Проект «Ой, ты, Русь, моя родная!»
проект по развитию речи (старшая группа)

Кулешова Галина Николаевна

Развитие у детей духовно-нравственных качеств  через приобщение к  искусству и традициям русского народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-oy_ty_rus_moya_rodnaya.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида №5 «Солнышко»

г. Малоярославец  Калужской области

Проект

 «Ой, ты, Русь, моя родная!»

                                         

                                                                            Подготовил: воспитатель первой

                                                               категории Кулешова Г.Н.

                                                                                                                                       

                         

   

Содержание:

Паспорт проекта

Введение

Актуальность проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Формы и сроки реализации проекта

 Ожидаемые результаты

Этапы проекта

Результаты проекта

Перспективы проекта

Список литературы

   

 

Паспорт проекта.

     Наименование проекта

«Ой, ты, Русь, моя родная!»

      Адресация проекта

Дети старшего дошкольного возраста,

Родители, педагоги детского сада

     Участники проекта

Старшие воспитатели  Соскова Т.Н., Бобкова Д.В

Дети старшей группы

Воспитатель старшей группы Кулешова Г.Н.

Родители

Музыкальный руководитель Васильева Н.Ю.

Инструктор по ФИЗО Харахаш Н.Н.

Воспитатели старших и подготовительных групп детского сада

 

      Цель проекта

Развитие у детей духовно-нравственных качеств  через приобщение к  искусству и традициям русского народа.

       Задачи проекта

Знакомить детей с традициями и праздниками русского народа, декоративно-прикладным искусством, произведениями устного народного творчества;

Создать предметно-развивающую среду по теме проекта;

Воспитывать  интерес  и любовь  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

Повышать компетентность родителей по духовно- нравственному воспитанию через знакомство с русским  народным  искусством.  

 

     Сроки реализации

Сентябрь 2014 – Май 2017 год (долгосрочный)

        Вид проекта

Творческий

      Особенности проекта

Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования.  

Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

      Итоги проекта

В группе создана предметно-развивающая среда , мини –музей «Русские традиции»

У детей сформировалось  чувство национального достоинства, интереса к культуре России

Дети знают   традиции и праздники русского народа,  виды декоративно-прикладного искусства, произведения устного народного творчества;

Повысилась компетентность родителей по духовно- нравственному воспитанию через знакомство с основами русского народного искусства.

«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»
                                                           К.Д.Ушинский

Введение.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно- – нравственных идеалов.  В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными .  И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой   частью всестороннего развития ребенка . С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Актуальность проекта. 

Актуальность данного направления обусловлена тем, что дети крайне мало знают о традициях и обычаях русского народа, не знакомы с народно-прикладным искусством, мало знакомы с устным народным творчеством.

Согласно ФГОС ДО одним из направлений системы духовно-нравственного воспитания дошкольников является  обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.     Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре России, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Цель проекта: развитие у детей духовно-нравственных качеств  через приобщение к  русскому народному искусству и традициям русского народа.

Задачи проекта: 

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

  • Знакомить детей с традициями и праздниками русского народа, декоративно-прикладным искусством, произведениями устного народного творчества;
  • Создать предметно-развивающую среду по теме проекта;
  • Воспитывать  интерес  и любовь  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;
  • Повышать компетентность родителей по духовно- нравственному воспитанию через знакомство с основами русского народного искусства.  

Объект:

Предмет:

Участниками  проекта являлись:

– дети;
– родители;
– педагоги детского сада;

Формы и сроки реализации проекта

Старшая группа (2015-2016 г.)

Подготовительная группа (2016-2017г.)

Сроки реализации

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

сентябрь

диагностика

анкетирование

планирование

октябрь

Чтение русских народных сказок, беседы, развлечение «Широкая ярмарка»

 развлечение «Широкая ярмарка»

 развлечение «Широкая ярмарка»

ноябрь

Чтение сказок, заучивание пословиц и поговорок

Дымковская роспись

Д\и «Узнай по силуэту»

Родительское собрание «Духовно нравственное воспитание детей»

декабрь

Чтение русских сказок, заучивание поговорок о зиме,

Гжельская роспись

Консультация  «

январь

Традиционные зимние праздники: Новый год, Рождество, Крещение, народные игры-забавы

Выставка «Арт-валенки»

Открытый показ ОД «Русская зима», Колядки

февраль

Городецкая роспись,

Д\и «Составь узор»

Составление альбома с рецептами «Блины»

Развлечение «Широкая масленица»

март

Золотая хохлома,

Д\и «Народные промыслы»

Мастер-класс «Тряпичная кукла»

апрель

Заучивание пословиц, потешек , закличек о весне.

