Консультация для педагогов Тема «Технологии речевого развития».
консультация по развитию речи

Лупова Оксана Ивановна
Консультация для педагогов Тема «Технологии речевого развития».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_tehnologii_rechevogo_razvitiya.doc470.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Консультация для педагогов

Тема «Технологии речевого развития».

Воспитатель: Лупова Оксана Ивановна

г. Бутурлиновка 2019

Технологии речевого развития.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании и развитии ребёнка. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных и психических процессов.  Завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона речи, завершается процесс фонематического развития, интенсивно растет словарный состав речи, развивается грамматический строй речи. То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым.  Ведущей деятельностью детей является игра. Учебная деятельность предполагает творческое преобразование материала, с применением которого снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива. Педагог должен так построить процесс обучения, чтобы ребёнок постоянно, а главное самостоятельно двигался вперед, развивался. Использование новых методик и технологий речевого развития в обучении детей в детском саду, является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Каковы же приоритетные технологии речевого развития дошкольника?

  1. Сенсорные игры.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями).
  5. Мнемотехника. (Осн. цель – развитие памяти).
  6. Сочинительство. Карты ПРОППА.
  7. Синквейн.
  8. ТРИЗ.
  9. Сказкотерапия.

10. Песочная терапия.

     11.Экспериментирование.

     12. ИКТ.

1 СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ.

«Речь является показателем умственного развития детей. Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                           В. А. Сухомлинский

Здоровый и развитый ребенок – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего ребёнка крепким, подвижным и умным? Как только ребёнок становится способен удерживать в руке погремушку, с ним можно начинать игры на развитие сенсорики. Очень полезны для детей раннего возраста сенсорные игры, которые дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры, тканью, шерстяными нитками, пуговицами, пробочными тренажерами, шнуровками. Используем шишки, каштаны, жёлуди, в общем, всё, чем можно сделать массаж ладошке, произвести какое-то действие. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, улучшают кровообращение в области кисти, а значит, передают сигнал в мозг.

 

2 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.

Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Взрослые должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.

Как надо играть с малышом?

— Перед игрой кратко в доступной форме объясните ребенку суть игры.

— Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.

— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.

— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.

— Игра должна доставлять радость вам обоим.

— Бывает, что малышу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.

3 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

• Развитию гибкости органов речевого аппарата;

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:

Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста – логопеда.

4 ЛОГОРИТМИКА.

Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, совершенствование двигательных навыков, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, учат преодолевать трудности, помогают детям проявить себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий улучшается работа различных систем организма, например, сердечнососудистой, дыхательной.

Логоритмические упражнения делятся на:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.

Например«Солнышко и тучка». Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).

3. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.

Например:

Подуем на плечо, подуем на другое. Нас солнце горячо пекло дневной порой. Как трубка станет рот. Ну а теперь на облака и остановимся пока. Потом повторим всё опять: Раз, два и три, четыре, пять. (Е. Антоновой-Чалой).

4. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. Например:

Как на горке снег, снег, (показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) И под горкой снег, снег, (показывать руками "под горкой") Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя) Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

5. Пальчиковые игры. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

6. Упражнения на развитие мимики. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек)

Упражнение для мимических мышц.

Упражнение 1. Растянуть углы рта в стороны (в улыбку) и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом.

Упражнение 2. Нахмурить брови, расслабить.

Упражнение 3. Поднять брови, расслабить.

Упражнение 4. Прищурить один глаз, затем другой.

Упражнение 5. Зажмурить глаза, расслабить.

Упражнение 6. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую, как при полоскании.

Упражнение 7. Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу.

Упражнение 8. Воспроизвести свист.

Упражнение 9. Максимально оскалить зубы.

Упражнение 11. Опустить верхнюю губу на нижнюю.

Упражнение 12. Натянуть нижнюю губу на верхнюю.

Упражнение 13. Опустить и оттопырить (вывернуть) нижнюю губу, обнажив десна.

Упражнение 14. Втянуть углы рта и почмокать губами.

Упражнение 15. Открыть рот, собрать губы в тугой кружочек, расслабить.

Упражнение 16. Пошевелить ноздрями, как бы раздувая их.

Упражнение 17. Наморщить лоб, расслабить.

Упражнение 18. Следить глазами за двигающимся кругу пальцем.

Упражнение 19. Посмотреть прямо - вправо - прямо - влево - прямо - вправо и т. д.

Упражнение 20. Посмотреть по диагонали из левого верхнего угла в правый нижний, а затем из правого верхнего — в левый нижний.

7. Развитие чувства темпа. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. Осваивать темп музыки легче на простых движениях: хлопках, ударах по бубну, взмахах руками и т. д. Можно взять барабан и предложить ребёнку издавать короткие, медленные, чёткие удары, под которые можно медленно ходить. Возьмите ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, пройдите с ним по комнате.

8. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. Например: Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

9. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

Например«Печатная машинка». Под музыку(2/4) дети одновременно выполняют движение рук и ног. Исходная позиция: ноги вместе, руки на поясе. -раз- прыжок, ноги в стороны. колени согнуты; -два- удар руками по коленям; -три- щелчок руками по сторонам; -четыре- хлопок в ладоши перед грудью. Все повторяется обратно- сверху- вниз.

Отличительной особенностью логоритмических упражнений, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая ребенка к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда ребенок будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмическими упражнениями нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать любые предметы, которые доставляют ребенку радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить, то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

5. Без музыки – никуда. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика», для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы. Если сами затрудняетесь подобрать музыкальное сопровождение воспользуйтесь «Логоритмика Железновых», где подобраны и упражнения, и музыкальное сопровождение.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у ребенка что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

5 МНЕМОТЕХНИКА.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемодорожки, мнемотаблицы – это дидактический материал. Его можно использовать:

  для соблюдения выполнения порядка каких-либо действий;

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов, песен.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка, дети сопереживают героям, разделяют их чувства. Поэтому работая со сказками очень целесообразно и эффективно применять мнемотаблицы.

Это дает возможность разнообразить занятия, на которых решаются задачи обучения связной монологической речи (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение). Когда детям предлагаются заранее приготовленные таблицы, легко использовать самые разнообразные задания:

  • покажите любимый фрагмент и расскажите о нем (эмоции);
  • опишите, какой был герой (монолог-описание);
  • докажите словами сказки какой герой положительный, а какой отрицательный (монолог-рассуждение, доказательство);
  • расскажите сказку с конца (установка последовательности, временных связей, понимание, монолог-повествование);
  • расскажите от имени разных персонажей (диалогическая речь);
  • дорисуйте то, что помогло героям (установка логических связей произведения).

Мнемотаблицы по временам года используют при ознакомлении с характерными особенностями времен года. Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.

Мнемотаблицы по стихотворениям облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Мнемотаблицы по загадкам легко позволяют детям отгадывать и самим загадывать и составлять загадки, опираясь на наглядно-образное мышление.

Составление мнемотаблиц по рассказам. При подготовке к такому занятию произведение разбивается на несколько частей. Чистый лист делится на выделенное количество частей, можно просто перегнуть его. Дети заполняют части листа параллельно с чтением произведения по частям, между которыми делаются небольшие паузы. До чтения обязательно обговариваем условные обозначения.

Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации. Этапы работы со схемой - моделью:

  1. научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;
  2. научить зарисовывать предметы и явления природы символами;
  3. научить самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;
  4. закрепить изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой интерес, мотивирует на активность при составлении рассказов, пересказе сказок, запоминании и чтении стихов.

Таким образом, с помощью схем – моделей и мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:

  • у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • обогащается словарный запас;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование мнемотехники позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

6 КАРТЫ ПРОППА.

Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные структурные элементы, или функции. Эти знания помогают детям лучше усвоить содержание сказки и облегчают пересказ.

План действий при работе с картами Проппа:

1 этап: познакомить детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

 Согласно системе Проппа их 31. Но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт, очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира.

С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые «подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,

• На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке;

• Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;

• Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя – молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;

• Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова, волшебная палочка.

Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

 Карты ПроппаКарты ПроппаКарты Проппа

               Карты ПроппаКарты ПроппаКарты Проппа

   Карты Проппа            Карты ПроппаКарты Проппа

     Карты Проппа     Карты Проппа     Карты ПроппаКарты ПроппаКарты ПроппаКарты Проппа

               Карты ПроппаКарты ПроппаКарты Проппа

          Карты Проппа     Карты ПроппаКарты Проппа

     Карты Проппа     Карты Проппа     Карты ПроппаКарты ПроппаКарты ПроппаКарты ПроппаКарты Проппа

7 СИНКВЕЙН.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения.

  Эта технология не требует особых условий для применения и органично вписывается в работу по развитию речи детей. Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

 Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

 Эта технология универсальна. Например, дети описывают нарисованного ежа.

1 На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное.

Предъявляется модель - предмет

Рисунок 1

Кто это? - Ежик: “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное.

2 Предъявляется модель - признак предмета

Рисунок 2

Ежик какой?

- Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

3 “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол.

Предъявляется модель-действие предмета

Рисунок 3

Ежик что делает?

- Фыркает, спит, сворачивается, ловит.

Алгоритм составления синквейна

Модель синквейна

Рисунок 4

  1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.    Ёжик.
  2. Два прилагательных по теме.                               Серый, колючий.
  3. Три глагола по теме.                                            Фыркает, спит, нравится.
  4. Предложение по теме.                                          Мне нравится серый ёжик.
  5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.             Радость.

8 ТРИЗ.

В настоящее время одной их прогрессивных инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Ценность использования технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста состоит в следующем:

  • Технология ТРИЗ предлагает инструментарий для проблемного, развивающего обучения. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей образовательным процессом, но и формирует умение самостоятельно проходить путь познания и освоения нового, потому что ребенок лучше всего запоминает то, что сделал сам.
  • Технология ТРИЗ способствует развитию личности ребенка. В процессе освоения методов и приемов ТРИЗ усиливается мотивационный аспект в личностном и интеллектуальном развитии, у ребенка формируется понимание того, что «я знаю, как, я могу». Дети становятся увереннее, они учатся находить выход из проблемных ситуаций, не пасовать перед трудностями и неудачами, легче адаптируются к любым жизненным обстоятельствам. Все это способствует развитию продуктивного, творческого мышления, воспитанию самостоятельности.
  • Технология ТРИЗ позволяет снять боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем.

