«Игры и упражнения для развития речевого аппарата у детей с ОВЗ».
консультация (средняя группа)

Ловакова  Анастасия Ивановна

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, которые я использую в своей работе на групповых и индивидуальных занятиях с детьми. Эти упражнения мы рекомендуем родителям со своими детьми.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_rechevogo_apparata.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей.

«Игры и упражнения для развития речевого аппарата

у детей с ОВЗ».

Ловакова А.И.

воспитатель группы

компенсирующей направленности

1 категории

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, которые я использую в своей работе на групповых и индивидуальных занятиях с детьми. Эти упражнения мы рекомендуем родителям со своими детьми.

1.        Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:

- дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри;

- задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых;

- пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них;

- пускаем кораблики на воде и дуем на них;

- показываем «ветерок» — дуем друг на друга;

- сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга;

- дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

2. Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата:

- игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся;

- развиваем артикуляционные мышцы: надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками; показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно; показываем зубы – «У кого есть зубки?!».

3. Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

           - игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Как-кап-кап ! (Треугольник)

Бум-бум-бум! (Бубен)

           - песенки- звукоподражания - «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка»;

- песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте»;

          - простукивание на бубне простых слов и имен;

- танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

Топ-топ;

Хлоп-хлоп;

Туда-сюда (Повороты корпуса).

4. Игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь:

- прятки игрушек под платочком;

- «ДАЙ!» (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера);

- «ПОКАЖИ!» (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой);

- сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).

5. Пальчиковый массаж и пальчиковые игры.

Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей. К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит. Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно. У  детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

6. Игры на развитие слухового восприятия.

- «Угадай, что звучит»;

- «Жмурки»;

- «Громко-тихо»;

- если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример).

https://bestbabyclub.ru/zrr-excercises/ «57 упражнений для запуска речи у малышей», Анна Новик