«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)

Копылова Зоя Борисовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Маленький человек приходит в новый, неизвестный для него мир и начинает познавать его через свои органы чувств – вкус, зрение, слух, тактильные и двигательные ощущения. Каждый день ребенок наполняется новым сенсорным опытом, используя значения анализаторов, как источник информации.     И в этой связи вспоминается сказка о Красной Шапочке. Когда она приходит к бабушке и видит там волка, она начинает расспрашивать: «Зачем тебе такие большие уши?». Ей отвечают: «Чтобы слышать». «А зачем тебе глаза такие большие?» — «Чтобы видеть». И даже если мы сделаем супер-робота с искусственным интеллектом: мы сделаем уши, которые будут чудо как хороши, глаза, которые будут чудо как хороши. Все это отлично, но уши, глаза, нос, кожа, все сенсорные системы — это не более чем окна и двери в мозг. Мы слушаем ушами, а слышим — мозгом. Смотрим глазами, а видим — мозгом. Все эти анализаторы просто помогают нам получать информацию для умной головы, являясь ее помощниками.

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения, то цепь работает в неоптимальном режиме.

То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от органов к мозгу.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды, то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, в развитии речи и поведении не возникает. 

В случае если у ребенка возникает нарушение обработки сенсорных сигналов, то будут появляться дисфункции в моторном, познавательном, речевом развитии и поведении ребенка в целом.

Целью сенсорной интеграции является предоставление ребенку такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.

И сегодня я расскажу вам, как мы формируем этот важный сенсорный опыт у детей в условиях организации образовательного процесса в ДОУ.

Сенсорная интеграция остается малопонятным подходом, и мне кажется, что частично это объясняется тем, что она больше напоминает примитивную игру. Несведущему наблюдателю может быть непросто увидеть за игрой серьезную неврологическую работу.

 Для иллюстрации сенсорной интеграции мы используем классический сценарий. Описанные комплексы могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий, или же являться самостоятельными занятиями. Простота и отсутствие специализации позволяет использовать данные комплексы как с детьми без речевых нарушений, так и с детьми, имеющими речевые нарушения, нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта и пр.

Работа с межполушарными досками.

Головной мозг состоит из двух полушарий, выполняющих разные функции. Когда мы выполняем синхронные движения двумя руками или перекрестные движения пальцами рук, руками и ногами, как раз и происходит образование нервных межполушарных связей. И чем их больше, тем лучше развивается : - концентрация внимания ; - память ; - мышление; - и конечно же речь!

Повышаются компенсаторные способности мозга, что способствует успеху коррекционных занятий с детьми.

Балансировочная подушка или доска. Ее основная задача – стимуляция деятельности вестибулярного аппарата и развитие ощущений положения частей собственного тела, межполушарное взаимодействие, чувство времени и ритма, а главное темп и плавность речи. Балансировочная доска используется в программе мозжечковой стимуляции, предназначена для детей, имеющих трудности в обучении (т. е имеющих психосоматические черты), а также для одаренных детей  ( «двойная исключительность»).

Чулок совы. Варианты игр с ним представлены на экране. Он достаточно многофункционален, но основная его задача – работа с гиперактивными детьми и он великолепно развивает воображение. Оказывает коррекционное воздействие при диспраксии. ( Диспраксия – это проблемы связанные с планированием и организацией движений. Примеры – если ребенок не аккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ложкой и вилкой, медленно надевает одежду, часто падает на ровном месте, спотыкается при ходьбе)

Кинезио мячи.  Их потенциал безграничен!!! С их помощью улучшается внимательность, усидчивость, крупная и мелкая моторика – раскрепощается кисть, что очень помогает в становлении письма. Тренируется зрение, зрительное внимание и фонематический слух( а это неоценимая помощь в развитии речи ).

Сенсорный поднос. Работа с сенсорным подносом планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными направлениями работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, предметов, при работе с пинцетом. Если движение пальцев ребенка соответствует возрасту, то его речевое развитие находится тоже в пределах нормы. На экране представлены варианты игр…

Цель игр: это развитие тактильного, зрительного, сенсорного восприятия, развитие артикуляционной моторики.

Детям предлагается объемные фигуры различной формы и текстуры (фрукты и овощи, геометрические фигуры, животные и т.д). Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуру, а затем, открыв,  глаза выбирает её из нарисованных на листе и называет объект – т. е происходит перевод из тактильной модальности в слухоречевую.

Тактильные панели и карточки.

Материал предназначен для развития осязания, тонкой моторики. Ребенок ощущает пальцами различия между гладкой и шершавой поверхностями – сенсорная база для введения понятий «гладкая-шершавая». Косвенно происходит подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи (развитие дыхания, слухового восприятия, понимания речи, речевого подражания, создание речевой среды), происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.  

Большую роль в развитии головного мозга (а, значит, и речи) играют сенсорные раздражители. Разнообразные ощущения (слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые и др.), а также вербализация этих ощущений будут способствовать развитию речи.

С самого рождения дети запрограммированы на развитие речи и языка. Первые пять лет жизни ребёнка являются наиболее важными для его речевого развития: мозг устанавливает множественные связи между нервными клетками. И если мы будем проводить работу  над развитием мозга, то в будущем мы встретим  меньшее количество детей, имеющих речевое нарушение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Обобщение опыта по теме "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста"

Отечественной педагогической наукой давно признано, что наиболее сензитивным этапом в развитии речи ребенка является возраст от полутора до трех лет. Многие педагогические исследования подчеркивают ва...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста...

Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"

   Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в ДОУ и семье

В нашем учреждении воспитание детей осуществляется в тесном сотрудничестве  семьи. Так как на семью, и на дошкольное учреждение ложится большая ответственность в воспитании и развитии ребенка.Нек...