«Картотека игр на развитие речевого дыхания»
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Терехова Елена Владимировна

 Игры, направленные на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_dyhanie_.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Левороссошанская средняя общеобразовательная школа

структурное подразделение Детский сад

Каширского муниципального района

Воронежской области


                        «Картотека игр на развитие речевого дыхания»

Воспитатель 1кв. категории

Терехова Елена Владимировна

с. Левая Россошь

2019 год

 Игры, направленные на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

 «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ»

Материал: разноцветные бумажные колпачки.

Предварительно дети называют цвет каждого из колпачков, которые выставляются в ряд на столе. Один ребёнок присаживается к столу и дует на тот колпачок, который называет ведущий (2—3 колпачка). Колпачки снова выстраивают в ряд, так играют все дети.

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т. д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

«МАШЕНЬКА»

Материал: колпачок-девочка; декорации леса: ели, берёзы и т. д., выполненные из картона и раскрашенные, — все деревья на подставках.

На стол выставляется декорация леса. На некотором расстоянии от неё ставится колпачок-девочка. Вызывается ребёнок, он садится за стол и медленно дует на колпачок. Остальные дети комментируют: (Машенька в лес пошла, к лесу подошла, в лес зашла, из леса вышла). Затем дует другой ребёнок и т. д. (используются колпаки, как и в первой игре).

«ИГРУШКИ-ЗВЕРУШКИ»

Материал: колпачки-зверушки: лиса, волк, медведь, заяц, лягушка, мышка; декорации леса (те же).

Дети называют колпачки-зверушки и ставят их на некотором расстоянии от декорации леса. Вызывается один ребёнок, он дует на колпачок-зверушку, стараясь приблизить его к лесу. Остальные дети комментируют (волк в лес побежал). Затем вызывается следующий ребёнок, он дует на другой колпачок-зверушку. Остальные дети комментируют (лиса в лес побежала и т. д.). (используются колпаки, как и в первой игре).

 «КОЛОБОК»

Материал: алюминиевый или деревянный желобок;  жёлтый пластмассовый шарик;  колпачки-зверушки: заяц, волк, медведь, лиса.

Рассказывается сказка «Колобок». При словах «и покатился Колобок дальше» один из детей дует на шарик, который при этом катится по желобку. В конце желобка Колобок встречает очередного героя сказки — колпачок-зверушку. Сказка продолжается, но в следующий раз на шарик дует другой ребёнок. (используются колпаки, как и в первой игре).

«ВЕТЕР, ВЕТЕРОК»

Материал: деревянная стойка с меняющейся по длине и высоте в зависимости от роста детей и их количеством планкой, на которую на нитке длиной 10 см вывешиваются предметы, выполненные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные в соответствии с изучаемой темой:

• листочки кленовые (красные, жёлтые, зелёные и т. д.) — «Листопад»;

• листочки дубовые, липовые, берёзовые, кленовые и т. д. — «Относительные прилагательные»;

• снежинки — «Снегопад»;

• фигурки птиц (скворцы, грачи, жаворонки и т. д.) — «Перелётные птицы»;

• фигурки птиц (вороны, голуби, воробьи, синицы и т. д.) — «Зимующие птицы»;

• фигурки бабочек, жуков, стрекоз и т. д. — «Насекомые»;

• ромашки, колокольчики, васильки и т. д. — «Полевые цветы»;

• розы, тюльпаны, гвоздики и т. д. — «Садовые цветы»;

• шарики разноцветные — «Основные цвета»;

• мячики разноцветные — «Основные цвета»;

• флажки разноцветные — «Оттеночные цвета».

Сначала дети вспоминают названия вывешенных на стойке предметов. Проводится работа по закреплению лексических тем и грамматических категорий. Затем начинается игра.

1 вариант. Дети садятся на стульчики, каждый — напротив вывешенного на стойке предмета (предмет находится на уровне рта ребёнка). По сигналу педагога дуют на него. Чей предмет полетит дальше, тот и выиграл. Повторить с перерывом 3—4 раза.

2 вариант. Вызываются двое детей. Один из них — ведущий. Он называет какой-нибудь вывешенный на стойке предмет. Другой ребёнок дует на него. Если он выполняет задание правильно, то становится ведущим. В игре принимают участие все дети.

