Методическая разработка "Транспорт"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Керенкова Ирина Валентиновна

В разработке представлены подборка дидактических и пальчиковых игр, загадок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация общения «Улица полна неожиданностей»

Цель: 

  • Формировать представление о необходимости соблюдать правила дорожного движения

Воспитатель. Ребята, давайте отгадаем загадку? Всем она давно знакома Ждёт послушно возле дома, Только выйдешь из ворот, Куда хочешь, поведёт. (дорога)

Воспитатель. Давайте представим что, мы вышли из детского сада и пошли гулять по нашему городу (дети ходят по группе) .- Как называются люди которые ходят по улицам? (пешеходы). Мы с вами тоже идём по улице, значит, мы (пешеходы). Сколько на улицах города пешеходов? (много) Давайте сделаем остановку и посмотрим, что есть на улицах города (транспорт).Правильно на улицах много машин и пешеход может растеряться. А для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила. Какие? (Ответы детей. По улице надо идти спокойным шагом. Идти только по тротуару. Проезжая часть – для машин, а тротуар для пешеходов). Давайте с вами поиграем в игру "Едем, едем на машине… ":

Едем, едем на машине.

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо, влево. Чистота

Волосы ерошит ветер

Мы шоферы хоть куда! (дети повторяют движения)

Воспитатель. Но, идя по тротуару, нам рано или поздно придётся сойти с него, чтобы перейти дорогу. Вспомните где можно переходить дорогу? Отгадайте загадку

Три глаза - три приказа,

Красный - самый опасный. (ответы детей)

Воспитатель. Правильно светофор. Он запрещает или разрешает переходить улицу. Ребята, расскажите, о чём говорят нам сигналы светофора

Игра «Весёлый пешеход»

Идет по городу веселый пешеход

Шагают на месте

Гуляет он по улицам и весело поет

Хлопают в ладоши

«Буду правила движенья выполнять без возраженья»

Руки на поясе

Буду слушать я без спора указанья светофора

Наклоны вперёд

Буду я идти вперед только там, где переход

Шагают на месте

Осторожно – красный цвет! Значит мне дороги нет!

«Грозят пальцем»

Желтый – осторожен будь!

Приседают

На зеленый – смело в путь!

Поднимаются, шагают на месте

Стал свободен переход, смело я иду вперед

Шагают на месте

Подмигивает глазом приятель светофор

Сжимают-разжимают кулачки

Стоят, гудят машины, куда не кинешь взор! (

Вращают руками воображаемый руль

1-2 –левой! Свободен переход!

Шагают на месте

1-2 – левой! Я – веселый пешеход!

Хлопают в ладоши

Загадки на тему транспорт

Что за птица:

Песен не поет,

Гнезда не вьет,

Людей и грузы везет. (Самолет)

«Две дорожки так узки,
Две дорожки так близки.
И бегут по тем дорожкам
Домики на круглых ножках.»  
(Трамвай)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус)

Дом на улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках (Автобус)

Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть.

Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай.

Но звоню я то и знай.      (Велосипед)

На  резиновом ходу

Все дороги обойду

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мною по пути! (Машина)

В черных шашечках машина,

Зря не пьет она бензина.

Всех домчит — лишь попроси.

Как зовут ее?

 (Такси)

Едет он по рельсам с шумом,

А рога скользят по струнам.

Ну-ка, ветер, догоняй!

Нас с тобою мчит... (Трамвай)

Две педали я кручу,

На колесах вдаль качу.

Что за транспорт, дай ответ.

Быстрый мой... (Велосипед)

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль

По волнам плывет... (Корабль)

Веселы, неугомонны

Едут под землей вагоны.

От народа в них пестро.

Это что, скажи?

(Метро)

В небе белый зонт раскрылся,

Человек на нем спустился.

Как же зонт такой зовут,

Догадались? (Парашют)

Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.

(Поезд)

Он грохочет и гудит,

Вдаль по рельсам быстро мчит.

Много у него колес.

Кто же это?

 (Тепловоз)

И не лодка, и не плот,

Не паром, не теплоход.

Солнце. Море. Ветерок.

Мчит по волнам... (Катерок)

Картотека пальчиковых  игр на тему «Транспорт»

«Будем транспорт называть»

Будем пальчики сгибать –                      

Будем транспорт называть:                                

Сжимание и разжимание кулачков

Машина,вертолёт,                                    

Трамвай, автобус, самолёт.                                

Сжимать и разжимать пальчики поочерёдно, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,                        

Пять видов транспорта назвали.       

