Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Вершинина Наталья Ивановна

Слайд2

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»
В. Сухомлинский

 

 

Слайд 3

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат детей различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

 

Слайд4

Актуальность:

В последнее время чрезвычайное увлечение обучению детей грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результате речь старших дошкольников отличается скудностью словарного запаса, плохой дикцией, слабой выразительностью.

 Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

 

 

Слайд5

Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок очень важный этап в формировании у детей речевого творчества. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом. 

       

На протяжении всей педагогической деятельности я обращала внимание на заинтересованное отношение детей к сказке, на их восторженные взгляды и замирающее дыхание при виде сказочного героя, творящего чудеса.

И я поставила цель – обучать детей старшего дошкольного возраста сочинять сказки. Но прежде чем начать строить свою работу с детьми по обучению сочинению сказок, необходимо было определить:

- знают ли дети отличительные особенности сказочного жанра и ее традиционную структуру;

- умеют ли построить связное монологическое высказывание;

- владеют ли способами сочинения сказок.

 Содержание работы по обучению детей сочинять сказки

Задачи

Содержание

1

Познакомить детей с жанровыми особенностями сказок

1)                Дать представления детям об отличительных особенностях сказки как вида жанра.

2)               Познакомить детей с традиционной структурой сказки: зачин, развертывание событий, логическое завершение.

3)               Обратить внимание детей на выразительные средства сказочного жанра.

2

Учить детей строить монологические высказывания.

1)               Учить детей пользоваться в речи разными типами связи предложений.

2)               Учить составлять небольшие тексты повествовательного содержания.

3

Познакомить с разнообразными способами сочинения сказок

1)               Развивать различные виды воображения.

2)                

4

Воспитывать интерес к творческому рассказыванию

1)               Создавать благоприятные ситуации для сотрудничества в различных видах деятельности.

2)               Использование различных приемов в развитии творческой деятельности.

 

 

Проанализировав наработки педагогов, психологов и детских писателей, я отобрала, усовершенствовала и дополнила разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок. Рассмотрим их структуру, особенности использования и роль в воспитательно-образовательном процессе

Итак, метод первый:

Знакомые  герои в   новых   обстоятельствах.

 

Одним из вариантов этого метода будет изменение ситуации в искомых сказках. Мы рассказываем детям сказку и договариваемся что-то изменить в ней. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. Например, «Золушка убегала от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. Что же потеряла Золушка?» И как ее нашел принц? Путем рассуждений, проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья. Постепенно дети сами учатся менять ситуации в сказках.

Коллаж из сказок

Если истории знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Мы предлагаем детям продумать сюжет новой сказки, в которой Баба Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к Лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях — и получится «коллаж из сказок».

Сказки из пословиц

Краткая по объему, меткая и емкая по содержанию пословица прекрасно может служить основой для сказки.

Пословица: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

     Начало сказки:

Однажды мальчик-охотник увидел сразу двух зайчиков. Они были такие маленькие...

Пословица: Не все коту масленица.

     Начало сказки: В одном доме жил ленивый-преленивый кот. Дошло до того, что мышки его полюбили. И тогда хо­зяева попросили кота уйти...

Придумайте свои варианты.

 

Сказка из фразеологизмов

Стойкие слова и словосочетания из сказок и житейских ситуа­ций сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов. С одной стороны, удачное, к месту использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл, а с другой — стимулирует словесное творчество. Детей, начиная с 5—6 лет, я знакомлю с фразами, которые часто встречаются в рассказах и сказках, затем помогаю понять их насто­ящий смысл и только потом начинаем вместе сочинять.

Фразеологизм: Лакомый кусочек

Начало сказки: Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек – шоколадное яйцо с игрушкой внутри…

 

Сказки из мусора

 

Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор — никому не нужные отходы — порой служат прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. В этом плане нельзя не отметить полезность использования отходов — оказывается, можно «дать» им вторую жизнь. Значит, ко всему нужно относиться экономно и изобрета­тельно. Конечно же, вначале сами взрослые показывают и расска­зывают сказки из мусора.

 

Сказки о бытовых предметах

Дошкольники нечасто имеют дело с бытовой техникой. Именно поэтому появилась мысль соединить начало рассказов для детей о технике и бытовых устройствах со сказочным продолжением.

 

Сказки из живых капель в кляксах

Интересно сочинять сказки на основе кляксографии. Главная задача здесь — научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали.

На что похожа твоя или моя клякса? Кого или что она тебе напоминает? — эти вопросы очень полезно задавать, так как они развивают мышление и воображение ребенка. После этого, не при­нуждая малыша, а показывая ему, рекомендуем перейти к следую­щему этапу — обведению или дорисовке клякс. В результате может получиться целый сюжет.