«ЗАБЕЙ МЯЧ В ВОРОТА»

Материал: двое ворот шириной 10 и 15 см (их можно заменить кубиками); табло с вставляющимися в него цифрами или красными кружками; мячик — ватный шарик.

На противоположный от детей край стола ставятся ворота, рядом с ними — табло. Ребёнок приседает перед столом и поддувает на ватный шарик до тех пор, пока он не попадёт в ворота. Если это удаётся, то на табло появляется красный кружок или соответствующая цифра, которую он может выбрать и вставить в табло сам. Затем дует другой ребёнок, счёт забитых мячей увеличивается. В игре принимают участие все дети. Для усложнения игры ставятся более узкие ворота.

«ПОДУЕМ НА ПУШИНКУ»

Материал: для каждого ребёнка пушинка или вырезанный из тонкой бумаги прямоугольник

(1x3 см).

Каждый ребёнок берёт пушинку, дует на неё и смотрит, как она летает. Затем поднимает упавшую пушинку. Упражнение повторить 5—6 раз.

 «ЧЕЙ ЯЗЫЧОК ДЛИННЕЕ»

Материал: для каждого ребёнка игрушка «воздушный язычок», выполненная из свёрнутой фольги с прикреплённой к ней пластмассовой трубочкой. Все воздушные язычки разного цвета.

Каждый ребёнок берёт свой «воздушный язычок» и дует один раз в трубочку так, чтобы фольга развернулась. Чей «язычок» длиннее, тот и выиграл. Упражнение повторить с перерывом 3—4 раза.

«БУЛЬКАНЬЕ»

Материал: на каждого ребёнка пластмассовый стаканчик, наполненный на 1/3 водой; соломинки или пластмассовые трубочки для коктейля.

Педагог предлагает детям взять трубочку, опустить её в стаканчик с водой, вдохнуть носом и медленно выдохнуть воздух в трубочку

«МУЗЫКАНТЫ»

Материал: для каждого ребёнка игрушечный музыкальный духовой инструмент: дудочка, труба, саксофон, губная гармошка и др.

Предварительно закрепляется название каждого музыкального инструмента. Дети по очереди играют на своих музыкальных инструментах. Затем играет тот, на кого укажет дирижёр.

«ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ И СКОРЛУПКУ ПОДГОНЯЕТ»

Материал: ёмкость с водой; скорлупа яйца.

Ёмкость до половины наполнена водой. На воду кладут скорлупу яйца. Дети по очереди садятся перед ёмкостью и медленно дуют на скорлупу так, чтобы она доплыла до другого «берега» и не утонула.

«ПОКАТАЕМ БРЁВНЫШКИ»

Материал: на каждого ребёнка по одному круглому незаточенному карандашу.

Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3—4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.

«ПИНГ-ПОНГ»

Материал: ёмкость с водой; мячик для пинг-понга.

На маленьком столе стоит ёмкость с водой. Педагог вызывает детей попарно. Они садятся на стульчики перед ёмкостью с водой напротив друг друга и но очереди дуют на мячик для пинг-понга.

«УЛЕТАЙ, ТУЧКА!»

Материал: на каждого ребёнка по тучке, вырезанной из бумаги, раскрашенной и закреплённой на нитке длиной в 10 см.

Дети берут тучку за нитку, подносят её ко рту и дуют. Повторить 4—5 раз с перерывом.

«ВЕТЕРОК»

Материал: небольшая трубочка из плотного картона или ватмана длиной 10—15 см и диаметром 3—5 см.

Педагог сначала сам дует на руку или волосы ребёнка, а затем просит его «подуть так же», т. е. приблизить свои губы к трубочке и сделать выдох.

«ПАСТУШОК»

Материал: на каждого ребёнка пластмассовая бутылочка ёмкостью 0,5 л, у которой срезано дно.

Педагог предлагает детям обхватить губами горлышко пластмассовой бутылки и погудеть.

«СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»

Материал: индивидуальные свистки для каждого ребёнка.

Педагог предлагает детям поднести свисток ко рту и выдохнуть в него сильно и длительно так, чтобы получился протяжный свист.

«ПУСТЫШКИ»

Материал: чистые пустышки на каждого ребёнка.

Педагог раздаёт детям пустышки. Они берут их в рот и по очереди выплёвывают. Выигрывает тот, чья пустышка улетит на самое большое расстояние.

