Главные вкладки

    "Игры и упражнения для развития речевого аппарата"
    картотека по развитию речи (младшая группа)

    Гасратова Зинфира Абдуллаховна

    Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. В данной консультации представлены игровые упражнения для развития подвижности нижней челюсти, губ и языка малыша. Эти игры можно проводить с детками 2-3 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha_ml._vozr.docx791.42 КБ

    Предварительный просмотр:

                    C:\Users\1\Desktop\image (1).jpg

    муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области

    (МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды)

    Подготовила: Гасратова

    Зинфира Абдуллаховна

     воспитатель 1 кв. категории

    Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. В данной консультации представлены игровые упражнения для развития подвижности нижней челюсти, губ и языка малыша. Эти игры можно проводить с детками 2-3 лет.

    Игра «Поезд» № 1

    Цель:

    Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

    Материал. Колокольчик, большой и маленький зайчонок.

                                                                       Ход игры:

    Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к зайчатам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» – отправление поезда; «У-у-у» – поезд гудит; «Чух-чух-чух» – поезд останавливается около стула, на котором сидит большой зайчик.

    Воспитатель и дети здороваются с зайчонком, просят поехать его с ними в детский сад. Зайчонок  присоединяется к детям. Поезд едет дальше.

    На другой остановке детей ждет маленький зайчонок. С ним дети тоже здороваются и приглашают поехать его с ними.

    Когда поезд останавливается, зайчата  предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом воспитатель говорит: «Зайчата устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: “Ааа-ааа…” (дети имитируют, что укачивают зайчат). Зайчата уснули, а вы садитесь на стульчики».

                      Игра «Медвежата едят мёд» № 2

                                                                 Ход игры:

    Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)  3–4 раза.

    Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись.

    Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ)».

    Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2–3 раза).

                                            Игра «Часы» № 3

    Цель:

    Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.

    Материал. Картинка больших и маленьких часов.

                                                                    Ход игры:

    Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак…».

    – Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5–6 раз).

    – Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

                                Игра «Кто в домике живет?»№ 4

    Цель.

    Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

    Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; 4 кубика.

                                                                    Ход игры:

    Воспитатель (показывая картинку с изображением кошки).

    -Кто это? (Ответы детей.)

    Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением котенка.)

    - А это кто? (Ответы детей.)

     Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

    Воспитатель (показывает картинку с изображением собаки.)

    -Кто это? (Ответы детей.)

    Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением щенка.)

    -А это кто? (Ответы детей.)

    Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

    – Пошли животные  домой (картинки убираются за кубики).

    -Отгадайте, кто в этом домике живет:

     «Ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей.)

    -Правильно, собака (показывает картинку).

    -Как она лаяла? (Ответы детей.)

    – Отгадайте, кто в этом домике живет:

    «Мяу-мяу» (произносится тихо)?

    -Как котенок мяукал? (Ответы детей.)

    Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.

                              Игра «Колокольчики» № 5

    Цель.

     Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

    Материал. Большой и маленький колокольчик (можно использовать ёлочные игрушки)

                                                                   Ход игры

    Воспитатель. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».

    Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

                      Игра «Звенят колокольчики»№6

    Цель.

    Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

    Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

                                                             Ход игры

    Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания).

    Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

    Воспитатель показывает то большие (3 раза), то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

                           Игра «Кто как кричит?»№ 7

    Цель.

     Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

    Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.

                                                           Ход игры

    Воспитатель.

    - У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграфе) был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка).

    -Мама учила его хрюкать.

    -Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

    - А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

    -Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше).

    -Свинья зовет сыночка.

    -Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание.)

    -Поросенок услышал, что мама его зовет, и захрюкал.

    -Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.)

    -Прибежал поросёнок  к маме (переставляет картинку).

    -Свинья громко захрюкала. Как? (Ответы детей.)

    -Так она хвалила сыночка-поросенка.

    -И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)

                                   

    Игра «Барабаны» № 8

    Цель.

     Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

    Материал. Картинка большого и маленького барабана.

                                                                  Ход игры

    Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.

    Воспитатель. «Вы будете музыкантами, играющими на барабанах.»