 

Сказки офантастическиз странах

Фантастические страны взрослые придумывают сами, а затем дети дают им название («Тили-тили-тряндия», «Небывандия» и т.д.) и рассказывают об этих странах примерно по такому плану.

•         Кто живет в этой стране?

•         На чем ездят?

•         Что едят?

•         С кем и как мы попадем фантастическую страну?

•         Что будем там делать, с кем дружить, играть, воевать?

•         Что привезем из этой страны?

Сочинению историй о фантастических странах сопутствует игра «Бывандия — Небывандия». Она научит детей различать реальные и сказочные явления, поможет в рисовании выдуманных и настоя­щих предметов и т.д. Воспитатель заранее обговаривает с детьми, в какую они отправятся страну — Бывандию или Небывандию, и в зависимости от выбранной темы решают, какие предметы понадобится в таком сказочном путешествии?

 

Сказки по новому

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Разве не привыкают дети к тому, что Колобок — добрый, лиса — хитрая, волк — злой, Золушка и Крошечка-Хаврошечка — трудо­любивые, скромные? Привычные, любимые образы, много раз слы­шанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать.

За основу берется известная сказка, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предпо­ложим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послуш­ную и скромную, а зайчик — в хитрого и злого... Подойдут любые варианты переделки сказки.

 

Сказки о  временах  года, природных явлениях

 

Неисчерпаемым источником сказочных сюжетов служит окружающая нас природа         Капелька,Волшебный нектар,Подсолнух

 

От точек к сказкам

Не случайно французский математик Пани отмечал, что мы слишком много работаем с дошкольниками по конкретному материалу: считаем мячики, зайчиков, составляем рассказы по реалистическим картинкам. Тем самым задерживаем развитие абстрактного мышления и  творческого воображения детей. Пани настоятельно советовал работать просто с точками.

В процессе обучения сочинению сказок это можно использовать следующим образом.

Предлагаем детям множество точек, затем соединяем их так, что бы получились рисунки забавных животных, о которых можно рассказать в одной сказке

Сказки про самого себя

Этот метод очень полезен. Во-первых, потому что дети любят слушать, что же случалось или могло случиться с ними или их близкими  мамами, бабушками, любят придумывать истории про самих себя или своих братьев, сестер. Во-вторых, эта творческая деятельность помогает воспринимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену действительности. В результате, закончив сказку, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь.

Чтобы его еще больше заинтересовать, пусть он своего героя, т.е.самого себя, назовет по имени отчеству

Какой ребенок не мечтает поскорее вырасти, стать взрослым и делать, что душе заблагорассудится? Можно предложить пофантазировать на эту тему, придумать сказку, в которой обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись бы местами.

Слайд19

Предлагаю вашему вниманию сказки ,сочинённые коллективно и потом оформленные дома с мамами,а также сочинённые самостоятельно.

И последний этап нашего сотрудничества с детьми-это инсценирование сочинённых сказок,или  импровизация.Дети наряжаются в костюмы и импровизируют .Получается забавно и весело

Слайд24

Процесс обучения сочинению сказок, несомненно, оказывает большое влияние на развитие речи детей. Ээффект очевиден: чем лучше подготовлен ребенок в речевом отношении, тем легче он справляется со всеми заданиями, тем больше развиты у него воображение, творческие способности, которые он затем воплощает в сказках. Сказка учит жизни, пробуждает сочувствие ко всему хорошему, желание следовать примеру положительных героев — она ценна для нравственного воспитания, сказка имеет громадное значение для эмоционального становления ребенка, так как он переживает все события вместе с героем; полезна для умственного совершенствования, так как способствует развитию логики и фантазии. В сказке малыш воплощает свои желания, свою мечту, а затем реально стремится ее осуществить.

Слайд25

Творите, выдумывайте, пробуйте!

Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления, речи детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

«Формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок»

Одной из эффективных методик работы воспитателя в данном аспекте является формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок....

План мероприятий по развитию словесного творчества старших дошкольников посредством сказок

       Цель формирующего этапа  – продолжить работу по развитию словесного творчества детей, направленную на повышение качества детских сочинений.Задачи:1.  Р...

Консультация для педагогов ДОУ. «Формирование связной монологической речи дошкольников посредством обучению технике пересказа и составления рассказов».

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи:- пересказом- рассказом (в элементарной форме)....

Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».   ...

Речевое творчество старших дошкольников, словотворчество, речевое развитие

В разработке приведен практический материал по развитию речевого творчества детей в рамках современных технологий...

Брифинг "Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок"

Брифинг (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс-конференция, посвященная одной теме на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному воп...