Методическая разработка по теме: «Дидактическая игра как помощь в развитии речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Киреева Екатерина Викторовна

Методическая разработка по теме:

«Дидактическая игра как помощь в  развитии речи детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Дидактическая игра как помощь в  развитии речи детей дошкольного возраста»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий» В. А. Сухомлинский.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Игра имеет важнейшее значение в жизни ребѐнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы и годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живѐт народ. Но окружающий мир воспринимается ребѐнком по-другому, чем взрослым. Ребѐнок - «Новичок», всѐ для него полно новизны. В игре ребѐнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре, каких либо иных целей, чем играть. Игра так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учѐба, игра для них - труд, игра для них - серьѐзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать в целях решения определѐнных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуется жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребѐнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребѐнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют восприятию, вниманию, памяти, мышлению, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребѐнка. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Существует ряд классификаций дидактических игр. Рассмотрим же их подробнее: Игры с использованием предметов, игрушек и картинок. Игры – типа «угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять знание предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т. д. Игры – типа «чудесный мешочек» используется во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают из мешочка и называю его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ. Игры с куклой. Основная цель этих игр – закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т. д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие. Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких- нибудь деталей, на различение или сравнение каких – либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого такой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребѐнка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические, или авто дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приѐмы, создаѐт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использования разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игры – занятий воспитатель не только передаѐт определѐнные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребѐнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры – занятия, поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приѐмов. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомление с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра, к сожалению, реже используется обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, еѐ правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребѐнка игра, если еѐ правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которые им известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Наоборот» и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой – либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребѐнок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке», - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому – то дети всегда играют в такие игры. Задача воспитателя заключается в том, что чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариантности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно – печатным играм, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Например, в игре «Лото малышам» согласно правилам игры победитель тот, кто правильно подберѐт карточки и закроет ими клетки на большой карте. Дети играют в эту игру с интересом, пока все карточки не станут им хорошо известны и они не научатся соотносить изображение с сюжетом картинки. Для поддержания интереса к этой игре воспитатель организует действия ребят, говорит им: «Давайте теперь поиграем так: у меня знаки (кружки) – красный, зелѐный и синий (по количеству играющих детей). Мы поиграем и узнаем, кто быстро и правильно выполнит задание – закроет первыми клетки на большой карте, - тот будет победителем, получит вот этот значок – красный кружок, второй – зелѐный, а кто последний – получит синий кружок. Вася подаст сигнал, когда начинать игру: стукнет кубиком по столу два раза». Игра начинается всеми детьми одновременно. Играть можно несколько раз, обменявшись картами. Каждому хочется получить значок победителя, поэтому дети просят своих партнеров: «Давайте еще раз сыграем! »

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управление со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. : например, воспитатель, как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых предметов, радуется, если выигрывает, т. е. является равноправным участником игры. При определении победителя воспитатель дает возможность своим детям оценить действия играющих, называть лучшего. Но в присутствие педагога этот этап в игре тоже проходит более организованно, четко, хотя сам он и не влияет на оценку, а лишь может как и каждый участник игры, высказать свое «За» или «Против». Так, в играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на внимание к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе игры. Это и составляет сущность педагогики сотрудничества. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания. На более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игры. Здесь дети самостоятельно не только в выполнении правил и действий, но и выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего. Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая еѐ спать, петь колыбельную песню.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребѐнком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым). Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводятся, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. В старших группах проводится как часть занятия, в младших группах можно проводиться как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей далее идѐт объяснение, а затем выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи. Словестные игры в старшей и подготовительной группах проводятся 5 минут – это конец занятий. Воспитатель не даѐт объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словестной игры) подобрать слова на случай затруднения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...

Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка по теме:Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки....

План работы по самообразованию Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 годПредполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Бл...

Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку дидактической игры, пособия по развитию речи детей дошкольного возраста

Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку дидактической игры, пособия по развитию речи детей дошкольного возраста. Для педагогов ДОУ....