«СВЕЧА»

Материал: на каждого ребёнка полоска цветной бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см.

Дети держат в правой руке полоски цветной бумаги — «свечу». Левая рука лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания, педагог предлагает участникам спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начать медленно и равномерно выдыхать. Бумажка отклонится. Если выдох ровный, то она будет до конца находиться в отклонённом положении. Повторить с перерывом 2—3 раза.

«УПРЯМАЯ СВЕЧА»

Материал: на каждого ребёнка полоски цветной бумаги в форме свечи большого размера.

Педагог объясняет детям, что эта «свеча» большого размера. Погасить её будет трудно, но сделать это нужно обязательно. Педагог предлагает взять «свечу» в правую руку, а левую положить на живот. Сделать вдох, задержать на секунду дыхание и резко дунуть на неё. Дети должны ощутить, как подтянулись мышцы живота. Повторить с перерывом 2—3 раза.

«ПОГАСИ 2, 3, СВЕЧИ»

Материал: пять одинаковых свечей, выполненных из полосок цветной бумаги.

Педагог предлагает детям положить левую руку на живот и на одном выдохе (без добора воздуха) «погасить» 2 свечи, разделив воздух на две порции. Затем погасить 3, 4, 5 свечей. Объём воздуха всё тот же, но каждая порция на выдохе становится меньше. (Движения диафрагмы ритмичные, прерывистые.) Повторить с перерывом 2—3 раза.

«ДОЖДИК»

Материал: блестящий ёлочный дождик.

Блестящие нити дождика крепятся к натянутой параллельно полу тонкой верёвочке. Ребёнок подходит к дождику, который находится на уровне его рта, и дует. Нити дождика отклоняются под воздействием воздушной струи, затем возвращаются обратно. Повторить 4—5 раз.

«НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Материал: блестящая новогодняя гирлянда.

Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.

«ПАДАЕТ СНЕГ»

Материал: на каждого ребёнка небольшой комочек ваты.

Педагог предлагает детям положить комочек ваты на ладошку и подуть так, чтобы вата слетела. Повторить 3—4 раза.

«ВЕСЁЛЫЕ КЛОУНЫ»

Материал: два колпачка-клоуна; кубики или кирпичики для построения арены цирка.

На маленьком столе из кубиков или кирпичиков дети строят арену цирка. Педагог вызывает их попарно. Они садятся на стульчики перед столом друг против друга. В противоположном конце арены ставятся колпачки-клоуны. Двое детей дуют на колпачки, остальные ребята комментируют (клоуны передвигаются, падают, веселятся и т. д.).

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т. д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

«ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»

Материал: теремок с открывающейся дверью, выполненный из картона, ярко раскрашенный, стоящий на подставке; колпачки-зверушки (те же).

Теремок устанавливается на маленьком столике. Дети повторяют сюжет сказки. Затем каждый выбирает себе героя — колпачок-зверушку и называет его (это мышка-норушка, это лягушка-квакушка и т. д.). Рассказчик (им может быть ребёнок) начинает рассказывать сказку, походу которой каждый из детей присаживается к столу и дует на своего героя так, чтобы он попал в дверку теремка  (см. предыдущую игру)

«ВЕТЕР»

Материал: «дерево» на подставке, крона которого состоит из разноцветных полосок бумаги.

«Дерево» ставится на маленький столик. Ребёнок присаживается к столу и 2—3 раза с перерывом дует на его крону, т. е. на полоски бумаги, изображая ветер.

«КОРМУШКА»

Материал: деревянная кормушка, в центре которой за нитку длиной 10 см прикреплена фигурка птички, выполненная из бумаги и раскрашенная.

Кормушка с птичкой ставится на стол. Ребёнок присаживается к нему (птичка находится на уровне его губ) и дует на неё. Она при этом вылетает из кормушки. Ребёнок перестаёт дуть, и птичка возвращается. Повторить с перерывом 3—4 раза.

«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

Материал: на каждого ребёнка снежинка, сделанная из папиросной бумаги.

Каждый ребёнок кладёт снежинку на ладошку. Подносит её к губам и дует так, чтобы снежинка слетела. Повторить 3—4 раза.

 «ЛЕТЯТ СНЕЖИНКИ, БЕЛЫЕ ПУШИНКИ»

Материал: комочек ваты на каждого ребёнка, который нужно разрыхлить так, чтобы он стал лёгким, как пушинка.

