Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
план-конспект занятия по теме

Могильченко Оксана Анатольевна

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка

Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностью

Подготовила: Воспитатель Детского дома - интерната №24

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

                   Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка

       Тема: Игры  и упражнения на  развития коммуникативных функций

          у   детей с  выраженной   интеллектуальной недостаточностью        

                       

                                                                           Подготовила: воспитатель  

                                                           Могильченко Оксана Анатольевна

                                                                           Детский дом – интернат №24 г.Москвы

Цели занятия:

Образовательная:  ознакомление воспитанников  с основными свойствами и приёмами работы с пластилином; формирование основных знаний  по и приёмам ручной работы с пластилином (Приёмы подготовки пластилиновой  массы к работе, приёмы лепке).

Развивающая: развития   художественно – эстетических способностей у детей,   воспитание слухового, зрительного  восприятия, развитие оптико- пространственных  представлений, памяти,  внимания,  развитие общей и  мелкой  моторики.

Коррекционная: коррекция мелкой  моторики, трудовых  умений, пространственной ориентировки, внимания , памяти, связанной речи, терпения в работе. Формировать                             интерес к  работе с пластилином.

 Воспитательная: воспитание культуры  труда, формирование понятие  о красоте  и гармонии, воспитание аккуратности.

Тип занятия: комбинированный

Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: альбомные листы разного формата в зависимости от количества изображений на одном листе ; пластилин разного цвета, подкладные доски, влажные салфетки. Иллюстрация  к русской  народной  сказке  «Маша и медведь», кукла  Маша и мягкая игрушка – медведь,  игра – мозаика.

Словарная работа: осень, дождь, пасмурно,  осенние листья, сентябрь, октябрь, ноябрь, жёлтые, красные, оранжевые, разноцветные, деревья, листья , веточка.

Предварительная  работа: чтение русской народной  сказки «Маша и медведь», рассмотрение  иллюстраций, изучение  частей композиции, беседа по сказке «Маша  и медведь.

Приёмы лепки.  Отщипывание, скатывание, надавливание.

                                           

                                               

                                       План занятия

  1. Организационный момент. Календарь.
  2. Сообщение темы занятия.
  3.  Развитие зрительного  внимания.
  4. Песенка – потешка.
  5. Развитие оптико – пространственных представлений «Упражнение выбери дорожку»
  6. Развитие выразительности движений. Упражнение «Волшебные  деревья».
  7. Рассмотрение образца. Определение последовательности работы.
  8. Русская народная  сказка «Маша и медведь» . Лепка «Коллективная  работа».
  9. Работы детей. Индивидуальная работа педагога с детьми.
  10. Оценка  качества  изделия.
  11. Итог занятия.

                                                                                               

                                           Ход занятия

  1. Организационный момент. Календарь.

Беседа по теме:

- Доброе  утро, ребята! Давайте  скажем  вместе: «Доброе  утро». Сегодня15 октября.

- Какой сегодня день недели? (День  недели  среда)

- Назовите  время  суток. (Время суток утро)

Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (Осень). Сегодня мы  поговорим об осени.

- После, какого времени года  наступает осень?

 - Назовите осенние  месяцы?

 - Какая  сейчас  осень ранняя или  поздняя?

 - Что  происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?

 - Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

 - Какая  погода  бывает  осенью, если  идёт  дождь – дождливая, дует ветер – ветреная , на улице холодно – холодная, пасмурно – пасмурная, сыро, солнечно, ясно?

  Мы  с вами вспомнили  признаки  осени, назвали  осенние  месяцы, показали  по  картине изменения  в природе осенью. Молодцы!

2. Сообщение  темы .

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришёл гость, а  кто  он,  мы  узнаем,  когда  отгадаем  загадку.

                     По  завалам и  оврагам

                     Ходит он хозяйским шагом,

                    Любит он  пчелиный мёд

                    И  малину  с веток рвёт  (Медведь)

-  Правильно  ребята, это  медведь. (Показывает  игрушку).