ОД  «Как на Руси весну встречали»,

ОД «Калуга-колыбель космонавтики»,

«Пасха»

Выставка рисунков и поделок «Светлый праздник пасхи»,

Папка- ширма «Пасхальные традиции»

Открытый показ ОД «Калуга- колыбель космонавтики»

май

Подведение итогов,

Викторина «Русские традиции»

Ожидаемые результаты

В процессе реализации проекта предполагаются следующие результаты:

Дети познакомятся с традициями и обычаями русского народа, с декоративно-прикладным искусством, а так же произведениями устного народного творчества. У детей сформируется  чувство национального достоинства, интереса к культуре России .

Активное  участие  родителей в реализации проекта, выставок, конкурсов, театрализованных представлений.  

Обновление  и пополнение  предметно-развивающей  среды для самостоятельной и творческой деятельности детей.

Этапы проекта

Реализация проекта осуществлялась по этапам:

1 этап подготовительный (сентябрь-октябрь 2015г.)

На данном этапе была подобрана и изучена психолого-педагогическая и методическая  литература по данной тематике,  проведено анкетирование родителей. Проведена диагностика  уровня  развития детей по духовно- нравственному воспитанию. Изучены  интернет-ресурсы по теме проекта.

       Нами было разработано перспективное годовое планирование            работы с детьми и родителями, создана предметно - развивающая среда в группе :

- Подобрана методическая литература, книги по устному народному творчеству (Сказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки)

2 этап практический (ноябрь 2015-апрель 2017)

На данном этапе проводились:

- непосредственно - образовательная деятельность с  детьми,   беседы, экскурсии,  праздники и развлечения, дидактические игры и народные игры –забавы,

- выставки совместного творчества детей и их родителей,  фотовыставки;

- изготовление новых игр по теме

- чтение русских народных сказок; заучивание пословиц, поговорок, закличек, потешек, драматизации с помощью различных видов театра . 

-рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам;

-посещение кукольных театров, музея-горницы.

- родительские собрания ,семинары и консультации

- знакомство с  русскими традиционными праздниками: «Новый год на Руси», «Масленица», и православные праздники «Рождество» и «Крещение»

- В группе и на прогулке разучивали различные народные подвижные игры : «Горелки», «Ручейки», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Ловишки», « Жмурки» и т. д. , а так же считалки.

Родители охотно сотрудничали с нами, участвовали в выставках, изготавливали - книжки малышки, поделки, оказывали помощь в создании предметно-развивающей среды и мини-музея.

3 этап заключительный (май 2017)

На данном  этапе проекта, была проведена  диагностика детей, которая показала, что уровень детей в знании национальной культуры повысился.

Итогами проекта стали создание в группе мини-музея «Русские традиции» и проведение  викторины «Русские традиции».

  Результаты проекта:

  • В группе создана предметно-развивающая среда ,мини –музей «Русские традиции»
  • У детей сформировалось  чувство национального достоинства, интереса к культуре России
  • Дети знают   традиции и праздники русского народа,  виды декоративно-прикладного искусства, произведения устного народного творчества;
  • Повысилась компетентность родителей по духовно- нравственному воспитанию через знакомство с основами русского народного искусства.

Дальнейшие перспективы проекта.

В дальнейшем мы планируем :

  • Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов  и родителей старших групп по духовно-нравственному воспитанию.
  • Совершенствовать предметно - развивающую среду.
  • Изучать современные технологии по формированию нравственных качеств у детей.    
  • Распространять свой опыт работы в ДОУ и районе.

 

Список литературы

  1. Кокуева Л.В. духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. 
  2. «Дошкольное воспитание» № 5 2004 год Издательский дом «Воспитание дошкольника»
  3. Комарова Т.С.,Ратанова Т.А.,Быховец Г.В. Народное искусство в воспитании детей/Под ред. Т.С. Комаровой.- М.,2005
  4. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду.- М., 1961.
  5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа.-М.,ВЛАДОС, 2008
  6. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы/ Собрал и пересказал Г.Науменко.- М.: Дет. лит., 1980.
  7. http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». http://www.nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования «Наша сеть»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевой проект "Ложка точеная,ручка золоченная"

Проект был направлен на ознакомление детей с разной посудой через разные виды деятельности....

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая» в средней группе

Формирование умений пользоваться предметами посуды по назначению.  Учить понимать обобщающее слово-посуда, сервиз....

Образовательный проект «Ложка – точёная, ручка – золочёная»

      Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к...

Проект "Ложечка точеная - ручка золоченая".

В формате технологии блочно-тематического планирования любая образовательная область может быть представлена как в развернутом, так и в узком варианте её реализации в работе с детьми. В соответствии...

Проект "Наши ловкие ручки "

Развитие мелкой моторики рук в группе раннего возраста через дидактические игры ....

Краткосрочный проект "Ложечка точеная-ручка золоченая"

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они ча...