Конспект ООД с применением алгоритма решения проблемных ситуаций "Ох и Ах готовятся к Новому году"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Брицына Софья Ивановна

 

  ООД с применением элементов мозгового штурма, являющихся одним из основных методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Этим элементом является алгоритм решения проблемной ситуации. На основе данного алгоритма моделируется проблемная ситуация в соответствии с темой занятия. Дети, двигаясь по пути алгоритмических составляющих, решают проблемную стуацию, а затем по предложенной ситуации составляют рассказ. Занятие является интегрированным, так как включает в себя задачи по развитию разновекторной мыслительной деятельности, а также - задачи по развитию речи. Может представлять интерес для педагогов, желающих более глубоко ознакомиться с технологией ТРИЗ с целью дальнейшего ее применения  в работе с детьми.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_ps.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Мещеринский детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Конспект ООД

 с применением алгоритма решения проблемных ситуаций

«Ох и АХ готовятся к Новому году»

для детей старшего дошкольного возраста

Автор: воспитатель Брицына С.И.

Мещерино

2017г.

Интеграция образовательных областей

  Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.

Цель

Развитие воображения и творческой активности; развитие связной речи, речевого творчества.

Задачи

  1. развивать управляемость воображения в соответствии с поставленной задачей, используя ближайшие ресурсы;
  2. развивать мелкую моторику;
  3. упражнять в подборе антонимов, обучать составлению рассказа по предложенной ситуации;
  4. вызвать желание помочь героям

Предшествующая работа

Просмотр мультфильма «Ох и Ах»

Форма организации

Фронтальная

Методы и приемы

Игровой, наглядный; методы ТРИЗ: Синектика (словесная символическая аналогия), Мозговой штурм (применение алгоритма решения проблемной ситуации).

Виды деятельности

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная

Материалы и оборудование

Изображение героев мультфильма – Оха и Аха, заранее подобранная информация о всевозможных дизайнерских идеях – из чего можно сделать елку. На каждого ребенка: ткань (фланель или байка) размером с альбомный лист, цветные шерстяные нити (по 20 см).

Структура ООД

Вводный этап  2 минуты

  1. Представление главных героев
  2. Игра на подбор антонимов

Основной этап   26 минут

  1. Решение проблемной ситуации с применением алгоритма
  2. Динамическая пауза с элементами психогимнастики
  3. Составление рассказа по предложенной ситуации
  4. Продуктивная деятельность

Рефлексивный этап 2 минуты

Дальнейшее развитие идеи по результатам разрешения проблемной ситуации.

Ход деятельности

Вводный этап

Воспитатель показывает картинки с изображением героев, спрашивает – кто это? (ответы детей).

Проводится игра на подбор антонимов:

  • Ах – веселый, а Ох – (грустный);
  • Ах – смелый, а Ох – (трусливый, боязливый);
  • Ах – трудолюбивый, а Ох – (ленивый);
  • Ах – подвижный, а Ох – (медлительный);
  • Ах – жизнерадостный, А Ох – (печальный);
  • Ах – общительный, а Ох – (замкнутый);
  • Ах – чистюля, а Ох – (грязнуля).

Основной этап   
        Воспитатель сообщает детям, что Ох и Ах готовятся к встрече Нового года. Ах пришел к Оху пораньше, чтобы приготовится к встрече остальных гостей, нарядить елку. Но вдруг обнаружилось, что у Оха нет елки, нет игрушек для елки.

Решение проблемной ситуации с применением алгоритма

1. Проблемная ситуация

Скоро должны собраться гости. Срочно нужна елка.

2. Модель задачи 

Где взять елку и успеть ее нарядить до прихода гостей?

3. Противоречие

Без новогодней елки не получится праздник, но елки нет.

4. Выдвижение идей.  Как можно больше. На этом этапе идеи не критикуются, принимаются любые.

Примеры: елку можно сделать из бумаги, из шишек, макарон, из коробок, из ткани; нарядить фикус, кактус; можно найти настоящую елку, но не рубить ее, а возле нее встретить Новый год и т.д.

5. ИКР (идеальный конечный результат). Идеи анализируются (отмечаются достоинства и недостатки), выбирается лучший вариант из всех выдвинутых идей.

 Выбранный вариант: сделать елку из подушек. Такую елку можно сделать быстро. Она безопасна, даже если упадет, никому не причинит вреда, ее снова можно быстро собрать. Нарядить можно лентами (бантами).

6. Поиск внешних ресурсов.

В данном случае: подушки разной величины, разноцветные ленточки, нитки.

7. Анализ задачи

Собрать подушки разной величины, положить их друг на друга пирамидкой так, чтобы углы каждой последующей подушки выходили на середины сторон предыдущей. Затем связать ленты в банты и пришить их к подушкам.

Примечание.  Решение и анализ задачи могут быть другими. Все зависит от того, что придумают и выберут Ваши воспитанники.

Психогимнастика

Воспитатель: - После того, как елка была готова, еще оставалось время до прихода гостей, и Ах позвал Оха покататься на лыжах вместе с ребятами. 

Воспитатель предлагает детям изображать разные действия, при этом передавать представляемые ощущения короткими словами (междометиями):

  • Идем на лыжах в гору (трудно, тяжело) – Ох!
  • Дошли до вершины горы, огляделись – как красиво зимой! – Ах!
  • Поехали с горки (лыжи едут быстро, страшно) – Ой!
  • Заяц бежит наперерез (боимся задавить )– Ай!
  • Падаем в сугроб (больно, обидно) – Уй!
  • Идем на лыжах дальше (хочу всех обогнать) – Эй!
  • Я победил! – Ура!

Составление рассказа по предложенной ситуации

        Воспитатель спрашивает у детей: - Как вы думаете, что расскажут Ох и Ах своим друзьям о том, как они наряжали елку?

  • С чего все началось?
  • Что было дальше?
  • Чем история закончилась?

 Игра «Собери елочку из веревочек»

Воспитатель предлагает сделать новогоднюю елку из веревочек. Дети выкладывают на настольных фланелеграфах из шерстяных ниток изображение елочки. Варианты могут быть разными.

Рефлексивный этап

Воспитатель и дети обсуждают – из чего можно сделать елочку своими руками в группе детского сада или дома? Решение выполняется в последующей совместной продуктивной деятельности с привлечением семей воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как мы готовились к Новому году

Как мы готовились к Новому году...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходит...

Обучающая игровая ситуация: «Как Девочка Долька готовилась к Новому году.

Цель: Развивать умения выкладывать контуры геометрических фигур на ковролине, составлять силуэт «конфетки», различать фигуры по размеру, цвету....

Конспект по теме " Обсуждение и решение проблемных ситуаций на примере стихотворения А. Барто " Мячик"

Страшный дефецит нашего времени - дефицит Доброты!На мой взглял, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целеноправленно и систематично, начиная с дошкольного периода,...

Как Маша готовилась к Новому году

Конспект НОД по математике в старшей группе...

Консультация для родителей "Как город готовится к Новому году"

Ребенок приходит в огромный и многоликий мир. Ему так много предстоит понять, узнать, освоить. Особенно если это мир большого города. Первоначально малыш знакомится с городом под руководством родителе...