Педагогическая гостиная Демидовой Любови Алексеевны «Развитие речи через знакомство с истоками народной культуры, устным народным творчеством»
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Обучающие:

  1. Расширять знания детей о предметах старины.
  2. Дать представление о народных промыслах.

Развивающие:

    1. Развивать психические процессы (связную речь,  сообразительность, воображение,      мышление, внимание).

2. Развивать интерес к истокам народной культуры.

3. Способствовать развитию зрительной памяти.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству
  2. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_gostinaya_demidovoy_lyubovi_alekseevny.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая гостиная Демидовой Любови Алексеевны

 «Развитие речи через знакомство с истоками народной культуры, устным народным творчеством»

(Слайд № 1)

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

(Слайд № 2,3)

Процесс познания и усвоения должен начинаться, как можно раньше. Как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа. Слушая колыбельные песни, пестушки, потешки, играя игры-забавы, отгадывая загадки, познаёт смысл пословиц, поговорок и сказок.

(Слайд № 4,5)

Знакомясь с предметами народного прикладного искусства, познаёт культуру своего народа.

(Слайд № 6)

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. И одна из функций — воспитательная. Современные дети с интересом играют в игры, придуманные задолго до их рождения, с удовольствием слушают народные сказки, которые воспитывают будущего гражданина. Надо им только показать этот удивительный мир, научить детей в нём ориентироваться, понимать его и любить.

Это и побудило меня провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народной культуры.

Таким образом, я поставила перед собой цель: развивать речь детей дошкольного возраста через ознакомление с истоками русской культуры, устным народным творчеством. Для реализации этой цели необходимо побудить в ребёнке интерес к устному народному творчеству, предметам старины, прикладному искусству своего народа, желание использовать полученные знания на практике через общение с другими людьми. (Слайд № 7)

Также реализация данной цели послужила для меня постановкой следующих задач:

Обучающие:

  1. Расширять знания детей о предметах старины.
  2. Дать представление о народных промыслах.

Развивающие:

    1. Развивать психические процессы (связную речь,  сообразительность, воображение,      мышление, внимание).

2. Развивать интерес к истокам народной культуры.

3. Способствовать развитию зрительной памяти.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству
  2. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего народа

 (Слайд № 8, 9)

Для реализации этих задач я выделила три блока:

Первый блок — знакомство с устным народным творчеством.

Второй блок — ознакомление с окружающим.

Третий блок — знакомство с декоративно-прикладным искусством народных мастеров.

(Слайд № 10)

Каждый блок имеет несколько составляющих. При ознакомлении с устным народным творчеством дети слышат поэтический язык потешек и пестушек, отгадывают загадки, опираясь на багаж знаний о признаках и действиях того или иного предмета быта, которые получили на занятиях в «Избе».

В пословицах и поговорках отмечают народную мудрость, а в приметах наблюдательность.

Звучность, ритмичность, занимательность потешек, колыбельных песенок, поговорок, пословиц, пестушек, скороговорок, загадок привлекает детей, вызывает желание повторить и запомнить. Что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

Мною были сделаны подборки потешек, пословиц, загадок, колыбельных песенок, поговорок, скороговорок, пестушек, народных примет, народных календарных игр, народных календарных праздников, словарь старинных слов.

Большинство произведений народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности. Чем больше мелких и  сложных движений выполнит ребёнок, тем больше участков мозга включатся в работу.

Также были подобраны игры и упражнения по развитию двигательной активности детей,  комплексы артикуляционных и пальчиковых гимнастик.

Уважаемые коллеги! Всем вам хорошо знакомы пальчиковые гимнастики давайте поделимся опытом. (Слайд № 11, 12, 13) Я вам хочу предложить следующие:

 «Петушок», «Стул», «Ёлочка и корзиночка», «Кошечка», «Волк и лиса», «Собака», «Цепочка», «Колокольчик».

(Слайд № 14, 15, 16, 17)

Предлагаю вам ряд народных примет:

 «Гуси хлопают крыльями ,полощутся — к теплу»

«Грач на горе — весна на дворе»

«Чайка много купается — к ненастью»

«Кошка скребёт пол — на ветер, на метель»

«У зайцев шерсть побелела — зима близко»

«Белка строит гнездо низко — к морозной зиме, высоко — к тёплой»

«Лягушка квакает — овёс скачет»

«Декабрь год кончает — зиму начинает»

«Апрельские ручьи землю будят»

«Июль — макушка лета»

«В сентябре лист на дереве не держится»

«Высокая круглая радуга — к хорошей погоде, низкая и пологая — к ненастью»

«Чистые звёзды зимой — к холоду, летом — к ясной погоде»

«Солнце в туман садится —  к дождю» (Слайд № 18)

         Особая гордость нашего мини - музея, это элементы русской избы. В нашей «избе» имеется макет печи, кровать, стол, лавки, старинный сундук, люлька и большое количество домашней утвари. Хозяином этой избы у нас является домовёнок Кузя, который, как и положено ему живет в запечье: он и принимает гостей в своей избе и от его имени дети узнают много интересного о вещах, которые расположены в избе. Вместе с ним воспитатель рассказывает о том, что такое корчаги и чем они отличаются от крынок;

для чего нужны ступы, чугунки, корытца, сечки, жернова, ухват, кочерга. Дети с удовольствием берут эти предметы в руки, рассматривают их, пытаются действовать с ними и определяют, что действительно без помощи техники, которая есть в современном мире, раньше было очень тяжело, например, нарубить мясо, погладить бельё. Дети узнают, что, оказывается, обязательно был так называемый «бабий кут», в котором находились предметы нужные женщине в хозяйстве. И размещался этот «кут» около печи.