Дети дуют на «снежинки», не давая им упасть, всё время поддерживая в воздухе. Выигрывает тот, кто удержал «снежинку» дольше других участников.

«ПОМОГИ ЛЫЖНИКУ»

Материал: фигурка спортсмена на лыжах, выполненная из бумаги и раскрашенная; линейка с держателем.

Ребёнок садится за стол. Берёт в руку линейку, переворачивает её так, чтобы держатель был внизу, и держит её за держатель. На ближайший к ребёнку край линейки ставится фигурка лыжника. Ребёнок подносит линейку к губам и дует на лыжника. Под напором воздуха лыжник перемещается по линейке и «спрыгивает» с трамплина вниз. Повторить 3—4 раза.

«КОРОЛЬ ВЕТРОВ»

Материал: флюгер в виде вращающегося красного флажка, прикреплённого к стойке высотой 25—30 см.

Дети садятся в круг на пол. В центр ставится флюгер. С помощью считалки выбирается ребёнок, который будет дуть на флюгер первым. Далее дует тот, на кого укажет флюгер. (Для усложнения флажок можно заменить треугольником.)

«ПОИГРАЙ, ГАРМОШКА»

Материал: на каждого ребёнка «гармошку», выполненная из полосок бумаги.

Педагог предлагает детям взять «гармошку» за края, поднести к губам и дунуть на полоски. Полоски при этом должны подниматься вверх. Повторить 4—5 раз, стараясь дуть в разные места «гармошки».

«ВЕРТИТ МЕЛЬНИЦА КРЫЛО»

Материал: на каждого ребёнка вертушка, выполненная из цветной бумаги и прикреплённая к деревянной палочке так, чтобы она могла свободно вертеться.

Каждый ребёнок выбирает себе вертушку, подносит её к губам и дует так, чтобы она завертелась. Упражнение повторить с перерывом

«ВЕТЕРОК ШУМИТ, ПУЗЫРЁК ГУДИТ»

Материал: для каждого ребёнка чистый пузырёк (высота 7 см, диаметр горлышка 1—1,5 см).

Педагог подносит свой пузырёк к губам и показывает детям, как он гудит, если в него подуть. Далее предлагает погудеть каждому ребёнку и всем вместе.

Следует помнить, чтобы пузырёк загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребёнок может дуть лишь несколько секунд.

«ПРОВЕДИ СВОЙ КОРАБЛИК»

Материал: ёмкость с водой; набор бумажных корабликов.

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит ёмкость с водой. Педагог предлагает им провести свой кораблик из одного города в другой, обозначив города значками на краях ёмкости. Чтобы кораблик двигался, нужно на него подуть.

Ребёнок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. В игре принимают участие все дети.

«ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»

Материал: ёмкость с водой; лодочки длиной 5—6 см, сделанные предварительно детьми из разноцветной бумаги.

Порядок проведения игры аналогичен предыдущей. Каждый ребёнок дует на лодочку, сделанную своими руками.

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Материал: на каждого ребёнка набор для выдувания мыльных пузырей.

Дети обмакивают кольцо в мыльный раствор, подносят к губам и медленно дуют в его центр, стараясь выдуть на одном выдохе как можно больше пузырей.

Наступила осень, подули спокойные ветры (нежное дутьё с округлёнными губами).

Стало холоднее, подули ветры сильнее (выдох сильнее).

Бури начались, сильно ветры подули (резкий выдох).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие речевого дыхания, фонематического слуха

В картотеке подобраны игры, которые может использовать воспитатель для работы с детьми ОНР....

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

Данная картотека содержит упражнения со звуками  для развития речевого дыхания, тематические упражнения  и упражнения для развития физиологического дыхания....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека игр на развитие речевого дыхания для детей первой младшей группы.

В данной картотеке собраны игры на развитие речевого дыхания, доступные для детей 2-4 лет.  Картотека составлена по книгам А.С. Галанов "Игры, которые лечат", Колдина Д.Н. "Игровые  занятия ...

Картотека игр для развития речевого дыхания

Презентация игр для развития длительного плавного выдоха...

Картотека игр для развития речевого дыхания

В картотеке представлены игры для развития длительного непрерывного ротового выдоха и активизация губных мышц, которые можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста....