Методические рекомендации по работе со сказкой в детском саду
методическая разработка по развитию речи

Елисеева Татьяна Анатольевна

Сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennost_i_rol_skazki_dlya_rebenka.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел.

Рассказывание сказок - старый русский обычай. Образы русской сказки прозрачны и противоречивы.В сказке отражаются нравственные ценности народа.  С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла - глубока и неисчерпаема.

Интересно мнение немецкого психолога Э.М. Гренелиус по поводу закономерности формирования понятий у ребенка: образ - желание - чувство - мысль /понятие/. Автор указывала, что форма, которая передает для взрослых понятие добра и зла, не является образной. Мысли в такой форме не могут существовать у ребенка, их необходимо формировать образно. Если попытаться это сделать, то получатся те самые образы, которые отражены в сказках.

Эмоция образа отражает внутренние изменения, происходящие в глубине сущностных характеристик человека. В детском сознании внешняя картина ситуации, отраженная в сказке совмещается с картиной тех волнений, которые вызывает у ребенка эта ситуация. Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняя развернутая действительность соучастия в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Лишь потом она переходит во внутренний план - план эмоционального воображения. В формировании предчувствия результатов действия другого лица и эмоционального предвосхищения последствий собственных действий большое значение имеют образы словесного описания и наглядного изображения событий, как бы моделирующих их смысл для самого ребенка и близких ему людей. Эти выразительные средства имеют социальное происхождение.

Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.

Этот внутренний переход возможен только тогда: когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого сопереживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаление последствия человеческих действий, почувствовать их смысл для разных людей. Здесь необходимо отметить, что всякая сказка рассказывает об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Форма изображения здесь сказочная, доступная ребенку, но именно она позволяет ребенку постичь высоту проявления чувств, их нравственный смысл. Однако, без помощи взрослых в истолковании и освоении последнего нравственный смысл сказочных образов остается "взрослым", недоступным ребенку.

Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. Интеллектуализация эмоций происходит в процессе познавательной эффективной деятельности по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открывается ребенком, а формируется по пути социального наследования.

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Сказка - это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка - это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Интересно знать, почему?

Сказочная мудрость проста, незатейлива, и в то же время богата и разнообразна. Она проникает в жизнь ребенка и воздействует на нее. Сценарии поведения, образы, способности героев становятся неотъемлемой частью жизни детей. Лучше преподносить правду жизни ребенку через сказки, потому что они легко воспринимаются, а их язык прост и красочен. Сказку можно соотнести со старинным сосудом, в котором сосредоточено все самое важное и необходимое для формирования отношения ребенка к миру.

Считается, что знакомство со сказкой способствует лучшему пониманию окружающего мира ребенком. В каждой сказке затронута тема отношений между героями. Например, в «Теремке» можно проследить, как уживчивы зверюшки, а в сказке «Журавль и Цапля» ярко показаны отношения, которые ни к чему не ведут. Через сказку ребенок узнает и о разных характерах, с которыми он может столкнуться в реальной жизни: это и трудолюбивые Золушка с Хаврошечкой и их сестры лентяйки, это и Баба-Яга с Кощеем Бессмертным, которые ни за что обижают людей, и смелые Иваны-дурачки да Иваны-Царевичи. Простым и понятным языком в сказках рассказывается и об основных моральных принципах, причинно-следственных связях. Например, если ты добр и отзывчив, то у тебя обязательно появятся хорошие друзья, счастливая любовь. Если трудолюбив и отзывчив – будешь богат и знатен. Таким образом, в интересной и увлекательной форме ваш ребенок усваивает жизненно важную информацию, сам того не замечая. Более того, если вы будете часто читать своим малышам сказки, у них будет развиваться воображение, а где воображение – там и творчество.

Детям разного возраста следует читать разные типы сказок. Важно, чтобы сказки, которые вы читаете своему малышу, соответствовали особенностям его развития.

К дошкольному возрасту у детей уже довольно развито мышление, то есть они способны понимать и сюжет, и действия персонажей. Для детей дошкольного возраста отлично подойдут сказки про Хаврошечку, Марью-Василису-Елену Прекрасную-Премудрую, про Золушку и Бабу Ягу, прои Ивана Царевича. В этом возрасте ребенок с радостью будет слушать и сказки про животных. Прислушивайтесь к своему малышу, чувствуйте, какую сказку он хочет услышать. Полезны будут и сказки великих сказочников мира: Ганса Христиана Андерсена, Якоба и Вильгельма Гримм, Шарля Перро и многих-многих других. В этих сказках уже присутствуют элементы нравственности. Ребенок начинает понимать силу своих действий. Например, если он понимает, что у добрых и трудолюбивых людей складывается счастливая жизнь. Им достается и слава, и богатство, а главное, счастливая семейная жизнь.

Сказочный жанр тем уникален, что в текстах сказок нет ничего лишнего и неважно, но в то же время есть все ценное и необходимое. Сказки лаконичны и мудры. Но и рассказывать их нужно умеючи, особенно сказки перед сном. Дети обожают, когда им рассказывает сказки кто-то из близких. Ни магнитофон, ни компьютер не заменят родного живого голоса. Ведь в сказках важен не только текст, но и слова, интонации, мимика, и, конечно же, личное обращение к малышу. Живые сказки развивают воображение ребенка.

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
            Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
            Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
           Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
           Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
           Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
           Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
           Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
           Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

Сказка  создает модель идеального мира, в котором хочется быть, к которому хочется стремиться, которому хочется соответствовать.

Список используемой литературы

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с.
  2.  Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е.Е.Зубаревой - М.: Просвещение, 1989 -398с.
  3.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 1997 - 944с.
  4.  Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.
  5.  Пропп В.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1984 -263с.
  6.  Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1986 - 415с.
  7.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский - Мн.: Народная асвета, 1981 - 287с.
  8.  Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 1986 - 350с.
  9. Фридель Ленц Образный язык народных сказок, 2012 – 243с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».

Этот элемент экологической тропинки детского сада является моей авторской работой и разработан в ходе выполнения аттестационной работы на тему "Создание предметно-развивающей среды для познавательной ...

Методические рекомендации по организации трудовой деятельности в детском саду

О роли труда в формировании личностных качеств дошкольника. О содержании трудового воспитания. О применяемых в семье видах труда, об организации трудовой деятельности....

Методические рекомендации по теме: "Олимпийская неделя в детском саду"

В нашем детском саду уже стало традицией проведение олимпийских недель,  участниками которых становятся воспитанники и их родители. Главная цель этих мероприятий – доставить огромную   радос...

Методические рекомендации родителям по адаптации детей в детском саду.

Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабушки), для многих малышей бывает непросты...

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Материал подготовлен для воспитателей и педагогов, в период перехода на ФГОС....