Вот так и мы знакомим детей с предметами быта, которые показывают умение и рукоделия женщин: предметы ткацкого станка, веретено, пяльцы, мотовила, валек, каток, угольный утюг. Объясняя детям назначение этих предметов, мы обращаем внимание на то, что раньше каждая женщина украшала свой дом самостоятельно и поэтому умела прясть, вязать, вышивать. Тем самым мы показываем важность и нужность обучения девочек рукоделию.

         А мужчины в основном были заняты в поле, в кузнице и поэтому у нас в избе есть отдельные предметы, которые были нужны мужчинам в их работе. Часть занятий мы проводим, сравнивая предметы старины и предметы современные, например, на занятии «Откуда свет пришел?», знакомство начинается с лучины, свечи, керосиновой лампы и постепенно показываем, какие лампы накаливания есть в настоящее время. Очень важно объяснить детям, что необходимо бережно хранить предметы, которые нас окружают — это наша история. А история русского народа, которую дети познают уже в детском саду, позволит сформировать у детей уважение и гордость за свой народ. В музее работают не только дети, многие педагоги заново открывают для себя предметы старины, уточняют, почему они так называются. Для этого в музее детского сада проводятся мастер-классы по устному народному творчеству, народным играм, об истории названий старинных предметов. Для того чтобы воспитателям был понятен старорусский язык, в музее оформлен словарь старинных слов, где не только даны объяснения данным словам, но и представлены иллюстрации. Данный материал педагоги используют во время проведения занятий с детьми, чтения русских народных сказок, пословиц, поговорок, чтобы уметь детям объяснить, что такое шесток на печке, в какой - такой короб посадил Машу медведь и многое другое.

Уважаемые коллеги! Обращаю ваше внимание на эти предметы быта. (Выставка)

Для ознакомления с деревенской избой были оформлены папки:

«Деревенская изба», «Самовар и чаепитие», «Одежда и обувь русского народа», «Русская кухня», «Чудо-прялка».

(Слайд № 19, 20, 21)

Я вам предлагаю отгадать следующие загадки:

«Что из избы не вынесешь?» (Печь)

«Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо». (Самовар)

«Всем, кто придёт,

И всем, кто уйдёт,

Она ручку подаёт». (Дверь)

 «Подо мной горит, во мне варится». (Кастрюля)

Благодарю вас за правильные ответы.

А сейчас постарайтесь объяснить старинные слова.

Как бы, вы, объяснили значение этих слов своим воспитанникам?

Доха (Шуба с мехом внутрь и наружу)

Баской (Красивый)

Баять (Говорить, сказывать)

Вечёр (Вчера вечером)

Бадог (Палка)

Ладом (Хорошо, как следует)

Сумёт (Сугроб)

Чтобы познакомить своих воспитанников с декоративно-прикладным искусством я подготовила и оформила материал по русским народным художественным промыслам. Это — Городецкая роспись, Палех, Мстёра, Холуй, Гжель, Дымка, Хохлома, Скопинская керамика, Филимоновская игрушка. А также «Матрёшка», «Из чего изготавливали игрушки», «Куклы», «Федоскино», «Резьба по дереву», «Цветы на платке».

(Слайд № 22)

Свою работу я построила по принципам:

Системного подхода

Наглядности

Постепенности (От простого к сложному)

Осознанности

(Слайд № 23, 24, 25, 26,)

Дети с большим интересом знакомятся с предметами старины, а чаепитие у самовара с сушками — это одно из наиболее полюбившихся форм проведения занятий.

Одним из обязательных условий речевого развития ребёнка является речевая культура семьи. Её становление и обогащение осуществляются с помощью следующих форм взаимодействия с родителями:

Индивидуальное консультирование родителей по данной теме.

Родительские чтения в русской избе.

Проведение  народных праздников.

 Русские люди после трудовых будней любили  и умели отдыхать, мы, поэтому знакомим детей с народными праздниками, в том числе и православными. Дети приучаются понимать, что у каждого народа есть свои обычаи, своя культура и негоже нам уподобляться западной культуре. У нас есть свои красивые праздники, такие как масленица, рождество, праздник русской березки и другие. Эти праздники мы тоже стараемся проводить в музее, исполняем с детьми народные песни и попевки. Праздники проводим вместе с родителями, привлекая их к истокам русской культуры.

(Слайд № 27, 28)

Родители моих воспитанников так же заинтересовались данной темой и активно принимают участие не только в родительских чтениях, праздниках, но и в полнении музея экспонатами.

 Для проведения занятий с детьми и педагогами, составлен перспективный план для работы с детьми с 3 до 7 лет, то есть на каждую возрастную группу, разработаны конспекты занятий.

          На протяжении этих лет, пока функционирует мини - музей, отмечается, что дети приняли и полюбили музей, у них расширился кругозор, словарный запас, они научились различать предметы русского быта. Считаю, что наш мини - музей способствует патриотическому воспитанию детей, формированию положительных проявлений у детей к русскому народу, его быту, традициям. Побуждает самые искренние чувства любви к своему отечеству, краю, городу, что позволяет нам не только реализовать национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта, но и понять, что образование, «музейная педагогика» является главным средством трансляции культуры, а значит связи поколений.  

 

В планах  продолжать пополнение мини - музея новыми экспонатами.

По старинному обычаю предлагаю вам откушать с нами чаю из самовара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»

Цель мастер – класса: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи: обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи, украшать праздничный стол. Вызвать интерес к самостоятельной творческой деятел...

Занятие по развитию речи через знакомство с устным народным творчеством «Задания дедушки Фольклора»

Цель:• Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в поговорках, скороговорках, дразнилках, небылицах.• Формировать у детей интерес к фольклору, обогаща...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (подготовительная к школе группа)

Цель:1. Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.2. Развитие интереса к устному народному творчеству.Задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с интерьер...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)

Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего н...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)

Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...