Эффективны в дошкольном учреждении методы, стимулирующие познавательную активность детей: «Мозговой штурм», «Метод фокальных объектов», «Морфологический анализ», Системный оператор».

Работа по знакомству детей с методами и приемами ТРИЗ должна проводиться последовательно и системно: от простого к сложному. Очень важно развивать системное мышление, т.е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Большое внимание необходимо уделять формированию умения видеть и использовать ресурсы для решения поставленной задачи.

Детей сначала необходимо научить разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Например: «Болеть – это хорошо, или плохо? Мама на работе – это хорошо или плохо?» «В детский сад ходить – это хорошо или плохо?»

Дальше можно учить придумывать, изобретать. Например, что можно смастерить их коры дерева, пластмассовой бутылки? А потом подумать: как это можно сделать. В процессе освоения технологии ТРИЗ дети решают актуальные и полезные для окружающих проблемы: кому-то помочь, выручить, улучшить. Добрые поступки служат стимулом для активной поисковой деятельности детей, дают возможность почувствовать собственную значимость для окружающих. Но самое главное, чему необходимо научить детей с помощью технологии ТРИЗ – это умение «толково», позитивно мыслить.

Очень доступно и интересно предлагает нам использовать технологию ТРИЗ Алла Нестеренко в своей книге «Страна загадок». Книга состоит из нескольких глав.

Глава 1. КАКАЯ ОНА — СТРАНА ЗАГАДОК?

Что мы знаем о Стране Загадок? Начнем с того, что это страна и, значит, как во всякой стране, в ней есть горы, реки, моря, города, дороги. Точнее — загадочные горы, загадочные реки, загадочные моря... Или так: горы-загадки, реки-загадки... А что такое река-загадка? Может быть, это река, которая есть и в то же время ее нет? Предоставим вам решить с детьми эту проблему, а мы свернем на дорогу (тоже загадочную), которая ведет в Город Загадок. Город этот заселен загадочными (точнее, загаданными) предметами. Жители Страны Загадок появляются перед нами только в том случае, если мы их разгадаем, а в остальное время они прячутся в своих домиках и оттуда рассказывают нам о себе загадочные вещи.

Дети сами придумали приносить на урок загадки в таком виде: в тетради нарисован домик, на двери его (дверь прорезана) — текст загадки, если ее открыть, виден нарисованный на следующей странице ответ.

Глава 2. ГОРОД САМЫХ ПРОСТЫХ ЗАГАДОК

Наша первая цель — научиться систематизировать предметы по некоторым признакам.

Улицы: «Форма», «Цвет», «Размер», «Вещество».

Дети учатся систематизировать предметы по некоторым признакам и тем самым осваивают простые модели загадок. Например, чтобы загадать предмет в этом городе, надо описать его по форме, цвету, размеру (в сравнении с другими), и указать, из чего он сделан.

 Пример: «Прямоугольная, разноцветная, меньше стола, но больше мобильного телефона, сделана из бумаги и картона» - книжка.  

Но, прежде чем составлять настоящие загадки, пройдемся по улицам города.

Улица "Форма"

УПРАЖНЕНИЕ 2.1.

— Вот в этом домике живут круглые и плоские предметы. Угадайте, кто населяет домик. Какая команда (ряд учеников) поселит в домик больше жильцов?

Считаем при помощи фишек.

УПРАЖНЕНИЕ 2.2.

— Стучимся в следующий домик, а нам отвечают: "Предметы, что живут здесь, встречаются в вашем классе, и в их форме есть прямоугольник. Пусть ребята вспомнят нас с закрытыми глазами". Внимание: закрываем глаза и думаем, пока я медленно сосчитаю до десяти. Потом тот, кого я трону указкой, отвечает, не открывая глаз.

На этой улице мы также знакомимся с простыми пространственными формами: цилиндром, конусом, кубом.

УПРАЖНЕНИЕ 2.3.

— Посмотрите, на столе — детали различной формы из детского конструктора-строителя — домики загадок. Мимо "пролетают" две игрушечные птички: одна летит высоко, другая — низко. Первая птичка, глядя на домики сверху, говорит: "Я вижу два круга и один квадрат". Вторая смотрит практически спереди и возражает: "Ничего подобного, здесь один прямоугольник и два треугольника". Догадайтесь, кто из них прав.

Так впервые, быть может, дети получают представление о том, что вещи с разных расстояний воспринимаются по-разному.

Улица "Цвет"

Ведем разговор об оттенках цвета и их названиях. Можно показать волчок, смешивающий все цвета радуги в белый цвет.

Улица "Размер"

Дети знакомятся с понятиями "длина", "ширина", "высота", учатся описывать размеры в сравнении (например, шире пенала, но уже спинки стула). Полезно начать разговор о предметах, обладающих парами противоположных свойств (толстый — тонкий, широкий — узкий, высокий — низкий и т.п.).

УПРАЖНЕНИЕ 2.4.