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

«Капитан»

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Приговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

«Две ладошки я прижму»

Две ладошки я прижму                                

 И по морю поплыву.                                

 Две ладошки, друзья, –                                

Это лодочка моя

.

Паруса я подниму,                                

 Синим морем поплыву.                                

А по бурным волнам                              

Плывут рыбки тут и там.

Две ладони соединить лодочкой и выполять волнообразные движения руками.

Выпрямить ладони и поднять их вверх.

Затем имитировать   движения волн и рыбок.

Картотека дидактических игр на тему «Транспорт»

«Большой - маленький»

Цель. Упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными суффиксами

Ход. Дети стоят в кругу. Воспитатель называет любое слово, например: «Самолёт», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок повит мяч, называет это слово так, чтобы оно «стало маленьким»: «Самолётик», и возвращает мяч (машина- машинка; автомобиль – автомобильчик; грузовик- грузовичок; трамвай-  трамвайчик; троллейбус – троллейбусик; автобус – автобусик)

«Нелепицы»

Цель. Развитие умений подробно и связно объяснять, в чём сущность нелепости ситуации

Ход. Незнайка решил рассказать о своём путешествии, но в рассказе допустил какие-то ошибки. Найди их. Сначала я покатил на самолете. Потом поплыл на поезде. Потом полетел на велосипеде и т.д. Вместе с детьми придумайте и расскажите, на чем можно отправится в путешествие.

Например:  Мы поедем на поезде. Мы полетим на самолете ит.д.

«Один –  много».

Цель . Активизировать словарь по теме и упражнять в согласовании числительных с существительными, употреблении количественных и порядковых числительных

Ход.  Это автобус – а по городу ездят… автобусы. Это поезд, а между городами ходят… поезда. это машина, а в городе много… машин. Это самолёт, а в небе много… самолётов.

«Скажи наоборот»

Цель. Формировать умения пользоваться антонимами 

Ход. Дети стоят полукругом перед воспитателем. Он называет слово и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет слово «наоборот» (антоним) и возвращает мяч воспитателю. Игра продолжается. (Далеко — близко  высоко — низко, улететь — прилететь) 

«Чем похожи картинки»

Цель. Формировать умения пользоваться омонимами

Ход. Воспитатель называет пару слов, дети должны определить признаки сходства и различия, например чашка и дверца машины (ручка), корабль и лицо человека ( нос), птица и самолёт (крылья), кольцо и колесо ( круглая форма). В случае затруднения воспитатель задаёт наводящие вопросы. Игра проводится индивидуально.

«Какой? Какая? Какие?»

Цель. Упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных, расширять и активизировать словарный запас

Ход. Машина перевозит грузы. Машина, какая? Транспорт плывёт по воде. Транспорт, какой? Шары летят по воздуху. Шары, какие? Автобус перевозит пассажиров. Автобус, какой? У лодки есть парус. Лодка, какая?

«Третий лишний»

Цель. Активизировать словарь по теме, развивать внимание, логическое мышление детей, слуховое восприятие, память

Ход. Детям  предлагается любая логическая цепочка. Они должны внимательно прослушать её и выделить один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребенок должен объяснить свой выбор.

пароход – машина- птица; грузовик-  легковая машина-  – пароход; самолёт-  вертолёт-  поезд; троллейбус- автобус- колесо и т.д.

«Отгадай-ка»

Цель. Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого вида транспорта, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой вид транспорта, передает фишку следующему и т.д.

 «Кто чем управляет»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас

Ход. Воспитатель называет любой транспорт и спрашивает детей, кто им управляет. (Поезд – машинист; самолёт – пилот)

«Подбери действия»

Цель. Совершенствовать умение подбирать глагол к существительному

Ход. Машина (едет), самолёт ( летит), лодка (плывёт), грузовик (стоит), пароход (плывёт), вертолёт (летит), поезд ( едет)

«Не повторись»

Цель. Развитие умения подбирать слова по заданной теме, актуализация словаря по теме «Транспорт»

Игровые правила. Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: сейчас мы раскрутим барабан, стрелка остановится на какой- то картинке. Воспитатель раскладывает карточки вокруг барабана (дети догадываются, что изображено на схемах), раскручивает его, стрелка останавливается. Воспитатель показывает одно из схематических  изображений видов транспорта, просит определить, какой  вид транспорта зашифрован на картинке. Затем предлагает детям вспомнить слова, подходящие данному виду транспорта. Тот, у кого в руках мяч, должен назвать любое слово, подходящее этому виду транспорта. Это слово можно называть только один раз, а потом надо передать мяч соседу. Дети называют слово и передают мяч соседу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...