Семинар-практикум для воспитателей
консультация по развитию речи

Авдеева Оксана Евгеньевна

Некоторые аспекты развития звуковой культуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx427.48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.

Формирование звуковой культуры речи.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.

Задание. Выбрать упражнения, подходящие для подготовки к произношению звуков – С – З – Ц, Ш – Ж – Щ – Ч, Р, Л. Обосновать выбор.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – это возможность совместить упражнения для мелкой моторики и артикуляции.

(показ упражнений артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой)

Рекомендации

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть. Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением. (Показ упражнений и совместное выполнение)

Развитие фонематической функции речи.

Фонематическая система - это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, месте образование участие небной занавески. В фонематической системе существует определенные взаимоотношения. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо нескольким признаками. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, несходных между собой. Если фонемы отличаются лишь одним смыслоразличительным признаком, то тогда они являются близкими, оппозиционными.

В словах языка можно выделить сочетания фонем, следующих друг за другом в определенной последовательности, которая связана с семантикой, смыслом. Изменение фонемы в слове или изменение последовательности приводит к изменению смысла или разрушение его.

В связи с этим Орфинская В.К. выделила следующие функции фонематической системы:

смыслоразличительная функция, т.е. соотнесение определенного сочетания фонем со смыслом;

слухопроизносительная дифференциация фонем. Мы различаем слова потому, что дифференцируем каждую фонему, входящую в состав слова. Смысл слов "палка" и "балка" мы разграничиваем потому, что различаем фонемы "п" и "б" в этих словах;

фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие фонемы.

Речевой слух является главным афферентным звеном речевой системы. Человек помимо неречевого слуха обладает и специализированным речевым слухом. Речевой и неречевой слух представляет собой две самостоятельные формы работы слуховой системы.

Физминутка.

  • И.п.  – встать. Руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук Б, хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова – руки к плечам. (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, зуб, корабль, вата, подарок, зубр)
  • И.п. – основная стойка. На слово со звуком З - наклон вперед, со звуком С – наклон назад. (зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса)
  • Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком М в середине слова.

Таким образом, мы провели тренировку всех сторон фонематической функции: фонематического слуха, дифференциации и фонематического представления.

Пример развития фонематической функции на занятии по математике.

Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком Л, положите фишку перед собой.

У кролика Тёпы именины. Он пригласил в гости ёжика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тёпа поставил на стол грибы и яблоки. «Прошу к столу», - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

 - Сколько слов со звуком Л вы услышали? Какие? (8)

 - Какое слово было самое короткое? (стол)

 - Сколько в нем звуков? (4)

 - Составьте задачу с одним из слов со звуком Л.

           Блицопрос «Найди ошибку»

  1. Воспитатель предлагает определить детям, сколько слогов в слове. Произносит – ба-ра-ба-н, с-ка-з-ка, ма-к
  2. Воспитатель предлагает определить детям определить место звука З в словах: зонт. Земля, арбуз, ваза.

Игротека.

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Игроки становятся в шеренгу. Правила: съедобны те слова, в которых есть звук Ж (мяч ловим), остальные – несъедобны. (жаба, шайба, ножи, душ, шум, жук, мыши, кошка, жить, мошки)

Игра с предметом «Звуковая эстафета»

Передавать мяч, называя слово, в котором звук Н стоит в середине слова. (окно, ананас, щенок, т.д.)

Игра с перфокартами


Материалы к семинару-практикуму.

C:\Users\Admin\Desktop\фотоигр\i (38).jpgC:\Users\Admin\Desktop\фотоигр\i (47).jpg

C:\Users\Admin\Desktop\фотоигр\6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Методы,  приемы и формы   работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....

Семинар практикум для начинающих воспитателей

Семинар - практикум для начинающих воспитателей  является  формой методической работы приеменяемой в Школе молодого воспитателя. Содержание семинара - практикума направлено на обучение педаг...

Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями

Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями. Проект "Кто полетит в космос" с детьми средней группы...

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...