Занятие по развитию речи через знакомство с устным народным творчеством «Задания дедушки Фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жирняк Наталия Алексеевна

Цель:

• Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в поговорках, скороговорках, дразнилках, небылицах.

• Формировать у детей интерес к фольклору, обогащать словарный запас детей.

• Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками, понимать их смысл.

• Рассказать детям о фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи через знакомство с устным народным творчеством

«Задания дедушки Фольклора»

Цель:

• Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в поговорках, скороговорках, дразнилках, небылицах.

• Формировать у детей интерес к фольклору, обогащать словарный запас детей.

• Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками, понимать их смысл.

• Рассказать детям о фольклоре.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами будет необычное занятие, мы поговорим о фольклоре.

Слово "фольклор" заимствовано из английского языка и переводится дословно, как народная песня. Фольклор- это все то, что создано народом.

Воспитатель: Ой, ребята, а тут какое-то письмо, давайте его прочитаем.

Текст письма: «Здравствуйте, дорогие внучата! Меня зовут дедушка Фольклор. Я решил вас повеселить и придумал для вас разные задания, а задания спрятал в вашей группе. А чтоб вы не сбились с пути, вам в помощь даю карту - подсказку. Желаю вам удачи! Ваш дедушка Фольклор».

Воспитатель: Ну что, ребята, поиграем с дедушкой Фольклором? А вот и карта (внимательно рассматривает карту). Ребята я что-то не пойму, что здесь за квадратики, полоски, стрелочки?

(Дети рассматривают карту и объясняют, что карта очень похожа на план какого-то помещения: полоски на нём это окна, стрелки – это указатели, куда идти, большие прямоугольники - это стол, квадраты – это стулья)

Воспитатель: Я догадалась! Это же план нашей группы. Сейчас мы найдём задания дедушки Фольклора. Посмотрите, куда указывает первая стрелка?

 Воспитатель: Тут для вас загадки, дедушка Фольклор хочет, чтоб вы их отгадали.

 

Не дерево, а с листьями,

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешками,

Не человек, а с разумом.

(Книга)

Без крыльев летят,

Без ног спешат,

Без паруса плывут.   

(Облака)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу:

Когда всем спать,

А когда вставать.    

(Часы)

 

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом себе путь ищу,

За собой хвост тащу.

(Иголка с ниткой)

 

Скоро ест,

Мелко жуёт,

Сама не глотает,

А другой сыт бывает.

(Пила)

 

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

(Топор)

 

Из липы свито

Дырявое корыто,

По дороге идёт,

Клетки кладёт.

(Лапти)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Можно идти дальше. Куда показывает следующая стрелка?

Воспитатель:  Скороговорка - это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков. Дедушка Фольклор просит вас вспомнить какие скороговорки вы знаете.

1. Баран буян залез в бурьян.

2. Все бобры для своих бобрят добры.

3. Хорош пирожок – внутри творожок.

4. От топота копыт пыль по полю летит.

5. На гармошке громко заиграл Ерёмка.

6. Коля колья колет. Поля поле полет.

7. У мыши в норке сыра корка.

8. На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.

9. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

10. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Воспитатель: А еще дедушка предлагает нам поиграть в игру «Карусель».

Дети берутся за руки и произносят скороговорку:

Закружились карусели

Карусели, карусели

Замелькали сосны, ели

Закружилось все вокруг

Звезды в небе встали в круг

Быстро, быстро нас вертели

И кружили карусели.

(Произнести несколько раз, ускоряя темп).

Воспитатель:  Хороши, детки, ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь продолжаем, куда ведет нас дальше карта?

Воспитатель:   Смотрите, здесь написаны пословицы и поговорки, но не полностью. Пословица не даром молвится. Пословица — изречение в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.  Вам нужно вспомнить продолжение начатой пословицы или поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы окончание.

 «Что посеешь...» (то и пожмёшь); «Делу время…» (потехе час); «Кончил дело...» (гуляй смело); «Любишь кататься...» (люби и саночки возить); «Не имей сто рублей...» (а имей сто друзей); «Слово – не воробей...» (вылетит – не поймаешь).

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием дедушки Фольклора справились. Теперь можно идти дальше. Куда же показывает стрелочка?

Воспитатель:  Так, какое же еще здание придумал для нас Дедушка Фольклор? Так тут игра «Дразнилки».

Дразнилки – это насмешливые рифмованные фразы, которой кого-либо дразнят. Но на дразнилки есть такие же рифмованные ответы.

В игре участвуют две команды первая команда это те, кто дразнит, а вторая кто отвечает на дразнилки.

1 команда: Девочка - капуша, час жевала грушу,

Два - умывалась, три – одевалась.

Утром завтракать пошла

Только к ужину пришла.

2 команда: Обзывайся, обзывайся,

Без друзей ты оставайся.

Так ты обзываешься

В друзья набиваешься.

1 команда: Обманули простака – 

На четыре кулака, 

На щелбан и на подушку, 

На зеленую лягушку. 

2 команда: Шел-шел крокодил,

твое слово проглотил,

А моё оставил

И печать поставил!

1 команда: Ваня, Ваня, простота! 

Купил лошадь без хвоста! 

Сел задом наперед 

И поехал в огород. 

2 команда: Обзывайся хоть охрипни,

Ничего ко мне не липнет.

Обзывайся, обзывайся

Сдачи дам, не сомневайся.

1 команда: Рева-корова, 

Дай молочка! 

Сколько стоит? 

- Три пятачка! 

2 команда: Обзывай меня хоть год,

Все равно не пристает.

Обзывай меня хоть век,

Я хороший человек.

Воспитатель: Тут, я думаю, всем нам надо помириться, обняться и больше не ругаться. Так следующая стрелочка, куда же она ведет?

Дедушка Фольклор предлагает нам сесть на стульчики, посмотреть мультик и познакомится с еще одним направлением народного фольклора небылицами. Небылицы существуют в народе издавна, а ведь народное творчество сохраняет самое лучшее, постепенно отсеевая всё ненужное. В небылицах присутствует какой-нибудь сказочный или фантастический сюжет.

Просмотр мультфильма «Небылицы в лицах».

Воспитатель: И осталась у нас последняя стрелочка. Так тут опять письмо.

Текст письма:  «Какие вы все молодцы!  Отлично справились со всеми заданиями!

Не закончилось веселье,

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сластями угощайтесь!

До свидания, дорогие внучки! Ваш дедушка Фольклор».

Воспитатель: На этой вкусной ноте наше занятие заканчивается. Спасибо вам, ребята, за активное участие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Предложен конспект занятия для младшей группы по развитию речиЦель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.Задачи:- Продолжать у...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки"

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.Задачи:- Продолжать учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом.- Раз...

Занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество»

Конспект  открытого занятия по развитию речи в младшей группе  «Устное народное творчество»...

Педагогическая гостиная Демидовой Любови Алексеевны «Развитие речи через знакомство с истоками народной культуры, устным народным творчеством»

Обучающие:Расширять знания детей о предметах старины.Дать представление о народных промыслах.Развивающие:    1. Развивать психические процессы (связную речь,  сообразительность, во...