Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Загребина Елена Васильевна

статья ассоциация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_rechevyh_narusheniy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Загребина Елена Васильевна,

старший воспитатель

МДОУ д/с общеразвивающего вида № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области.

Профилактика речевых нарушений у детей  раннего возраста.

            Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах.

            Большое  значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в ранний период 2 – 3 лет. Именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.

            Мыслитель, гуманист Л. А. Коменский полагал, что ребёнка следует обучить трём важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться» [4]

            Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал «процесс обучения сделать систематическим и последовательным, состоящим из различных упражнений для выработки ясности, чёткости и связности речи». [2]

             Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци писал: «Даже величайшая тонкость слуха в различении звуков и величайшее искусство подражания им не развивает ребёнка в собственно человеческом смысле, это делает обучение родному языку» [1]

             В 19 в. интерес к детской речи усиливается – её исследуют, изучают, описывают не только учёные, но и известные писатели.

             Создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: «дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта». И по его утверждению «родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». [3]

           Одно из необходимых профессиональных качеств воспитателя - умение контролировать речь ребёнка.

           Воспитатели ранних групп нашего детского  сада, сталкиваясь с серьёзными отклонениями в развитии детской речи, осознали, что они не в состоянии педагогическими методами и приёмами, рассчитанными на обучение здорового ребёнка, помочь малышу, страдающему речевым нарушением.

            Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании. Например, в семье ребёнка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью, или взрослые не добивались речевой активности ребёнка, не обращали внимания на неточное словоупотребление, не учили слушать сказки, рассказы и др.

           Тем не менее, воспитателю и родителю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребёнку и вовремя направить его к специалисту.

              Проблема заключается и  в том, что в настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста с  задержкой речевого развития  (2004 г. – 24 %; 2005 г. – 36 %; 2006 г. – 64 %).

               Поэтому появилась необходимость раннего выявления и преодоления речевых нарушений в развитии детей.

                В детском саду № 19  работает на логопункте с детьми старшего дошкольного возраста молодой учитель – логопед и, чтобы повысить качество воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей раннего возраста, нужна помощь учителя – наставника. С этой целью  был приглашён опытный учитель-логопед из коррекционного  детского сада № 20 «Росинка» Исупова Тамара Борисовна.

                   Старший воспитатель детского сада  № 19 «Сказка» разработала Программу развития по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста на три учебных года. Перед педагогами были поставлены следующие задачи:

  1. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей раннего возраста;
  2. Формирование психологической базы речи на основе развития психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.);
  3. Обогащение словарного запаса детей глагольной лексикой, расширение словаря прилагательными и существительными;
  4. Формирование фразовой речи за счёт введения дополнений, определений к однородным членам предложений.

Были выделены направления в работе:

  1. Мониторинг речевого развития детей раннего возраста.
  2. Мониторинг обследования родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста.
  3. Организация деятельности педагога по формированию правильной речи детей раннего возраста.

Учитель-логопед Тамара Борисовна  провела обследование речи детей групп раннего возраста  в режиме индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности, поощрения ребёнка, его поддержки; анкетирование родителей и педагогов групп раннего возраста нашего детского сада с целью выявления речевых нарушений у детей раннего возраста, методической подготовки воспитателей по данной проблеме, выявления уровня компетентности родителей в организации речевых игр с детьми раннего возраста.

        При подборе вопросов и заданий Тамара Борисовна руководствовалась возрастными особенностями детской речи и программными задачами.

       Педагогическое обследование включало четыре этапа:

  1. Первый этап – подготовительный. Подготовка необходимого оборудования, атрибутов к тем играм, упражнениям, которые  использовались при обследовании, планирование удобного время для бесед, наблюдений, общения с детьми;
  2. Второй этап – обследование. Проводилось в удобное для педагога и ребёнка время;
  3. Третий этап – анализ результатов обследования, оформление выводов;
  4. Четвёртый этап – обобщение результатов обследования и использование их в дальнейшей работе педагогами и родителями.