— Отгадайте загадку: что бывает сначала большим, потом маленьким? (Булка, конфета, сахар в чае...) — А что бывает сначала маленьким, а потом большим? (Человек, дерево, мыльный пузырь, тесто, все, что растет.)

— А что бывает то большим, то маленьким? (Надувная игрушка, складная мебель, ручка-указка...)

Здесь же мы делаем первые шаги в развитии воображения.

УПРАЖНЕНИЕ 2.5.

— К нам в гости пришел гномик. Гномик мечтает стать великаном. На улице «Размер» — это возможно, требуется только помощь детей. Для того чтобы гномик вырос, надо рассказать всем, что гномик умеет делать какое-то дело, которое только рослому по плечу. Расти гномик предпочитает постепенно, не резко. Итак, начинаем: "Гномик такой большой, что может, как вы, сидеть за партой". Кто следующий? "Гномик может достать до потолка", "Гномик может достать птичку из гнезда", "...повалить девятиэтажный дом", "...выпить целое озеро", "...шагать с планеты на планету", "...гномику наша Земля кажется глобусом" и т.д.

В конце концов гномик сам страшно пугается своего великанского роста и просит сделать его крошечным. "Гномик теперь такой маленький, что может пройти в замочную скважину", — начинаю я. Дети продолжают: "Гномик такой маленький, что ему лужа кажется океаном", "...когда ему на голову упала хлебная крошка, он

заплакал — подумал, что это кирпич", "...его невозможно увидеть даже в микроскоп". И наконец, "Гномик такой маленький, что он вообще ни одного дела сделать не может".

Задача для вас, читатель: попробуйте описать еще более маленького гномика.

Примечание 1.

В этом задании имеет значение именно постепенность роста, иначе есть вероятность, что найдется умник, который сразу предложит увеличить гномика до размеров Вселенной, и тогда остальным детям нечего будет делать.

Примечание 2.

Существенно и то, что мы описываем рост гномика через его дела. Описать рост в сравнении (например, размером с небоскреб) гораздо проще, чем подобрать великану подходящее занятие.

УПРАЖНЕНИЕ 2.6.

Разочаровавшись в перспективах стать великаном или, наоборот, микробом, наш герой просит детей нарисовать для него самое большое в мире дерево, чтобы он мог иногда залезать на него и смотреть вокруг. Кроме того, рядом с этим деревом он сможет, когда захочет, чувствовать себя совсем маленьким.

— Нарисуйте очень-очень большое дерево на обыкновенном листе бумаги.

Улица "Вещество"

Здесь мы даем представление об агрегатном состоянии вещества. Используем для этого известную в ТРИЗ модель — Метод Маленьких Человечков (ММЧ) [8].

— Представим себе, что все предметы, вещества, все живое и неживое вокруг нас состоит из маленьких-маленьких человечков. Человечки ведут себя по-разному. Человечки твердых тел (камня, дерева) крепко держатся за руки. Руки у них сильные — ни разжать, ни согнуть. Вот почему твердое тело не меняет форму. Человечки жидкости за руки не держатся: стоят плотно рядышком друг с другом, переминаясь с ноги на ногу. Вот почему жидкость не держит форму. Но если наполнить стакан "жидкими" человечками, то новых жильцов туда уже не добавить: человечки ведь стоят плотно друг к другу, свободного места между ними нет. Есть еще газообразные человечки. Эти — непоседы, они располагаются довольно далеко друг от друга, все время перебегают с места на место, сталкиваясь лбами. Зато в стакан, где, казалось бы, полно газообразных человечков, вполне можно добавить их еще столько же (вспомним: расстояния между человечками большие. Вдунем еще воздуха в стакан — человечки потеснятся, станут чуть плотнее, только и всего).

Несколько ребят, вышедших по желанию к доске, с удовольствием демонстрируют поведение маленьких человечков в твердых, жидких и газообразных веществах. Можно ввести понятие "мягких" человечков: они держатся за руки, но руки их легко гнутся (человечки ткани, полиэтилена, бумаги).

Далее в нашем городе появляются загадки с маленькими человечками.

УПРАЖНЕНИЕ 2.7.

— Угадайте, что нарисовано: снаружи — твердые человечки, внутри — твердые вперемешку с жидкими, а в центре — снова твердые. (Это может быть вишня, слива, персик в разрезе, а может быть и озеро: в центре — большой остров, ближе к берегу — мелкие острова).

Дети находят множество вариантов решения подобных загадок.

УПРАЖНЕНИЕ 2.8.

— Придумайте сами загадку с маленькими человечками и нарисуйте ее. (Вариант: группа детей придумывает загадку и разыгрывает ее, изображая маленьких человечков.)

После внимательного исследования всех улиц города выходим на Центральную площадь, где улицы пересекаются. Здесь живут загадки, требующие описания предмета по форме, цвету, размеру и веществу вместе. Начинается составление более сложных загадок.

Примечание 3.

На этом этапе учителю следует запастись разными несложными предметами: мелом, пеналом, зеркальцем, глобусом, указкой, банкой и т.д. (Далеко не все предметы удобно загадывать по плану "форма — цвет — размер — вещество".)

Как играть в загадки? Мы используем несколько типов игр.

УПРАЖНЕНИЕ 2.9.

