Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности по теме : "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шеметова Ирина Александровна

конспект занятия по речевому развитию с детьми с нарушением речи на тему : "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_moya_semya.docx619.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Теремок»  г. Назарово Красноярского края

Конспект НОД по речевому развитию

в старшей группе  компенсирующей направленности «Сказка»

тема «Моя семья»

Разработала: Шеметова И.А.

воспитатель высшей

квалификационной категории

2017 г.

Цель: формирование  представлений  детей о семье.

Задачи:

образовательные

- закрепить знания детей о семье, её составе, об обязанностях членов семьи;

- знакомить с родственными связями в семье (брат, сестра, родители, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка);
-  обогащать словарный запас детей по теме.

развивающие

- продолжать  развивать общие речевые навыки, связную речь;\

- развивать внимание и восприятие, логическое мышление;

- развивать мелкую моторику рук.

 воспитательные

- воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи

желание заботиться о близких людях и чувство привязанности к ним.

Коррекционно-образовательные:

- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

-  продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных.

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие – способствовать формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- речевое развитие: развивать связную, грамматически правильную речь;

- художественно-эстетическое развитие: способствовать реализации творческой деятельности детей;

- физическое развитие: обеспечить двигательную активность в течение занятия.

Предшествующая работа: рассматривание семейных фотографий; разучивание пальчиковых игр; оформление фотоальбома «Наши семейные традиции»;

дидактические игры: «Чьи детки?», «Кто в домике живет?», строительные сюжетно – ролевые игры: «Мебель для дома», «Дом для кукол», сюжетно – ролевая игра «Дом».

 Материалы и оборудование: конверт с письмом, в нем сюжетная картинка «Семья» и картинка  или фото девочки; коврограф с  предметными картинками членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочка); на столах у детей предметные картинки одежды и других  вещей (на фланели), которые могут принадлежать членам семьи (по числу детей); шаблоны картинок с нарисованными  точками  фигур членов семьи, простые карандаши (по числу детей).

Ход НОД.

Организационный момент.

Воспитатель:

- Дети! Сегодня утром я нашла около двери группы какой – то конверт, посмотрим, что там? Кому мы доверим распечатать конверт? ( Ответы детей) Что же там?  (Письмо, картинка «Семья», картинка девочки). Интересно, кто же прислал нам это письмо?  Кто – то может прочитать? (Пока нет). Тогда прочту я, хорошо?

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята группы «Сказка», здравствуйте. Меня зовут Анюта. У меня большая семья, но я не знаю, как мне их правильно называть. Прошу вас помогите мне разобраться, кого и как мне правильно называть».

Поможем Анюте, напишем ответ? (Да)

Давайте будем передавать волшебную палочку и назовем  всех членов семьи ласково.

Воспитатель называет первое слово, дети образуют существительное с  уменьшительно-ласкательным значением.

 Игра «Волшебная палочка»

« Назови ласково»

Дед - дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька.

Баба - бабушка,  бабуля, бабулечка, бабуленька.

Мама - мамочка, мамуля, мамулечка.

Папа - папочка, папулечка, папуля.

Дочь - дочка, доченька,  дочурочка.

Сын - сынок, сынуля, сынулечка.

Внук - внучок, внучек.

Внучка - внученька, внучечка.

Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Конечно, это семья. У каждого из вас тоже есть своя семья. Семьи бывают большие и маленькие, и мы сейчас определим, кто же живет в семье…

Воспитатель выставляет картинку «Семья» на доску:

- Расскажите, кто изображен на этой картинке, а я буду записывать ваши ответы для Ани, чтобы послать ответное письмо.

- Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка?

- Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика?

- Кто девочка для мамы? Для папы?

- А мальчик для папы и мамы?

- Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?

- А мама и папа для дедушки и бабушки?

- Кто для дедушки папа?

- Кто для бабушки мама?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- «Спасибо, дети, я все ваши ответы записала. А теперь предлагаю отдохнуть и поиграть с нашими пальчиками, расскажем про нашу большую семью.

 

Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - дедушка,                   поочерёдное загибание пальцев

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

                Вот и вся моя семья.                           сжимание - разжимание кулачка.

                

Воспитатель:

- Посмотрите, кто – то разбросал все вещи, предлагаю вам прибраться и отдать эти вещи хозяину, согласны? Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.

 Д/и «Чьи вещи?»

( игра на классификацию вещей и в образовании притяжательных прилагательных)

На столах у детей лежат предметные картинки изображением вниз (на фланеле) одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи. На коврографе прикреплены предметные картинки членов семьи (дедушка, бабушка, девочка, мальчик, мама). Ребенок берет картинку со стола и прилепляет ее на коврограф, поясняя, почему он так решил:

«Эти духи отдадим маме, это мамины духи.

Газету – папе, папина газета

Очки – дедушке, дедушкины очки

Фартук – бабушке, бабушкин фартук

Куклу – дочке Тане, Танина кукла

Кубики – сыну Саше, Сашины кубики».

Воспитатель:

- А теперь, дети, предлагаю нарисовать по точкам фигуры всех членов семьи Анюты. Каждый нарисует одного члена семьи,  мы соберем их всех вместе, и получится вся ее большая семья, сложим ваши работы в конверт и отошлем. Так мы Анюте поможем разобраться,  как ей правильно называть своих членов семьи, договорились?

(Дети рисуют)

Воспитатель:

- Кого вы нарисовали? (Ответы детей)

У нас получилась настоящая большая Анютина семья.

(Рисунки дети складывают в конверт и запечатывают).

Вы доверяете мне отправить письмо Анюте? (Ответы детей).

Итог занятия

(дети встают в круг)

Воспитатель:

- Кто может сказать, как  можно расшифровать слово «Семья»?

(Это семь «Я»)

А может и больше людей, которые живут рядом и  дружно. А как по – вашему, что  означает жить дружно? (Ответы детей). Ребята, я рада за вас, что у вас есть своя семья. И согласна с вами - главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц о семье. Вот одна из них: «Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют». Подумайте о чем эта пословица и об этом мы поговорим в следующий раз.

C:\Users\1\Desktop\Фото2394_001_001.jpg

C:\Users\1\Desktop\Фото2397.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Кто весну делает?»

Закрепляем знания о признаках весны. Развиваем способности сравнивать и обобщать, знать отличия птиц, зверей, насекомых; уметь группировать животных, используя обобщающие слова. Закрепляем умение само...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности

конспект логопедического занятия на тему "День победы"...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) "Морские приключения"

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР с использованием здоровьесберегающих технологий в ходе закрепления речевых навыков...

Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности по ранней профориентации "Путешествие в страну мастеров"

Отношение к профессиям закладывается у ребенка еще в 2,5 -3 года, но в старшей группе дети  видят плоды своего труда, проявляют интерес к профессиям взрослых. Знакомство с миром профессий позволя...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности на тему «Продукты питания. Составление рассказа «День рождения Веры» по опорным предметным картинкам.

Цель: создание условий для развития связной речи детей.Задачи:Коррекционно-образовательные: Закрепление словаря по теме «Продукты питания». Образование уменьшительно-ласкательных...