количество предметных картинок (овощи, фрукты, игрушки), сумка для почтальона.

Описание игры. Педагог сообщает детям, что сегодня почтальон принес много писем всем детям. Но почтальон спешил в другой детский сад и вручить письма ребятам попросил самого примерного мальчика (девочку). Выбирается ребенок для этой роли, ему дают сумку почтальона с письмами, и он раздает их детям. Получив письма, дети открывают конверты и смотрят, что в них. После этого педагог по очереди спрашивает, что ребенок получил и сколько предметов. Примерный ответ: «Я получил семь морковок, три машинки» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры направленные на развитие словаря детей дошкольного возраста.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых &nda...

Методическая разработка по теме: «Дидактическая игра как помощь в развитии речи детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме:«Дидактическая игра как помощь в  развитии речи детей дошкольного возраста»...

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этосамостоятельно добытый опыт имеет ...

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической

Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Картотека Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию Для детей дошкольного возраст

Воспитателю необходимо не только научить дошкольников рисовать, но и дать им основы цветоведения. Желательно, чтобы  они знали основные, дополнительные цвета, контрастные цвета, хроматические &nd...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

quot;Что я чувствую»Программное содержание. Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.Оборудование. «Сенсорные карты», на каждой и...