Один ученик, который будет отгадывать загадку, отправляется за дверь. Учитель показывает классу предмет и обсуждает с детьми, как составить загадку. Затем предмет прячут и вызывают отгадывающего. Заметим, что быть тем, кто отгадывает загадку, непросто. Нужно уметь представить предмет по описанию, соединить в уме различные свойства объекта. Если не верите — попробуйте для начала сами.

УПРАЖНЕНИЕ 2.10.

Следующий шаг — составление загадок в уме. Отгадывающий теперь не выходит за дверь. Он поворачивается лицом к доске, учитель показывает классу предмет, и дети молча, в уме, составляют загадку. Затем все повторяется, как в предыдущей игре.

УПРАЖНЕНИЕ 2.11.

— Я загадала предмет. Он живет вот в этом домике и сам о себе ничего не хочет рассказывать. Но попробуйте задавать ему вопросы. Может быть, он ответит на них.

Дети быстро приходят к мысли, что вместо простого перебора вариантов удобнее сначала "пройтись" по уже известным улицам и выяснить форму, цвет, размер,

вещество. Находят и другие умные вопросы: для чего служит этот предмет? Где находится? И т.п. Есть еще способ предупредить бессмысленный перебор вариантов. Заранее договариваюсь с кем-нибудь из детей, и мы на два голоса читаем такой стишок:

Учитель: — Загадала я предмет.

Ученик: — Это лейка? — Нет. — Не линейка? — Нет. — Может, чашка? — Нет. — Промокашка? — Нет. — Это кнопка? — Нет. — Значит, пробка! — Нет. Ученик: — Не могу найти ответ.

Далее спрашиваю: "Почему это Ира никак не может отгадать мою загадку? О чем ей надо было меня спросить сначала?"

Далее переходим к игре "Диалог с ЭВМ", или "Да-нетка".

УПРАЖНЕНИЕ 2.12.

— В нашем городе есть большой компьютерный центр. Кто знает, что такое компьютер? Так вот, электронно-вычислительные машины (ЭВМ) тоже умеют задавать загадки и даже могут ответить на ваши вопросы. Но, в отличие от человека, машина умеет пока говорить только два слова: "да" и "нет". Если задать машине вопрос, на который нельзя ответить ни "да", ни "нет", в ней происходит сбой, она делает так: "Ц-ц-ц..." (при этом выразительно щелкаю языком). Итак, попробуйте разгадать загадку компьютера. Задавайте ваши вопросы. — Какой он формы? — Ц-ц-ц... — Какого цвета? — Ц-ц-ц...

Наконец кто-то сообразил: — Он круглый? — Да!

Примечание 4.

Первое время дети плохо следят за ответами других, поэтому желательно, чтобы компьютер иногда останавливался и легким жужжанием просил повторить то, что уже известно о загаданном предмете.

Когда игра освоена, нужно сменить способ описания объекта.

УПРАЖНЕНИЕ 2.13.

— А теперь компьютер предлагает новую игру. Он загадал одного из героев сказки или мультфильма. На доске написаны вопросы, которые подскажут вам путь к отгадке. Помните, что компьютер может отвечать только "да" или "нет".

Вопросы, написанные на доске: на кого похож? Где живет? Как передвигается? Чем занимается?

— А где он живет? — Ц-ц-ц... — Он живет в доме? — Нет!

Примечание 5.

Малыши лучше справляются с "Да-неткой", если задать им план (опору) в виде ключевых вопросов. Для детей, не умеющих читать, можно заменить вопросы символами. Конечно, сначала требуется научить детей понимать символы.

Примечание 6.

В приведенных случаях опорные вопросы не исчерпывают, естественно, всех веток системного подхода. Но это, на наш взгляд, и не нужно. Опора не должна быть громоздкой, дети придумают свои ветки в зависимости от контекста загадки.

Примечание 7.

Для педагогов, знакомых с методами изобретательства, отметим еще один сверхэффект игры "Да-нетки": задавая вопросы, дети проводят фактически морфологический анализ объекта по осям, предложенным преподавателем (опора на доске — оси морфоящика). Таким образом, работа с "Да-неткой" логично выводит нас на построение морфологических таблиц.

Глава 3. ГОРОД ПЯТИ ЧУВСТВ

Наша очередная цель — научить детей использовать свои 5 чувств как ресурсы для решения различных задач.

Чтобы попасть в Город Пяти Чувств, надо пройти через Ворота Завязанных Глаз. Выбираем ученика-проводника, завязываем ему глаза. Я достаю из сумки колокольчик или дудочку, флакончик духов, открытые баночки с сахаром и солью одинакового помола. По звуку, запаху, на ощупь, на вкус проводник должен определить, что за предметы ему предлагаются. Дети объясняют, какое чувство помогло им определить предмет.

Делаем вывод. У человека имеется:

5 чувств 5 органов чувств 5 способов что-либо обнаружить

Зрение        Глаза                         Увидеть

Слух            Уши                          Услышать

Осязание      Кожа                        Пощупать

Обоняние      Нос                         Понюхать

Вкус               Язык                       Попробовать на вкус

Пять чувств — пять улиц в городе.

Улица "Зрение"

УПРАЖНЕНИЕ 3.1.

