ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
методическая разработка по логопедии по теме

Алексеева Елена Евгеньевна

Подборка игр и упражнений на развитие фонематических функций для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_fonematicheskih_funkciy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

I. Неречевые:

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов. Вначале ребенок должен определить, какой инструмент звучал; затем указать направление звука звучащего инструмента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.

Ребенку закрывают глаза или предлагают отвернуться, после чего играют на инструменте, а затем предлагают назвать его или показать. Можно также постучать молоточком, палочкой по столу, стулу, посвистеть, погреметь ключами, пошуршать бумагой, порвать ее, хлопнуть в ладоши, уронить что-нибудь и т.д.

II. Речевые:

  1.  «Я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только, когда услышите правильно сказанное слово: «зайка, дайка, зуйка, туколка, куколка, муколка» и т.д.
  2. «Я буду называть много разных слов, а вы хлопайте в ладоши, если услышите названия например, овощей (мебели, одежды) и т.п.
  3.  Произноситься ряд звуков, дети хлопают, услышав звук, А, потом У и т.п.
  4. «Найди картинки или предметы вокруг себя, где встречается звук А и т.д.»
  5. «Я буду читать стихотворение, а вы где услышите звук, например А, будете хлопать»
  6. «Повтори: А-У-И-О или У-А-О-И или И-О-А-У», «Сколько звуков в ряду?», «Какой первый, последний?», «Положи столько же палочек или кружочков», «Какой звук исчез? А-У-И (исчез О) или У-И-О (исчез А)»
  7. Произносить слова – названия животных (например), а дети хлопают в ладоши, если в словах есть звук К, КЬ
  8. Назвать слова, где встречается звук О.
  9. Называть слова состоящие из трех звуков (мак, рак, сон, том, миг, луг и т.д.) «Какой гласный звук слышится в данном слове?»
  10. «Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук М, и зеленый – если услышите в слове звук МЬ»
  11. «В слове – машина -, где вы услышали звук М?» (в начале, середине или конце слова?), «А в слове –самолет-?», «Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки М, МЬ».
  12. «Если я назову слово с первым гласным звуком, вы поднимите красный кружочек (оса, Аня, игла, очки и т.д.), если в слове услышите звук Мь (мишка, мир, мяч, миска, меч и т.д.), то поднимите зеленый, а если – звук М (мак, море, музыка, мышь и т.д.) – синий.
  13. «Запомните слова и повторите слова: муха, ухо, пух, мох», «А теперь послушаем, повторим и запомним слова: муха, ухо, уха, пух, мох. Какой новое слово появилось? (уха) Какие слова на него похожи? (Ухо, муха).
  14. «Я буду произносить слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук ЛЬ, поднимите руку, если в слове будет звук Й» (произносятся слова: лиса, лягушка, зайчик)
  15. «Угадайте, какое слово я задумала, если в нем первый звук ЛЬ, последний Т, обозначает предмет, который растет на деревьях? (Лист). Скажи ласково (Листок, листик, листочек)».
  16. «Произнеси слово –лисонька- без звука О (лиска, лисичка).
  17. «Угадай слова по первому звуку или последнему, глядя на предложенные картинки»
  18. «Какой последний звук слышится в словах –дубы-, -березы-?»
  19. «Повтори звуковой ряд: А-У-И-Э, И-Э-Ы-А и т.д.», «Выдели звук Ы или Э»
  20. «Назови слова со звуком Э», «Где мы слышим звук Э? В начале, середине или в конце слова?»
  21. «Повтори –ПА-БА-ПА или –БА-ПА-БА; ПЫ-БЫ-ПЫ или ПО-БО-ПО»
  22. «Назвать животных сначала в названии, которых есть звук Б, а потом – со звуком П»
  23. «Закрой глаза и хлопни в ладоши, если услышите слова со звуком Т»
  24. «Поднимите зеленый кружочек, если вы услышите слово со звуком ТЬ» (мама, том, тема, тачка, сок, тюль, тюк, так и т.д.)
  25. «Хлопните в ладоши, если услышите звук Д (дом, дача, душ, дама и т.д.), поднимите руку, если в слове будет звук ДЬ (день, деньги, дятел, дитя и т.д.)»
  26. «Какой гласный звук звучит в начале слова? (аптека, остров, атомоход, история, экспресс)»
  27. «А сейчас назовите слова, в которых гласные звуки слышаться в начале? (мак, дом, острой, мама, астра, эра, дума, ночь, осень, ум и т.д.)
  28. «Выделите гласные звуки из середины слов (кот, дым, мак, сом, дуб, рот ..)
  29. «Хлопни тогда, когда услышишь звук К или КЬ в словах (камень, горка, вата, вагон, гиря, книги, кусты и т.д.)»
  30. «Тихо (или громко) произнеси слоги СА-СО-СУ, СУ-СА-СО, СО-СУ-СА…»
  31.  «Назовите слова со звуком С», «Где находится звук С (в начале, середине или конце слова)
  32. «Повтори слова в заданной последовательности –зайка, мозаика, зонтик, ваза- или –незабудки, розы, мимозы- и т.д.»
  33. «Какой первый звук в слове –звездолет-? (Звук З) Какой звук слышится в середине этого слова? (звук З)
  34. «Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук З (зонт, Зоя, зубы, зубр), хлопните в ладоши, а если услышите звук ЗЬ (Зина, зима, зяблик, зебра) – поднимите руку»
  35. «Посмотрите вокруг и назовите предметы, о которых я думаю. В слове один слог, первый звук С (стол, стул). В слове первый звук З, последний – А (занавеска).»
  36. «Сколько звуков в слове –сом-? –зонт-? –том-? Обозначьте кружочками звуки (гласные – красные, согласные – синие)»
  37. «Угадайте животное, в названии которого есть гласные звуки И, А (Лиса)».
  38. «Назовите слова со звуками СЬ, ЗЬ и поднимите зеленый кружок (сила, зима, Сеня, Зина, козел, зеленый, поселок…), поднимите синий кружок, если назовете слова со звуками твердыми С, З (сон, сок, зонт, Зоя, коза, роса…)»
  39. «Называю по звукам слово, а вы отгадайте его: В_А_Ф_ЛЬ_И; Х_А_Л_В_А….»
  40. «Где слышится звук В в словах –вафли-, -ватрушки-? А в словах –халва-, хворост-?»
  41. «Вспомните слова со звуками В, ВЬ. Назовите слова со слогом ВЕ (веник, венок, ветка, ветер..) А теперь со слогом ВИ? ВА?
  42. «Какой звук потерялся в словах: мы_ка, ко_ка, лягу_ка, мо_ка?»
  43. «Какой звук заблудился и не стал на свое место и какой звук потерялся в следующих словах: ТКАФ, МЫТКА, КАТА, МАТА?»
  44. «Назовите слова со звуком Ш»
  45. «Нарисуй те предметы, где есть звук С, а затем – где есть звук Ш»
  46. «Хлопните, если услышите звук Ш, топните, если услышите звук Ж (послушные, бережливые, осторожные, хорошие, нежадные, добродушные, отважные, дружные)»
  47. «Назови слово, где первый звук Ж, последний – A (жираф). Кто это:  у него первый звук З, последний – А? (зайка) В моем названии есть слог ЖУ (журавль); В нашем названии последний слог ЖИ (ужи); В моем слове, есть только один слог (зубр); В слове четыре звука З стоит на третьем месте, кто мы? (козы) и т.д.»
  48. «Восстанови слова из перепутанных слогов – ка-зай, ка-миш, раф-жи, ха-оль, ка-ел, дил-кро-ко, ру-кен-гу, Ра-зеб, блюд-вер т.д.»
  49. «Отгадай кто это? - _ираф, ли_онька, ми_ка и т.д; Какого звука не хватает?»
  50. «Назови слова со звуком С, Ш, З, Ж»
  51. «Придумай слова со звуком Л; Где услышал звук Л (в начале, середине или конце слова)?»
  52. «Соберите звуки в слово – К-Л-А-Д. Какой слово получилось? (клад); Сколько звуков в слове? На каком месте стоит звук Л? Между какими звуками?»
  53. «Собери слово из рассыпанных звуков – У-Л-Н-А (луна); ЛЬ, П, И, А (липа); Л, В, Е (лев); Б, Л, Е, К, А (белка)»
  54. «Придумай слова со звуком Л, а затем со звуком ЛЬ»
  55. «Летит птица в названии которой первый звук Ф, последний – Н (филин)»
  56. «Узнай название дерева по первому и последнему звуку. Первый – Т, последний ЛЬ (тополь)»
  57. «Возьми первые звуки данных слов и составь новое: лодка, ослик, сено (Лось); лук, аист, небо (Лань)»
  58. «Раздели слова на слоги: гал-ка, пал-ка, со-ва, ма-ма, ма-ши-на, са-ма-лет»
  59. «В названии животного первый звук ТЬ, последний – Р, кто это? (тигр); Разбросай звуки этого слова. Какой гласный звук есть в этом слове? На каком месте стоит звук Р? Сколько звуков в слове –тигр-? Соберите рассыпанные звуки Ж, Р, И, А, Ф в слово. (жираф)»
  60. «Приготовься остановить нужный транспорт. Я называю все виды транспорта, а вы выбираете слова со звуком Р: грузовик, теплоход, электропоезд, ракета, вертолет, лодка, автобус, трамвай, троллейбус»
  61. «Придумай слова в названиях которых есть звуки Р, РЬ»
  62. «Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Р, топните ногой, если есть звук РЬ (Р: дорога, тротуар, рука, озеро, трактор; РЬ: деревья, река)»