 - Давайте  мы  с ним  поздороваемся.

Каждый ребёнок здоровается с медвежонком и называет  своё  имя. (Давай дружить!)

 -   Все  ребята  познакомились  с  мишкой. А  теперь  мишка  хочет  с нами  поиграть. Он с собой  принёс солнечные лучики,  давайте потрогаем  их, и познакомимся с ними.

  -  Все  ребята  познакомились с лучиком.  

 - А  теперь  начнём  играть.  

 - Закройте глазки, внимательно  слушайте и  повторяйте  за  мной.  Когда лучик  коснулся глаз – откройте глазки.  Коснулся  лба – поднимите и медленно опустите брови. Коснулся щёк -  надуйте  щёки, сделайте щёки – толстушки.  А  теперь  сдуйте  их,  чтобы  они  стали  худышками. Солнечный лучик  коснулся плеч – приподнимите  и опустите  плечи; коснулся пальцев рук – сожмите  и разожмите  кулачки (фонарики).  А  теперь  пусть ваши  пальчики поздороваются друг с другом.  (Дети поочерёдно соединяют кончики пальцев правой руки с кончиками пальцев левой руки.

 - Молодцы ребята, медвежонку  понравилось,  как  вы играли!

 - Ребята, сегодня  нас  ждёт  интересное  путешествие в сказку. Хотите  узнать  в какую? Тогда  посмотрите  сюда.

3. Развития зрительного  внимания. Игра «Маша  и медведь»

 - Педагог показывает  детям иллюстрации к сказке «Маша и медведь»

-  Что  вы  видите на  картинке? (Девочку Машу, которая вместе с подружками идёт по  тропинке к  лесу. Она  машет  рукой бабушке.)

 - А  на  этой? (Предъявляет детям другую картинку.) (Машенька заблудилась в лесу и кричит: «Ау!»

 - Что нарисовано  с права? (Ель, гриб, земляничка, белка…)

 - Какие  предметы  нарисованы  внизу?(грибы, ягоды, заяц)

 - Перечислите то, что девочка увидела  в лесу. (Деревья, грибы, белка, ягоды, кусты, цветы, трава.)

 - Ребята, посмотрите, у  меня  ещё  много  картинок. Давайте  поможем  мишке  составить  рассказ. (Педагог предлагает детям  разложить картинки последовательно, чтобы  получился  рассказ.)

Мишка (педагог) выбирает одного из ребят, который  раскладывает  картинки по  порядку, а  другому  предлагает  составить  по картинкам  рассказ. Ему  могут  помогать  другие  ребята.

 - Молодцы  ребята,  что  помогли медвежонку вернуть сказку. А  вы  догадались, как она  называется?(«Маша  и медведь».)

- Ребята.  Мы знаем интересную песенку – потешку и сейчас  тебе  её  споём.

4. Песенка – потешка.

Дети  встают в круг, вместе с педагогом произносят текст и выполняют соответствующие движения.

                    Раз – подняться. Потянуться.

                    Два – согнуться, разогнуться.

                    Три – в ладони три хлопка,

                    На  четыре – руки шире,

                    Пять – руками помахать.

                    Шесть – опять  на  стульчик  сесть.

Дети рассаживаются на  стульчики.

 - Ребята, вспомните,  что  случилось с медведем в конце сказки. (Он  испугался  собак и убежал  в лес.)

 - Правильно, ребята! Давайте  мы  с вами поможем    медведю, найти дорогу домой в лес.

5. Развитие оптико- пространственных представлений. Упражнение «Выбери  дорожку»

Педагог раздаёт  каждому ребёнку  картинки с упражнением «выбери дорожку».

Инструкция: Найдите дорожку, которая ведёт к дому  медведя. Возьмите  карандаш и  проведите по  ней линии – укажите  медведю  путь.

Дети  выполняют  задание.

Педагог собирает  работы детей.

