Презентация для родителей " Речевая готовность к школе"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
Презентация для родителей по готовноси к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_k_shkole.pptx | 328.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕЧЬ не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ РАЗДЕЛОВ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И НАПРАВЛЕНО НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЛУЧШЕ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, ТЕМ ВЫШЕ ГАРАНТИИ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. “ РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО, НО НУЖНО ИМЕТЬ МНОГО УМА, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ” Г. ГЕГЕЛЬ
Что же такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их.
1. Дети должны уметь слушать и слышать других . При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи - правильно произносить все звуки речи; Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. - четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр); - говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания . Незначительные нарушения звуковой стороны речи, как правило , не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи.
3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь: - делить предложения на слова; - делить слова на слоги; - уметь выделять все звуки в словах; устанавливать последовательность звуков в слове . Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: - слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – « вдоме », наступила – «на ступила»); - пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – « чепенье », паровоз – « павороз », бабушка – « бабабушка »); - пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – « просенок », трава – « тарава »); - перестановки букв (комната – « конмата »).
4 . Лексическая сторона речи ( словарный запас). Дети должны уметь: - точно подбирать слова; - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; - дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); - употреблять сложные слова (например: длинноногий); - пользоваться эпитетами (например: чистое поле); - подбирать метафоры (например: туча комаров); - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
5 . Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования: а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь: - изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); - употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); - правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). б) Навыки словообразования: Дети должны уметь: - образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); - образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); - образовывать название детенышей животных; - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных
6 . Связная речь. Дети должны уметь: - свободно общаться с взрослыми и сверстниками; - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; - рассказывать о пережитых событиях; - пересказывать содержание сказки, рассказа; - описывать окружающие предметы; - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Графомоторные навыки включают в себя: 1 . Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений); 2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений); 3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями); 4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).
Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это : – развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение); – изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.; – по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10); – обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. П обольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость; – тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен; – тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"
В консультацию для родителей включены: речевые игры, задания, упражнения для детей старшего дошкольного возраста....
Рекомендации для родителей "Речевая готовность к школе"
Готовность к школе - это личностная, интеллектуальная готовность, уровень развития зрительно-моторной координации, а также уровень развития речевых навыков...
Консультация для родителей "Речевая готовность к школе"
Буклет для родителей дошкольников.Советы логопеда....
Консультация для родителей "Речевая готовность к школе"
Ваш ребенок готовится стать школьником.Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испыты...
Буклет для родителей "Речевая готовность к школе"
Речевая готовность к школе...
Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...