Культура речи педагога дошкольного образования
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кожуховская Светлана Викторовна

Культура речи педагога – это основное орудие педагогического воздействия, залог успешной работы воспитателя по речевому развитию дошкольников. В статье рассмотрены требования к речи педагога дошкольного образования, предъявляемые сегодня. Это и правильность речи, и её богатство, точность, чистота и выразительность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_pedagoga_doshkolnogo_obrazovaniya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ни для кого не секрет, что грамотность и культура речи педагога, в частности, педагога дошкольного образования – важнейшее качество его профессиональной деятельности.

Как показали исследования, сделанные Елизаветой Ивановной Тихеевой ещё в тридцатые годы прошлого столетия и других, уже современных основоположников методики развития речи дошкольников, дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Копируя взрослых, они не только перенимают все тонкости произношения и построения фраз, но также все несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.

Какие же основные требования предъявляются к речи воспитателя сегодня? Безусловно, речь педагога должна быть грамотной и литературной. Предложения и части высказываний в ней должны быть логично связаны между собой. Речь педагога должна быть культурной и безупречно вежливой. Произнесённые фразы должны быть уместными, соответствовать чувству стиля. Речь воспитателя должна быть доступной пониманию слушающего. А ещё речь педагога должна быть: правильной, богатой, чистой, точной и выразительной.

«Правильность речи» – это соблюдение в ней действующих норм языка: произношения, ударения, лексики, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса.

Некоторые люди делают ошибки, когда произносят привычные всем слова, и говорят не тОрты, а тортЫ, не слИвовый, а сливОвый, не гофрирОванный, а гофрИрованный, не мастерскИ, а мАстерски, не Искра, а искрА. Для того же, чтобы дети в детском саду ставили в словах ударения правильно, с ними можно разучить несложные стишки: «Мы не жулики, не воры, подписали договОры», «Здесь стилисты - практиканты всем завязывают бАнты», «ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно смог» и другие.

А теперь поразмышляем над тем, что такое «Богатство речи»? Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре (использованию морфологических форм, синтаксических конструкций). Попробуйте проверить себя и подобрать прилагательные для описания «маленького предмета», или подобрать глаголы для определения выражения «испытывать страх».

Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи. А.С. Пушкин, к примеру, в своих произведениях употребил более 21 тысячи слов, С. Есенин – порядка 19 тысяч слов, Гоголь («Мертвые души») – около 10 тысяч слов. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Эллочка – «людоедочка» из знаменитых «Двенадцати стульев» обходилась всего тридцатью словами. (Хамите. Хо-хо! Парниша. Не учите меня жить и др.). Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение.

Работая же в детском саду, необходимо точно знать, чем выше словарный запас воспитателя, тем богаче он будет у детей, с которыми этот воспитатель работает.

Следующее требование к речи педагога – это «Чистота». Под чистотой речи понимается устранение из употребления слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, (а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности), поскольку вся эта лексика придает речи грубый, фамильярный характер.

Начиная с 2011 года в Санкт - Петербурге проходила акция по пропаганде русского языка. В вагонах метро, на рекламных носителях можно было встретить плакаты «Давайте говорить, как петербуржцы». Один из плакатов гласил «При употреблении этих слов будьте осторожны!». На нём были перечислены слова – паразиты (извините за грубость). Почему же такие слова появляются в нашей речи? Одна из причин – бедность словарного запаса. Человеку приходится употреблять лишние слова, чтоб сделать свою речь «более богатой». Хотя, бывает и так, что перед публичным выступлением человек нервничает, и чтоб собраться с мыслями, выиграть время, он начинает употреблять различные слова-паразиты. А иногда причиной появления лишних слов в речи является мода на определённые слова.

Читайте вслух литературные произведения. Научитесь грамотно выражать свои мысли. Прежде чем произнести что-то (предложение, доклад, выступление), продумайте информативность и лаконичность речи. Всё это позволит вам расширить словарный запас и избавиться в речи от вредных слов.

Ещё одно требование к речи педагога – это «Точность речи», или навык словоупотребления. Могуч и богат русский язык. Наличие вариантов слов, описывающих одну и ту же ситуацию, иногда приводит и к курьёзам. Например, при выходе из автобуса пассажир может задать вопрос впередистоящим людям: «Вы на следующей остановке сходите?» или «Вы на следующей остановке слезаете?» или «Вы на следующей остановке выходите?». А как же правильно спросить, чтобы на нужной остановке всё-таки покинуть автобус? – В автобусе есть вход и выход, значит, мы можем войти и выйти. Таким образом, вопрос должен звучать так: «Вы выходите?»

Немаловажное значение в речи педагога играет и её «Выразительность» (интонация, темп речи, сила и высота голоса). Дополненная мимикой и жестами она может разбудить у детей не только логическую, но и эмоциональную область сознания.

Итак, владение культурой речи, знание требований к ней, их соблюдение и постоянное совершенствование собственной речи – это залог уважения при общении, успеха в обществе, авторитета. А культура речи педагога – это ещё и основное орудие педагогического воздействия, залог успешной работы воспитателя по речевому развитию дошкольников.

А в заключении предлагаю вам прочесть стихотворение собственного сочинения, посвящённое Русской Речи:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Так же льётся наша речь, лишь бы нам её сберечь

От неверных ударений, иностранных замещений,

От словечек-паразитов и в кавычках – эрудитов,

У которых слов запас составляет восемь фраз.

Грамотность, культура речи, её богатство – это вечно.

А чистота, логичность, точность убьют и сленг, и мат, и косность.

Так давайте плыть в волнах на высоких парусах

Корабля, что был нарЕчен велИкой сИльной Русской Речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог дошкольного образования в современном мире: решение задач по развитию речи детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Управленческая культура педагогов дошкольного образования.

В настоящее время проблема совершенствования подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений определена экономическими и социальными изменениями в российском обществе. Поэтому возникла нео...

Презентация для педагогов дошкольного образования на тему: "Оздоровление детей дошкольного возраста через музыку, движение и речь"

Дошкольный возраст-это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, воспитывается личность....

Мероприятие для педагогов ДОУ «Культура речи педагога дошкольного учреждения»

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....