Главные вкладки

    Мастер-класс "Карты Проппа, как средство обучения дошкольников анализу, пересказу и творческому сочинению сказок"
    материал по развитию речи

    Бурнышева Анна Валерьевна

    Цель: познакомить коллег с приемами работы по картам В.Я.Проппа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mk._burnysheva.docx422.75 КБ
    Файл mk._burnysheva.pptx564.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Карты В.Я. Проппа, как средство обучения дошкольников анализу, пересказу и творческому сочинению сказок.

    Цель: познакомить с приемами работы по картам В.Я.Проппа.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Перед проведением мастер-класса я хочу обратиться к вам с вопросами: увлекаются ли современные дети чтением книг? Как заинтересовать ребенка книгой? Помочь понять прочитанное произведение?

    Всем известно, что обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ничего не дать. Задача родителей и педагогов, попытаться заинтересовать ребенка книгой, помочь понять прочитанное, ну и, конечно же, запомнить.

    Поэтому я решила обратиться к картам Проппа. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки).

    Занятия с картами Проппа направлены на:

    - расширение и активизацию словарного запаса детей;

    - развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, связной монологической и диалогической речи;

    - воспитание человечности: способности переживать судьбу сказочных героев как свою.

    Сегодня я хочу познакомить вас с приемами работы по картам В.Я. Проппа.

    (Приглашаю волонтеров, желающих принять участие, и прошу их разделиться на 3 команды)

    Задания:

    1. Знакомство с картами.

    Любая сказка имеет свои структурные элементы, выделим основные: завязка (начало сказки и завязка основного действия), основная часть (события, происходящие с героем) и развязка (счастливое завершение сказки). Предлагаю вам из набора карт выделить эти структурные элементы.(Каждая команда  выделяет свой элемент).

    Работа с детьми по картам Проппа предполагает несколько этапов. На первом этапе я знакомила детей с жанром литературного произведения – сказкой. Вместе с детьми мы выявляли ее отличие от других жанров и вычленяли структуру сказки.

    1. Вспомним сказки

    Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам  вспомнить знакомые сказки. Подберите к 4  любым картам, которые выбрала ваша команда, сказочное действие.

    На втором этапе я играю с детьми в игры, которые помогают освоить карты.

    «Хороший-плохой»- в этой игре мы проводим анализ качеств героя (положительные, отрицательные).

    «Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из сказок.

    «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

    На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт. На четвертом этапе мы с детьми пересказываем сказки, опираясь на карты Проппа, используя наш домик. Это дидактическое пособие, которое я создала для работы с детьми. Каждая карта, которую мы вкладываем в домик, представляет собой «кирпичик»  сказки. А в итоге получается замечательный сказочный сюжет.

    1. Создание сказки

    На пятом этапе происходит самая интересная работа – дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

    Уважаемые коллеги, я предлагаю вам объединиться в одну большую  команду и сочинить свою сказку, используя карты Проппа и алгоритм построения сказки. Сочиняя сказку, выкладывайте карты в домик, чтобы было удобно ее рассказать, и у вас получился свой сказочный домик.

    Пока коллеги сочиняют свою сказку, я предлагаю вам отгадать всем известные сказки по картам (задание на экране).

    Работая с картами Проппа, я получила следующие результаты:

    - дети выделяют основное содержание сказки;

    - легко запоминают последовательность событий;

    - выстраивают схему содержания сказки, опираясь на карты Проппа.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Карты В.Я. Проппа, как средство обучения дошкольников анализу, пересказу и творческому сочинению сказок . Бурнышева А.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»»

    Слайд 2

    Влади́мир Я́ковлевич Пропп (1895-1970) — советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета.

    Слайд 3

    Занятия с картами Проппа направлены на: - расширение и активизацию словарного запаса детей; - развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления , развитие внимания, памяти, творческого воображения, связной монологической и диалогической речи; - воспитание человечности: способности переживать судьбу сказочных героев как свою.

    Слайд 4

    Этапы работы с картами В.Я. Проппа 1этап: знакомство детей с жанром литературного произведения - сказкой. Выявление отличий от других жанров. Вычленение структуры сказки. 2 этап: игры, которые помогают освоить карты («Хороший - плохой», «Что в дороге пригодится?», «Волшебные или чудесные вещи» и т.д.) 3 этап: чтение сказки и выкладывание карт по ходу чтения. 4 этап: пересказ сказки с опорой на карты Проппа. 5 этап: создание авторской сказки.

    Слайд 5

    Алгоритм создания сказки: 1. Выбор героев (положительные и отрицательные) 2. Завязка (начало сказки) 3. Основная часть (что будет происходить с героем) 4. Определение помощников (средство, предмет, живое существо) 5. Развязка (завершение сказки) 6. Мораль

    Слайд 7

    «Кот, петух и лиса»

    Слайд 9

    «Красная шапочка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

    Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

    Анализ результатов обучения дошкольников иностранному языку в творческом объединении «В гостях у Микки Мауса».

    Анализ результатов обучения дошкольников иностранному языку в творческом объединении «В гостях у Микки Мауса»....

    Творческое сочинение сказок дошкольниками. Сказки про олимпийские игры у животных и птиц.

    Сказка о том, как зимующие птицы в лесу к олимпийским играм готовились.  Жили-были в лесу зимующие птицы: клест, сова, синица и дятел. Однажды слетелись они и сели на высокую ель. Заговорила...

    Творческое сочинение сказок дошкольниками. Сказки про олимпийские игры у животных и птиц.

    Сказка о том, как зимующие птицы в лесу к олимпийским играм готовились.  Жили-были в лесу зимующие птицы: клест, сова, синица и дятел. Однажды слетелись они и сели на высокую ель. Заговорила...

    Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

    Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию...

    Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)

    Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)...