"Игры и упражнения для развития речевых функций детей 4 -7 лет" практический материал для воспитателей
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бабакова Татьяна Геннадиевна

В работе представлены речевые игры и упражнения по развитию речевых функций детей 4 -7 лет.  Каждая речевая игра несет определенные задачи по развитию фонематического восприятия ребенка, звукопроизносительных навыков, грамматическому оформлению речи, развитию монологической и диалогической форм речи. Игры будут полезны для развития речевых возможностей детей с нарушениями звукопроизношения  и фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

«Игры и упражнения для развития речевых функций детей 4 – 7 лет»

/Практический материал  для воспитателей/

Учитель – логопед  

высшей квалификационной категории

Бабакова Т.Г.

станица Тацинская

январь 2018 год

Старший возраст

Где я был?

Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Предлагаем детям отгадать,  где мы были. Говорим,  что видели медуз, морских коньков, акул.

Спрашиваем:

 - Где я была? (на море)

Предлагаем:

 - А теперь вы загадывайте мне загадки. Расскажите,  кого вы видели. Только называть тех, кого вы видели много, например,  много волков или много бабочек. Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.

Скажи какой.

Называть не только предмет, но и его признаки и действия;     обогащать речь прилагательными и глаголами.

Предлагаем детям ряд заданий

1.     По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки ( Круглое, сладкое, румяное – что это?).

2.     Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой)….сладкий, снег….лимон….

3.     Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь желтая….солнце теплое… и т. Д .

4.     Назвать какие в комнате вещи круглые, большие и т. Д . Детям предлагают вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается  (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).

 

Найди противоположное по смыслу слово.

Подбирать противоположные по смыслу слова.

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый.

Например, «Сахар сладкий, а лимон…», «Луна видна ночью, а солнце…», «Огонь горячий, а лед…», «Тополь высокий, а шиповник…», «Река широкая, а ручей…», «Камень тяжелый, а пух…», «Редька горькая, а груша…».

Далее детям предлагают следующие вопросы: «Если суп не горячий, то значит какой? Если в комнате не светло, то в ней как? Если сумка не тяжелая, то значит она какая? Если нож не тупой, то значит он какой?»

Что вы видите вокруг.

Дать названия разным предметам.

 

Зададим детям вопрос: «Как мы отличаем один предмет от другого?» (В ответ дети назовут различные признаки предметов.)

Сформулируем вывод: «Каждый предмет имеет свое назначение, каждое слово что то обозначает. А что обозначает слово обруч? Что обозначает слово карандаш? А бывают ли такие слова, которые ничего не обозначают, не имеют смысла?» Приводим в пример звукосочетания кус, пы, мо.

   Читаем стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка, -

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру пол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова.

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

Это правда или нет?

Находить неточности в тексте стихотворения.

Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га – га – га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.

Какое слово заблудилось?

Подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение. Дети должны заменить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

Жучку будку не доела.

Неохота. Надоело.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

Где я был?

Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Предлагаем детям отгадать,  где мы были. Говорим,  что видели медуз, морских коньков, акул.

Спрашиваем:

 - Где я была? (на море)

Предлагаем:

 - А теперь вы загадывайте мне загадки. Расскажите,  кого вы видели. Только называть тех, кого вы видели много, например,  много волков или много бабочек. Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.

Скажи какой.

Называть не только предмет, но и его признаки и действия;     обогащать речь прилагательными и глаголами.

Предлагаем детям ряд заданий

1.     По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки ( Круглое, сладкое, румяное – что это?).

2.     Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой)….сладкий, снег….лимон….

3.     Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь желтая….солнце теплое… и т. Д .

4.     Назвать какие в комнате вещи круглые, большие и т. Д . Детям предлагают вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается  (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).

 

Найди противоположное по смыслу слово.

Подбирать противоположные по смыслу слова.

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый.

Например, «Сахар сладкий, а лимон…», «Луна видна ночью, а солнце…», «Огонь горячий, а лед…», «Тополь высокий, а шиповник…», «Река широкая, а ручей…», «Камень тяжелый, а пух…», «Редька горькая, а груша…».

Далее детям предлагают следующие вопросы: «Если суп не горячий, то значит какой? Если в комнате не светло, то в ней как? Если сумка не тяжелая, то значит она какая? Если нож не тупой, то значит он какой?»

Что вы видите вокруг.

Дать названия разным предметам.

 Зададим детям вопрос: «Как мы отличаем один предмет от другого?» (В ответ дети назовут различные признаки предметов.)

Сформулируем вывод: «Каждый предмет имеет свое назначение, каждое слово что то обозначает. А что обозначает слово обруч? Что обозначает слово карандаш? А бывают ли такие слова, которые ничего не обозначают, не имеют смысла?» Приводим в пример звукосочетания кус, пы, мо.

   Читаем стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка, -

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру пол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова.

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

Это правда или нет?

Находить неточности в тексте стихотворения.

Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га – га – га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.

Какое слово заблудилось?

Подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение. Дети должны заменить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

Жучку будку не доела.

Неохота. Надоело.Забодал меня котел, На него я очень зол.

 Речевые игры для дошкольников 4 -5 лет.

«Кто какой»

Игра способствует развитию умения называть признаки и качества животных или людей, их действия. Важно, играя, учить обращать внимание на черты характера, повадки, а не только на внешний вид.