— Посмотрим на предмет и опишем, каким мы его видим (не только форму, цвет, размер, вещество, но и другие признаки).

Организуем соревнование: какая команда (например, какой ряд учеников), глядя на предмет, составит самую длинную загадку? Число признаков считаем фишками. Самую длинную загадку поселим в самый большой домик.

Улица "Слух"

— Живущие здесь предметы можно отгадать по звучанию. Но сейчас на улице — тишина, все звуки попрятались. Что же нам делать? Чтобы услышать загадочный предмет, надо, чтобы он звучал. А загадки, испугавшись нас, все смолкли...

Решаем затаиться и помолчать. Может быть, загадки подумают, что мы ушли, и зазвучат снова?

УПРАЖНЕНИЕ 3.2.

— Давайте закроем глаза, будем сидеть тихо-тихо и послушаем, какой звук появится и с какой стороны...

Услышали: слева — свист, справа — шуршание, с середины класса — стук.

— Значит, в домике напротив первого ряда живут предметы, умеющие свистеть. Отгадайте обитателей домика.

Аналогичное задание — другим рядам учеников.

УПРАЖНЕНИЕ 3.3.

— У меня в руках — детское ведерко.

Оно умеет грохотать, поэтому было поселено в один домик с танками, пушками и пулеметами. Ведерко просит подыскать ему другую квартиру. Вопрос: что можно сделать с ведерком, чтобы оно научилось издавать более мирные звуки?

Решаем налить в ведерко воду. Теперь оно будет булькать и сможет жить вместе с ручейком и водопроводным краном.

Здесь же изучаем природу звука. Наблюдаем, как звучат дрожащие предметы, как дрожит наше горло, когда мы произносим звук, моделируем человечками (с помощью самих детей) колебания в твердой, жидкой, газообразной среде. Делаем выводы о том, где звук распространяется лучше и где хуже. Для закрепления темы играем со спичечным телефоном [3].

Улица "Осязание"

Какими бывают предметы на ощупь? Острыми, тупыми, гладкими, твердыми, мягкими, теплыми, холодными, скользкими, шероховатыми, сплошными, дырявыми...

УПРАЖНЕНИЕ 3.4.

На столе — картонный домик со снятой крышкой. Предлагаю желающим пощупать жильцов домика. Первый ученик получает задание: найти гладкий предмет, назвать его, достать и показать всем. Нащупал гладкий предмет — получаешь очко. Следующее задание — найти мягкий предмет и т.д.

Для старших детей усложним задачу: нащупать предмет, отличающийся двумя признаками (например, мягкий и шероховатый), затем — тремя признаками и т.д.

Улица "Обоняние"

Заселяем домик предметами, которые приятно пахнут. Пытаемся отличить по запаху разные сорта духов и одеколона, моделируем человечками, как пахнут духи.

Улица "Вкус"

Заселяем кислый, сладкий, пресный, соленый домики. Пытаемся отличить на вкус ягоды брусники от клюквы.

Задания могут быть самыми разными, важно только действительно включить, нагрузить все 5 чувств, показать детям их необходимость.

Далее переходим к загадкам, в которых, кроме известных раньше признаков (форма, цвет...), появляются новые. Возможные вопросы: как звучит? Какой на ощупь? Чем пахнет? Какой на вкус? Правила игры те же, что и в предыдущей теме. Меньше, однако, останавливаемся на описательных загадках, больше — на "Да-нетках".

Примечание.

Педагогам, владеющим решением изобретательских задач, рекомендуем уже на этом этапе ввести в занятия задачи на обнаружение. Например, задачу о том, как обнаружить выпадение пломбы из зуба [2]. (Ответ — под пломбу предварительно закладывается вещество с сильным вкусом, например, сахарин).

При решении таких задач детям дается опора — 5 способов что-либо обнаружить: увидеть, услышать, понюхать, пощупать, попробовать на вкус.

Глава 4. ГОРОД ПОХОЖЕСТЕЙ И НЕПОХОЖЕСТЕЙ

Цель — развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления.

В Городе Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет — каждому найдется место.

Чтобы попасть в город, требуется пропуск.

УПРАЖНЕНИЕ 4.1.

— У меня в руках меховая шапка. На что она похожа?

Возможные ответы: на котенка, крокодила, сугроб снега, медвежью берлогу. Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа, допустим, именно на крокодила: "С какой стороны надо смотреть, чтобы крокодила увидеть? А где у него хвост? Под водой? А что он сейчас делает? И т.д." [5].

Когда каждый ряд учеников получил свой пропуск, заходим в город. Здесь загадочные предметы живут в окружении друзей, на которых они похожи. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с удовольствием рассказывают, что общего у них с героем загадки и что отличного.

УПРАЖНЕНИЕ 4.2.

На доске — опора. Составим по ней загадку.

На что похоже?                      Чем отличается?

На балерину                                Неживой

На зонтик                                  От дождя не укроет

На гриб                                           Несъедобный

Пример — загадка о маленьком настольном волчке: "Как балерина, но неживой; как зонтик, но от дождя не укроет; как гриб, но съесть его нельзя. Что это?"

Примечание 1.

Составляя загадку, надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные, существенные, а не просто любые.