    -Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания).        -Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (дети повторяют звукосочетания).

    Воспитатель в произвольном порядке дает задания командам 6–8 раз.

    Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

                                         Игра «Лошадки и поезд» № 9

                                                             (в кругу)

    Цель.  

    Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

                                                                       Ход игры

    Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют).

    Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают.

    Поехал поезд, застучал колесами.

    Поезд остановился.

                  Игра «Большие и маленькие машины» №  10

    Цель.

    Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

                                                                    Ход игры

    Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие машины.

     Они встают друг против друга.

    Воспитатель. Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш». Они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза). Маленькие машины едут тихо, и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш».

    Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза).

    По сигналу «Поехали большие машины» дети первой команды имитируют, как едут машины – крутят руль и бибикают.

    Затем по сигналу «Поехали маленькие машины» задание выполняет вторая команда.

    Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.

                                     Игра «Рыбки»№ 11

    Цель.

    Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

                                                                Ход игры

    Воспитатель. «Вы будете рыбками.»

    -Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю».

     -Они ныряют глубоко за кормом.

    -Когда ныряют большие рыбы, то слышно: «Плюх» (произносит громко).

     -Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно: «Плюх» (произносит тише).

    Дети повторяют оба звукосочетания 2–3 раза.

    Воспитатель. «Поплыли рыбки, хвостиком машут.»

     (Дети говорят: «Флю-флю-флю».)

    -Ныряют большие рыбы… маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)

                         Игра «Слоны и ослики» № 12

    Цель.

    Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

    Материал. Картинки с изображением ослика и слона.

                                                             Ход игры

    Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов.

    Они встают друг против друга.

    Воспитатель. Ослик (показ картинки) кричит: «Ии-ии-иии», а слон (показ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (дети повторяют оба звукосочетания).

    По команде «Идут ослики» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки.

    По команде «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа.

    Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.

                                 

                             

    Игра «Выполни задание»№ 13(в кругу)

    Цель.

     Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

                                                                Ход игры

    Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы должны выполнять действия, о которых в нем говорится.

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головой.

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы руки подаем (дети берутся за руки)

    И бегаем кругом (3 раза).

    Игра повторяется 3 раза.

                                 Игра «Телефон»№14

    Цель.

    Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

    Материал. 3–4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют.

                                                               Ход игры

    Воспитатель предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот – первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.

                          Игра «Будь внимательным» №15

    Цель.

     Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

    Материал. Картинки с изображением взрослых животных и птиц на фланели – козы, овцы, петуха; их детенышей (у каждого ребенка по одной картинке детеныша); фланелеграф.

                                                                     Ход игры

    Воспитатель. Это коза (показ картинки).

    -Она громко кричит: «Ме-ме..» (дети повторяют звукосочетание).

    -А это козлик – ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание

    -Это овца (показ картинки). Она блеет – кричит громко: «Бе-бе…» (дети повторяют звукосочетание).

    -А ее детеныш – ягненок кричит тихо (дети повторяют 5–6 раз).

    – А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.)

    -Как он кричит? (Ответы детей).

    -Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяю звукосочетание)

    -У петуха и курицы есть детеныши.

    -Как их зовут? (Ответы детей.)

    -Как пищат цыплята? (Ответы детей.)

    Картинки выставляются на фланелеграф.

    Воспитатель. (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц).

    Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов),

    травку щиплют, крошки ищут.

    Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

    Воспитатель воспроизводит крик животного или птицы.

    Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят, например: «Я – ягненок: “Бе-бе-бе”», – и ставит картинку на фланелеграф.

    После того как будут поставлены все картинки, дети называют взрослого животного и его детеныша, птицу и ее детеныша.

                 Игра «Забей гвоздик молоточком»№16

    Цель.

    Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

                                                            Ход игры

    Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).

    Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).

    Давайте забьем гвоздь большим молотком.

    Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.

    Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4–5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

       Игра «Научим зайку правильно говорить»№ 17

    Цель.

     Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

    Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф.

                                                                       Ход игры

    Воспитатель. У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.