__________________________________________________________________________

Если у ребенка отсутствует какой – либо звук (например, Р), то упражнение, где встречается данный звук пропускаем. Работаем со словами и звуками, которые ваш малыш может правильно произносить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического и слогового анализа и синтеза слов

В презентации представлена система работы над формированием умения выполнять звуко-слоговой анализ слов у дошкольников  с ОНР. Этапы работы сопровождаются методическим обеспечением....

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

"Игры и упражнения для развития речевых функций детей 4 -7 лет" практический материал для воспитателей

В работе представлены речевые игры и упражнения по развитию речевых функций детей 4 -7 лет.  Каждая речевая игра несет определенные задачи по развитию фонематического восприятия ребенка, звукопро...

Использование игр и упражнений для развития фонематических функций у детей с нарушением речи.

Начало развития фонематических функций происходит  с развития фонематического восприятия. По данным многих исследований (например, Гвоздева А.И. Соботович Е.Ф., Левина Р.Е и др.) первичное фонема...

«Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии во всех возрастных группах»

Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся и расходящемся косоглазии...

Рекомендации для родителей "Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при сходящемся косоглазии"

В материале предложены игры и упражнения, а так же комплексы глазной гимнастики по коррекции сходящегося косоглазия у детей...

Рекомендации для родителей "Игры и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза, фиксации взора и повышения остроты зрения при расходящемся косоглазии"

В материале представлены игры и упражнения, а так же комплексы глазной гимнастики при расходящемся косоглазии у детей...