 - Спасибо, ребята, теперь  медведь точно найдет дорогу.

 - Какие  вы  молодцы! Как помогли  вы нашему другу. Но это ещё  не  всё!

 - Какие деревья растут в лесу?

 - Сейчас  мы с вами превратимся  в деревья, которые  живут в волшебном  лесу. И тогда медведь с помощью, волшебных  деревьев, домой доберётся ещё быстрей.

6. Развитие выразительности движений. Упражнение «Волшебные  деревья».

Дети  садятся рядом друг с другом, и педагог накрывает  всех «волшебным платком»

                      Раз, два, три!

Моих деток в волшебные  деревья преврати,

Вырастут большими, руки шире – шире,  

А  теперь поднимаем руки вверх,

И увидим всех – всех – всех.

Дети выполняют соответствующие движения.

Педагог, подходя к каждому ребёнку, дотрагивается до  него и говорит названия дерева, в которое  его  превращает.

Дети расходятся по группе, и каждый  изображает  то  дерево, в  которое он  превратился, а  педагог ему помогает.

Подходя к каждому ребёнку. Педагог  спрашивает, какое  дерево  тот  изображает. Дети  изображают  своё дерево.

-  Молодцы ребята! Кем  мы сегодня  были? (Волшебными деревьями – берёзой, клёном, осиной, рябиной, ёлкой.

Вы    помогли медвежонку быстро добраться до  своего  дома,  он  говорит  вам  большое  спасибо!

Показ  слайда  с записью от  медведя, с пожеланиями ребятам.

7.Рассмотрение образца. Определение последовательности работы.

 -  Ребята, вам понравилась  сказка про  Машу и медведя?(Да).Ну  и это  ещё  не  всё,

посмотрите на  меня все  внимательно, что  я держу  в руке?.(Мозайку)

 - Правильно, это игра- мозаика!

 -  Ребята , а как вы  играете   в эту игру?(Собираем разноцветную картинку)

 -Правильно ребята! Посмотрите,  какие яркие картинки и узоры можно сделать при помощи разноцветных деталей.

8.Русская народная  сказка «Маша и медведь» . Лепка «Коллективная  работа».

 - Сегодня,  мы  с вами  тоже, будем собирать мозайку, только не из  деталей, а  из  пластилина.

Наша работа, будет очень не обычной, и трудоёмкой. Мы будем лепить сюжет из сказки «Маша и медведь».  Педагог  показывает образец  сделанной заранее картины из  сказки.  

 - Ребята, у каждого на столе лежит листок бумаги с изображением  елки , дерева и пенька.

- А также пластилин  коричневого, зелёного, оранжевого, красного, белого  и жёлтого цвета.

Как  вы думаете,   какое время года можно украсить такими яркими цветами. (Правильно, осень).  Кто  мне скажет, что мы будем украшать, зелёным  цветом (елку и листья  деревьев).  А для чего  нам  нужны  такие  цвета, как красный, жёлтый, оранжевый? ( Мы из этого пластилина, будем  лепить разноцветные осенние листочки).

- А для чего же  нам нужен, коричневый   пластилин? ( Мы из него будем  лепить, ствол деревьев).

  -  Правильно ребята, вы  молодцы!

 - А сейчас мы с вами начнём работу.

Педагог, предлагает детям выбрать  по  одному куску пластилина любого цвета.

  – Ребята, прежде  чем  мы начнем, лепить из пластилина, его  нужно  размять, для того, чтобы он стал мягкий и послушный.

 – Сначала  мы  выбираем картинку,  которую  вы первую  будете украшать  пластилином.

 - Потом, мы  выбираем пластилин по цвету нашего рисунка. (Например; облако - белый  пластилин, ствол дерева - коричневый пластилин, листья на деревьях разноцветный пластилин.

Затем показывает,  как от куска пластилина отщипывать маленькие  кусочки,  и скатывать их  в маленький кружочек.

 - После того  прикреплять их к основе рисунка. (Показ педагога).