В другом домике предметы поступают иначе — они рассказывают, чем похож на них герой загадки.

УПРАЖНЕНИЕ 4.3.

На доске — новая опора.

Какой? (Что делает?)          Что такое же?

Светит                                         Лампа

Тает                                              Снег

Капает                                            Дождь

Пример — загадка о свечке. Разделив каждую пару слов связкой "а не", получим загадку: "Светит, а не лампа; тает, а не снег; капает, а не дождь".

Примечание 2.

Какие формы работы можно предложить? Как и прежде, составляем загадки коллективно для одного отгадывающего (но можно и для группы). Здесь мы не используем составление загадок в уме, т. к. эти загадки предполагают кропотливую работу над словом. Лучше разбить детей на команды и организовать соревнование между командами. Можно предложить составить загадки дома, тогда необходимо выдать детям бланки с опорами. На одной стороне бланка пишется загадка, на другой — ответ.

Примечание 3.

Задания, описанные в этой главе, предполагают умение читать и писать. Это требование можно обойти, если дать опору устно (она хорошо запоминается) и подключить к домашней работе родителей.

Глава 5. ГОРОД ПОХОЖЕСТЕЙ И НЕПОХОЖЕСТЕЙ

Цель — познакомить детей с понятием подсистемы (части объекта), научить выделять части внутри целого.

"Две ноги на трех ногах, а четвертая — в зубах..." — с этой известной загадки К.И. Чуковского открываем вход в Город Загадочных Частей, где все предметы загадывают, указывая на их части. Здесь живут очень странные предметы. Одни из них любят разбираться на части и в таком разобранном виде выглядывают из окон своих домиков. Другие просто высунут наружу нос, или хвост, или какую-нибудь другую загогулину (не поймешь — то ли это руль, то ли водопроводный кран), а иные вообще спрячутся в погреб и только оставят на видном месте свой след — вот и изволь разгадать их по следу...

Здесь мы посоветуем преподавателю подумать немного и составить задания самостоятельно. По крайней мере, мне кажется, что упражнения, предложенные ниже, далеко не исчерпывают возможностей данной темы.

Улица Неоконченных Картин

УПРАЖНЕНИЕ 5.1.

— Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит - стоят пустые дома, построенные специально для еще не придуманных загадок. "Дай-ка, — думает, — нарисую загадки и поселю их в домики". Начал он рисовать, но лень ему стало. Бросил он начатое дело и пошел дальше. Подошел к другому домику — и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал ленивый художник целую улицу. Вот на альбомных листках эти неоконченные загадки. Давайте поможем ленивому художнику. Попробуйте придумать, что он хотел нарисовать, и докончите его рисунки [4].

Примечание 1.

Интересно выглядит это задание, когда всем детям предлагается одинаковый фрагмент рисунка. У одного ученика он превращается в ослиный хвост, у другого — в дудочку, у третьего — в лепесток цветка.

УПРАЖНЕНИЕ 5.2.

У меня в руках — картонный домик с прорезанным окошком. Из домика по очереди выглядывают его жильцы — загадочные предметы. Стараюсь показать предмет через окошко так, чтобы узнать его было непросто. От ножниц показываю только половину одного кружка, знакомую игрушку переворачиваю вверх ногами и высовываю из окна пятками вперед... Задача детей — угадать, кто прячется в домике.

Следующий шаг: дети сами показывают друг другу предметы или свои рисунки через окошки домиков.

Улица Разобранных Предметов

УПРАЖНЕНИЕ 5.3.

Загадываем предмет, указывая составные части и их количество. Например: 4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник — получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом — там нет кабины). Вот такие загадки живут на Улице Разобранных Предметов. Опора для составления загадок выглядит так:

Количество частей (Сколько?)                  Названия частей

Примечание 2.

Несмотря на свою примитивность, эта схема полезна, так как позволяет сравнить, например, состав схожих предметов (транспортных средств, кушаний, мебели и т.п.).

УПРАЖНЕНИЕ 5.4.

— Как составить загадку про стул, указывая его части? — Четыре ножки, спинка, сиденье. — Хорошо, но это будет слишком простая загадка. Скажите, а если бы я сняла ножку у стула и показала ее отдельно, как бы вы ее назвали? — Просто палочка. — Отлично. И как тогда составить загадку про стул? — Четыре палочки, две доски...

Опора в этом случае остается та же, что и раньше, только надо пояснить, что части указываются не напрямую. Говоря взрослым языком, надо абстрагироваться от того предмета, о котором идет речь.

Примечание 3.

Предметы, подходящие для Улицы Разобранных Предметов: счеты (на десяти палочках по десять кружочков), шторы, лампочка, расческа, вилка.

Улица Похожих Частей

Здешние загадки отличаются тем, что указывают, на что похожа каждая часть.

УПРАЖНЕНИЕ 5.5.

Составляем загадки со следующей опорой:

Названия частей        Сколько?            На что похожи?

Дужки                            2                      Рыболовные крючки

Стекла                            2                       Медузы

Оправа                            1                      Буква "В"

Пример: коллективная загадка про очки. Первый столбик в таблице убираем (например, стираем резинкой), получаем: "2 медузы на двух крючках, одна буква "В". (Очки.)