      Тамара Борисовна  подготовила  необходимую информацию и провела консультации для педагогов нашего  детского сада «Лексико-грамматическая работа воспитателя с детьми раннего возраста» и  семинары - практикумы  для родителей «Игровые приёмы для пополнения словарного запаса речи детей раннего возраста», на которых научила важным факторам, стимулирующим речевое развитие детей. Старалась убедить родителей в том, что именно их роль в этом вопросе значима: часто все усилия педагогов без их помощи безрезультатны. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям было предложено обратить внимание на такие моменты:

  1. состояние здоровья ребёнка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает речь;
  2. если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалисту

        Таким образом, правильно организованное педагогическое обследование помогло созданию дружного сообщества «детский сад – семья», так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребёнка. Познакомив родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по её развитию,  воспитатели приобрели активных помощников, которые не сравнивают успехи своего ребёнка с неуспехами другого, а стараются оказать помощь своему ребёнку. Также совместная работа с родителями положительно повлияла на формирование познавательных процессов, на развитие речи и подготовила к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

          Молодой учитель-логопед детского сада № 19, работая с детьми старшего дошкольного возраста, и воспитатели изучили методическую литературу по раннему возрасту, проанализировали речевую среду в группах и составили перспективный план работы.

            Анализ результатов диагностики показал, что у детей раннего возраста наиболее типичными ошибками оказались: пропуск и замена звуков, перестановка слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение, выявились неговорящие дети, которым были даны направления для консультации в детский сад № 20.

        На данном возрастном этапе воспитатели учили малышей, прежде всего, чётко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Голос детей неустойчив, некоторые говорили очень тихо, чуть слышно, другие – крикливо. Не все могли управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов, поэтому воспитатели обращали внимание на то, что слова произносят с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко) и в различном темпе (быстро, умеренно, медленно).  Для детей были изготовлены пособия, наглядный материал, дидактические игры на развитие разных сторон речи. Педагоги  в группах раннего возраста учили детей внимательно слушать речь окружающих, понимать ее, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, скорость их произнесения. Для достижения результата  проводились каждый день

  1. игры на развитие мелкой моторики;
  2. артикуляционная гимнастика;
  3. игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  4. игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Для поддержания интереса к речевым упражнениям предлагались:

  1. задания с куклой и другими игрушками;
  2. выполнение  упражнений пальчиковой гимнастики;
  3. нахождение в окружающей обстановке предметов, о которых идёт речь в упражнении и др.

Практические упражнения позволили использовать разные приёмы в работе:

  1. рассматривание и называние тех предметов, о которых идёт речь в упражнении;
  2. постановка вопросов на уточнение названий действий, признаков предметов, которые ребёнок видит вокруг. Сначала вопросы носили подсказывающий характер, а затем требовали самостоятельного ответа.
  3. подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам и другие.

Большое внимание воспитатели в группах уделили знакомству с художественной литературой и народным фольклором. Ежедневно рассказывали и прочитывали сказки, рассматривали картинки к прочитанным текстам, задавали вопросы по тексту. Совместное чтение, отгадывание загадок  приучило  детей внимательно слушать, подбирать рифмующие слова, чётко и достаточно громко их произносить.  

        Таким образом, использование многообразных дидактических игр и приёмов, учёт психологических особенностей детей в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволил достичь эффективности в работе с детьми раннего возраста.

      Заключительная диагностика 2008 года показала улучшение показателей на 9 %. Малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить с взрослыми, охотнее общаться со сверстниками. А по свидетельству родителей, все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, любят рассматривать книжки с картинками.

        Педагоги анализируют свой уровень компетентности в разных вопросах и стараются найти наиболее эффективные пути для преодоления речевых нарушений у детей раннего возраста.

         Кроме того, специально организованная работа педагога-экспериментатора позволила молодому учителю-логопеду более грамотно планировать и осуществлять работу с детьми раннего возраста.

Литература:

1. Песталоцци И. Г. «Педагогические сочинения», т. 1,  М., 1957 г.

2. Пискунов А. Н. «Прогрессивный характер дидактики Л. А. Коменского», М., 1959 г.

3. Руссо Ж. Ж. «Собрание сочинений. Теория воспитания», СПБ, 1913 г.

4.Ушинский К. Д. «Избранные произведения. Родное слово», М.,   Просвещение, 1968 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте

Описание нарушений речи, и причин и способов прфилактики. Практические упражнения....

"Профилактика речевого нарушения в раннем возрасте"

В настоящее время особенно актуальным становится вопрос форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, потому что в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся ...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте.

В данной статье рассмотрено проименение современных образовательных технологий с целью профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста....

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте

Выступление к презентации на семинар или педсовет...