- Ребята у вас рядом лежит специальная доска, чтобы вы складывали на неё  сделанные вами катушки. Когда вы соберёте их много, можно  выкладывать  картинку.  У каждого из  вас получиться собственная картинка.   В конце занятия, мы вырежем ваши картинки,  сделанные из пластилина, и сделаем одну общую  сюжетную, коллективную работу.

9.Работы детей. Индивидуальная работа педагога с детьми.

 - Итак, комок  пластилина разминаем, чтобы он  был  мягкий.

Дети выполняют работу вместе с воспитателем. У  кого не получается  педагог  оказывает  помощь ребёнку.

 - Теперь отщипнём маленький кусочек пластилина, и скатываем  из  него маленький шарик. Складываем шарики на подкладные  доски, и когда мы на  катаем нужное  нам  количество  шариков,  мы  приступим к работе с картинкой.

 - Теперь  мы  имеем нужное  количество  скатанных  шариков, и мы приступаем  накладывать и надавливать   их на картинку.

Педагог контролирует выполнения работы детьми, помогает к выполнению деталей.

 - Мы  с вами сначала размяли  пластилин, потом отщипывали  пластилин и  скатывали  их  в маленькие  кружочки. Далее готовые  детали прикрепили  на картинку. Молодцы ребята!

10.Оценка качества  изделия.

Оценивается   педагогом.

 - Дети посмотрите,  какие  вы  молодцы!

 - Посмотрите,  какие  разные  деревья  получились  у  ребят.

Дети рассматривают. (Педагог помогает перечислить достоинства  работы)

 - У  вас  получились замечательные деревья, красивый  медведь, нежная  Машенька и прекрасный лесной домик. Сейчас   я вам  раздам  ножницы, и  мы с вами вырежем все  наши  сделанные  картинки.

Педагог показывает, заранее изготовленный плакат с изображением   неба и зелёной поляны.

- А  сейчас  мы  с вами  приклеим  на  плакат  наши сделанные картинки и   наполним  лес сказочными  героями из  сказки «Маша  и медведь». (Дети с педагогом приклеивают все  изделия на общий плакат)

11.Итог занятия.

Проверка долговременной памяти.

 - О чём мы сегодня с вами говорили?

 - Что вы узнали об осени?

 - Кто  сегодня  приходил  к  нам в гости на  занятия? (Медведь)

 - Во  что  вы  сегодня  играли?

 - Каких персонажей из  сказки  мы  сегодня  с вами  лепили?(Машу и медведя)

 - Из  чего  мы  лепили волшебные  деревья?(Пластилин)

 - Вспомните  и назовите последовательность лепки? (Разминаем  пластилин,  отщипываем кусочек, скатываем в маленький кружочек).

 - Молодцы ребята,  вы  сегодня  очень  постарались, и сделали  замечательную картину  по  сказке.

 - Теперь  мы  её  вставим  в рамку, и  она у нас в группе будет  висеть на  самом  видном  месте.

На  следующем  занятие мы  будем  лепить ягоды и грибы. Подумайте, какие  ягоды вы хотели  бы  слепить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

Использование игр и упражнений в формировании звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Этапы логопедической работы по формированию звуковой стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...

Сообщение Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью средств альтернативной коммуникации

Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, затруднен контакт с окружающими их людьми, отсутствует возможность сообщить о себе, своих потребностях, интересах, чувствах, а, следовательно...

Взаимодействие с семьями в работе по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игр и игровых упражнений

Из опыта работы с родителями, имеющими детей с интеллектуальной недостаточностью (умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом)....

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Старший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Теремок".

Конспект театрализованной игры-занятия в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Стакший дошкольный возраст. Тема: русская народная сказка "Те...

Буклет для родителей и педагогов: Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, старшего дошкольного возраста.

Интеллектуальную недостаточность, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:1. развитие внимания;2. дыхательные упражнения;3. общий двигательный репертуар;4. игры с мячо...