Примечание 4.

Рекомендация стирать столбик, раскрывающий загадку, т. е. столбик "Названия частей", существенна. Дети не могут смириться с тем, что в записи загадки ясно виден ответ. Если это не предусмотреть, они просто откажутся от опоры.

Можно предложить и другие удобные схемы загадок по данной теме. Предоставляем читателям сделать это самим, используя материал главы 10.

Улица Молчаливых Загадок

УПРАЖНЕНИЕ 5.6.

— Как нарисовать кота, не рисуя его?

Можно изобразить хвост, торчащий из-за калитки, или лапу, или усы. Можно оставленный котом след (лужицу пролитой сметаны) . Кот, нарисованный по частям, тоже не слишком хорошо узнается. Наконец (это для самых смышленых детей) нарисованный маленький кот становится частью большой мышки. Есть кот — и нет его.

Видимо, вам уже ясно, почему именно эти загадки молчаливые: их загадывают без помощи слов, одним рисунком.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что использование технологии ТРИЗ обеспечивает успешность модернизации дошкольного образования за счет создания условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

9 СКАЗКОТЕРАПИЯ.  

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.  Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то и  Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов".

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти СКАЗКОТЕРАПИЯ.  Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии его развития.

Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением.

Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «мало значимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить и родители. Однако прежде следует посоветоваться со специалистами.

Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

 Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители и педагоги смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.
Ребенок будет знать, что взрослым небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

10 ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей.

Музыкальное сопровождение и цветовые эффекты при проведении занятий по песочной терапии для детей, являются сильнейшим стимулом для развития эмоционального мира ребенка. Кроме того, в сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки. Для детей песочная терапия, занятия которой могут проводиться в самом раннем возрасте, — это способ легко поведать о своих страхах, поделиться проблемами. Ведь не для всего мы можем подобрать нужные слова – даже будучи уже взрослыми. Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок, малыш передает нам все свои фантазии и переживания.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, дети могут проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении, свои страхи.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

11 ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

Хочется отметить, что особую ценность для детских исследований и экспериментирования, имеют никому не нужные предметы. Это обычно — лоскутки тканей, бумага разной фактуры и цвета, опавшие листья, камешки, пряжа, пуговицы и другие «ценные» предметы. Такие предметы на самом деле обычно служат источником новых замыслов и одновременно материалом для проведения исследований. Так, изучая рельефы засушенного листика, окунув его в краску, дошкольник открывает для себя, какие необыкновенные отпечатки он оставляет на листе. И если потрудиться, можно изобразить великолепный пейзаж или узор. А с помощью природного материала (крупы, семена, плоды, ягоды и т. д.), выкладывая его в свободном порядке на пластилиновой форме, можно великолепно декорировать поднос, стаканы, создавать рисунки.

Исследовательскую деятельность дошкольников обязательно интегрируем с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, что позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Задачи, которые решаются во время экспериментирования, важны, но решение речевых задач является первостепенным. Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь. Дошкольники знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. В ходе эксперимента дети учатся подбирать от исходного слова образование новых слов (снег – снежинка – снеговик). Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами: «Как это сделать?», «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…», что способствует развитию мыслительных умозаключений, в речи – доказательстве отстаивать свою точку зрения.

Таким образом, использование экспериментирования в процессе развития речи у дошкольников развивает операции сравнения, установление сходства и различия, способствует усвоению детьми новых знаний, вырабатывает умение коротко и логично задавать, и отвечать на поставленные вопросы, слушать других участников экспериментирования. И только в случае учета всех моментов, соблюдения в процессе экспериментирования индивидуального подхода к детям с различными способностями, перспективы дальнейшего развития, в том числе и речевого, будут иметь положительную динамику.

12 ИКТ.

К числу современных образовательных технологий относятся информационно-коммуникационные. В требованиях ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования говорится о том, что «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

          Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа.

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  • наставником в выборе компьютерных программ,
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • исследовательский характер;
  • легкость для самостоятельных занятий детей;
  • возрастное соответствие;
  • занимательность.

         Эти обучающие игры можно использовать для знакомства с буквами, цифрами, животными, птицами и т.д. В них предлагается решить одну или несколько дидактических задач.

Преимущества компьютера:

  • информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей

огромный интерес;

  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....

Деловая игра для педагогов на тему «ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»

Деловая игра «Технологии речевого развития младшего дошкольника»Цель игры: Совершенствование профессиональной компетенции педагогов в вопросах владения технологиями речевого развития дошко...

Деловая игра для педагогов на тему «ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»

Данная презентация сделает деловую игру более наглядной, оживит взаимодействие участников....

Консультация для педагогов "Современные технологии речевого развития дошкольников"

Данная консультация знакомит педагогов с современными технологиями речевого развития дошкольников...

Консультация для педагогов. Тема: «Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития»

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития.Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют систе...

Консультация для педагогов. Тема: «Задержка речевого развития. Формирование основ речи и первоначальных речевых навыков у детей с ОВЗ 3- 4 лет»

Проблема задержки речевого развития у детей в последние годы становится всё более актуальной. Задержка речевого развития может быть обусловлена различными причинами. Уже на этапе отсутствия акти...