Итак, вы показываете ребёнку картинку, например, кошку. Затем вы предлагаете сказать, какая она, что может делать, какой у неё характер: кошечка белая, пушистая, быстрая, шустрая, сообразительная, любит молоко, ловит мышей, ласково мурлычет и так далее.

Аналогично обсуждаются и другие животные: мышонок серый, с длинным хвостиком, пугливый, любопытный; белочка пушистая, рыжая, маленькая, смелая, собирает грибы.

Можно таким образом описывать и людей, например родных, друзей. За старание награждайте ребёнка стикерами, которые можно наклеивать на подготовленный лист успеха.

«Игра-прогулка»

Можно любую прогулку (в городе или на даче) использовать для бесед и игр с ребёнком. Например, в парке называйте цвета листьев, цветов, веток. Старайтесь, чтобы ребёнок максимально точно называл цвет, включая оттенки (допустим, листья светло-зелёные, тёмно-зелёные, салатные, изумрудные, болотные, жёлто-зелёные). Увидев разные цветы (берите не больше двух-трёх видов), попробуйте описать какой-то цветок, пусть ребёнок отгадает его. Затем пусть малыш опишет одно из нескольких деревьев. А вы угадайте, о каком идёт речь.

Попросите ребёнка рассказать о характере деревьев. Попробуйте рассказать сами о том, что одно дерево весёлое, другое грустное. Пусть ребёнок отметит, что нет одинаковых деревьев.

«Объяснялка»

Эта игра расширяет речь ребёнка, позволяет осмыслить поведение своё и окружающих, даёт опыт социального взаимодействия. Кроме того, малыш осваивает форму монолога.

Позвольте ребёнку вжиться в роль взрослого и поделиться своими знаниями, дайте почувствовать себя ответственным. Представьте, что вы инопланетянин и прилетели на чужую планету. Попросите ребёнка назвать и объяснить значение некоторых предметов. Пусть малыш познакомит «инопланетянина» со своим миром.

«Цепочка слов»

Простая и очень полезная игра, пополняющая словарный запас. Можно играть вдвоём, а можно и всей семьёй, соблюдая очерёдность.

Вы говорите слово, например, конфета, а малыш должен назвать слово на букву «а» (последнюю букву названного слова): арбуз — зуб — бублик — кот — тарелка — апельсин и так далее.

Если вы заметили, что ребёнок затрудняется называть слова на какую-то букву, возьмите словарь, прочитайте с ним группу слов на эту букву, объясните значение непонятных. Такие игры отлично обогащают словарный запас.

«Звуки»

Эта игра способствует развитию фонематического слуха и готовит к обучению чтению.

Если ваш малыш знает буквы, то можно играть с ним в «звуки». Вы называете слово. Ребёнок говорит, с какого звука слово начинается, а каким заканчивается. Предложите произнести всё слово по звукам. Можно поменяться ролями. Пусть он сам даст вам задание и проверит его. Помните, что такая игра не должна длится долго, чтобы малышу не надоело.

«Одинаковые слова»

Эта игра знакомит детей с многозначными словами. Подготовьте для наглядности две кружки и два вырезанных кружка (кружки). Разберите с малышом, чем похожи предметы, а чем отличаются. Пусть увидит, где кружки, а где кружки. Рассмотрите рисунок ежа и ёлки, отметьте, что у них есть иголки. Покажите ручку малыша и ручку, которой мы пишем. Так можно дать первые понятия о многозначных словах.

Не забывайте беседовать с ребёнком. Пусть он вам побольше рассказывает. Малыши любят рассматривать фотографии. Пусть они расскажут о вашем совместном отдыхе по фотографиям. Если вдруг начнет фантазировать, не прерывайте. Ребёнок развивается в любом случае, не зависящем от того, какие (реальные или вымышленные) события он воспроизводит.

Постарайтесь ограничивать время ребёнка у телевизора. Старайтесь смотреть передачи вместе, обсуждайте увиденное. Это хорошо развивает речевые навыки.

С детьми обязательно надо заниматься дома, потому что те знания, которые дети получают в дошкольный период, останутся в памяти навсегда. Это неоценимая помощь родителей в подготовке ребёнка к жизни. 

Речевые игры ребенка 6 – 7 лет Цель. Формирование навыка употребления падежных окончаний существительных у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи.
1. Разработать игры для устранения нарушений употребления падежных окончаний имен существительных.
2. Совершенствовать методы устранения нарушений употребления падежных окончаний имен существительных детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

1. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация
окончаний существительных винительного падежа).
Рыбак поймал…(рыбу).
Портниха шьет…(платье).
Повар варит…(суп).
Хозяйка кормит…(гуся).
Мама стирает…(платок).
Собака догоняет…(мальчика).
Бабушка покупает…(хлеб).

2. Задание «Составь предложения» (дифференциация окончаний
существительных винительного падежа).
Поезд, в, мальчик, сел.
Идут, цирк, в, ребята.
Земля, смочил, дождь.
Трава, роса, покрывала.
Карасик, поймала, щука.
Дерево, ветер, сломал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Подборка игр и упражнений на развитие фонематических функций для педагогов и родителей....

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша

Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша...

«Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии во всех возрастных группах»

Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии...

Игры и упражнения для развития речевого дыхания детей 3х лет.

Выполняя дыхательные упражнения следует помнить, что они быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение. Поэтому ограничивайте игры по времени и обязательно чередуйте с другими упражнениями.Пе...