НОД с использользование элементов ТРИЗ "Системный лифт"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Каракаева Алтынай Насиповна

На системном лифте рассматривали с детьми снеговика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_volshebnitsa_zima.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Волшебница зима». Использование элементов ТРИЗ «Системный Лифт»

А.Н. Каракаева,  воспитатель

МБДОУ ЦРР ДС «Ёлочка»  

 Задачи:

- закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом;

- учить создавать картину зимнего леса по представлению;

- упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде, числе, падеже;

- упражнять в подборе притяжательных прилагательных;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

                                                           Ход занятия

- Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

И, конечно, не спешим!

- Как мы будем говорить сегодня на занятии, а так же всегда и везде? Присаживайтесь на стулья и послушайте стихотворение (стулья на ковре полукругом):

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Как вы думаете, какому времени года посвящено это стихотворение? Правильно, зиме. Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Давайте вспомним и назовем зимние месяцы.

- Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки, я угадала? А я люблю их рассказывать. Хотите, я помогу вам сегодня попасть в одну чудесную зимнюю сказку? Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос. Тогда вы обязательно увидите сказку зимы (звучит музыка, дети слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами).

- Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама Волшебница Зима. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в свою сказку, обещая чудо, и мы спешим ей навстречу и замираем от радости! Зима – кружевница весь лес нарядила! (Музыка затихает)

- Откройте глаза и скажите, пожалуйста, вы сумели увидеть зимнюю сказку?

- Какую зиму вы представили? (Холодную, морозную, снежную, суровую, лютую, студеную)

- Про что можно сказать Морозный (день, вечер, узор)

- Снежная (погода, зима, горка, буря)

- Холодное (утро, мороженое)

- Ледяные (горки, реки, сосульки, фигуры)

- Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало! Покажите как вам холодно. Давайте встанем в круг и погреемся:

Руки в кулачки сожмем и немножко подождем,

На ладошки мы подуем, все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем, сильно на него нажмем.

Мы ладошки растираем и лицо обогреваем,

Растираем лобик тоже, теплым стать ему поможем.

Губки надуваются, щечки улыбаются.

- Согрелись? Присаживайтесь на подушки.

- А сейчас скажите, зима – красивое время года? Давайте посмотрим на экран. Презентация

- Теперь вы много знаете о зиме, поэтому я хочу пригласить вас в зимнюю сказку. А как мы туда попадем, вы узнаете, отгадав загадку:

Белые звездочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали. (Снежинки)

- Мы сейчас с вами тоже превратимся в снежинки, сказав волшебные слова:

Вокруг себя повернись в снежинку превратись….

- Вот мы с вами очутились в зимней сказке, а вон там вдали я вижу волшебную полянку. Полетели снежинки на полянку (дети изображают полет снежинок).

(Доска накрыта белой скатертью, на доске два снеговика, рядом елка)

- Ребята, скажите, а кто это? (снеговики). Как вы думаете, почему мы встречаемся со снеговиками только зимой? Давайте внимательно посмотрим и скажем – одинаковые или разные эти снеговики. Чем они отличаются? (Дети ищут отличия)

- Наверное, другие ребята тоже приходили в зимнюю сказку и сделали этих снеговиков? А из чего их лепят снеговика?

-Дети а что вы видите рядом со снеговиками? …(Ёлка).

Давайте мы с вами подробнее рассмотрим елку на системном лифте. (на мольберте приготовлен ватман).

- Что будет на середине лифта? (елка)

- Что будет на втором этаже? Где может расти елка? (в лесу, в городе…)

- Что будет на первом этаже? Из сего состоит елка? (корень, ствол, ветки, иголки,.)

- Что будет слева? (Прошлое).

Как вы думаете как выглядела елка в прошлом? (был саженец, она была маленькая).

 - Что будет в правом окошке? (Будущее).

Как думаете как она будет выглядеть в будущем? (большая, нарядная).

Правильно дети, молодцы.

Сейчас я буду вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова связанные со словом СНЕГ.

Тихо, тихо, как во сне падает на землю……. (снег)

С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки)

На поселки, на лужок выпал беленький …(снежок)

Вот веселье для ребят, все сильнее .. (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик)

- А теперь скажите, какие животные живут в лесу?

- Если заяц спрячется за елку, чьи уши будут торчать из-за елки? (заячьи). А чей хвост виднеется за елкой, если там лиса? (лисий). А вот белка проскакала. Чьи это следы? (беличьи). А здесь волк пробежал и оставил свои следы. Чьи это следы? (волчьи).

- Нравится вам, ребята в зимней сказке? И мне тоже очень нравится.

- Что мы можем сказать про зиму, какое это время года? (Веселое, интересное, радостное)

- Кто знает стихотворение про это время года.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!

Как розовые яблоки,

На ветках снегири!

По деревья серебристая

Перекинулась фата -

Белоснежная, пушистая,

Кружевная красота

И себя березка грустная

Не могла узнать сама -

Так украсила искусная

Ветки деревца зима!

 

- Вот видите, ребята, какая красивая и замечательная зима. Недаром её называют царицей. А теперь скажите, что сегодня в нашем путешествии было для вас самым интересным? А что показалось трудным?

- Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг и произнесем слова.

Вокруг себя повернись

В детском саду очутись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить Незнайку ориентироваться во времени. Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе.

Как научить Незнайку ориентироваться во времени.Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе. Цель:  Расширить знания детей об измерен...

Авторская игра "ЛИФТ", ориентированная на детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи, задержка психического развития) )

Данная методическая разработка  может использоваться в коррекционно – развивающей работе с детьми с  ограниченными возможностями здоровья, далее по тексту – ОВЗ, (тяжелым нарушен...

Дидактическая игра "Лифт".

Автоматизация звуков в игровой форме....

Расскажите детям. Нельзя пользоваться задымленным лифтом.

Расскажите детям.Нельзя пользоваться задымленным лифтом.     Если ты видишь, что лифт задымлен, или чувствуешь хотя бы слабый запах дыма, ни в коем случае таким лифтом не пользуйся...

Пожар в лифте

Пожар в лифте довольно редкое явление, но оно очень опасно для любого человека - оказавшись в горящем лифте, попадаешь в огненную ловушку, окутанную едким дымом....

Занятие по робототехнике на тему «Лифт»

Цель Создание условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире инженерных профессий средствами Lego-технологий, на примере создания LEGO-робота, способного проде...

Конспект НОД по робототехнике в старшей группе на тему «Лифт» Lego Education WeDo

Цель Создание условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире инженерных профессий средствами Lego-технологий, на примере создания LEGO-робота, способного продемонстр...