    Ишка – дети поправляют «Мишка».

    Елочка – белочка.

    Оник – слоник.

    Зьянка – обезьянка.

    Ичка – птичка.

    Бака – собака.

    После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

    Воспитатель. Молодцы ребята, научили зайку правильно говорить.

    Игра «Лягушка и лягушата» №18

    Цель.

     Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

                                                                Ход игры

    Воспитатель. Вы будете маленькими лягушатами, а я – мамой-лягушкой.

    Лягушка по дорожке скачет, вытянув ножки: «Ква-ква-ква», выходи-ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.)

     Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).

    – Наловила я много вкусных мошек.

    -Откройте по шире ротики – я вас покормлю.

    -Наелись лягушата, громко заквакали.

    -Легли спать на листики.

    -Проснулись и заквакали.

    Дети выполняют указанные действия.

                 Игра «Позови свою маму»№ 19

    Цель.

    Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

    Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика.

    У воспитателя соответствующий набор взрослых животных и птиц.

                                                                     

    Ход игры

    Воспитатель. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок.)

    Кто у цыпленка мама? (Курица.)

    Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».)

    (Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)

    Такая же работа проводится со всеми детьми.

                           

    Игра «Идут животные» №20

    Цель.

     Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.

                                                             Ход игры

    Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежики.

    Воспитатель. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3–4 раза).

    – Идут медведи, они топают по тише (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза немного потише).

    – Идут поросята, они топают еще тише.

    – Идут ежики, они топают очень тихо.

    – Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).

    Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

    Игра «Будь внимательным» №21

    Цель.

    Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.

    Материал. Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.

                                                               Ход игры

    Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.

    Воспитатель показывает картинки (произвольно), а дети выполняют действия.

                                     Игра «Отгадай слово» № 22

    Цель.

     Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.

    Материал. Картинки на фланели с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей; фланелеграф.

                                                                   Ход игры

    Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе).

    -Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно.

    -Я скажу: «Лоша…», а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

    Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

                           

                            Игра «Кукушка и дудочка»№23

    Цель.  

    Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

    Материал. Картинка, изображающая кукушку, дудочку.

                                                                        Ход игры

    Воспитатель. В лесу живет птица – кукушка (показ картинки).

    -Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

    -Однажды дети пришли в лес обирать грибы.

    - Много набрали грибов.

    -Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

    Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки.

     Без системы 6–7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

                                    Игра «Делай, как я»№ 24

    Цель.  

    Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

    Материал. Игрушка: мишка

                                                                     Ход игры

    Воспитатель. Мишка хочет с вами поиграть – давать вам задания.

    Мишка. Я косолапый, хожу вот так (показ). И вы походите так же (дети выполняют).

    Я умею рычать: «Хр-хр-хр». И вы порычите…

    Я люблю есть мед. Я ем его вот так (протягивает лапу и имитирует, что слизывает с нее мед). Ешьте мед…

    Мед очень вкусный. Надо облизать губы вот так…

    Надо облизать зубы вот так. Погладить животик и сказать: «Фу-у-у». Порычите погромче.

    Воспитатель. Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения для развития речевого дыхания

    Назначение данной работы - помочь воспитателям и логопедам в их работе по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

    Рекомендации родителям по созданию театра дома. Упражнение на развитие речевого аппарата ребёнка.

    Рекомендации родителям по созданию театра дома. Для развития воображения ребёнка берём подручный материал и в игровой форме разыгрываем сказку. Фантазия ребёнка и творчество родителей сделают сказку н...

    Упражнения для развития речевого аппарата

    Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, проглатывание начала и конца слов. Для того чтобы избежать этого есть специаль...

    Консультация для родителей на тему: «Упражнения для развития речевого аппарата»

    Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, проглатывание начала и конца слов. Для того чтобы избежать этого есть специаль...

    Самообразование на тему: "Использование упражнений для развития речевого аппарата»

    Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственны...

    Игры и упражнения для развития речевого аппарата

    Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции: нижней челюстью, мягким нёбом, губами, щеками и языком.Выполнять игровые упражнения нужно перед зеркалом, чтоб...