Рекомендации "Как помочь ребенку запомнить стихотворение"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зеленова Галина Викторовна

В рекомендациях даны приемы и методы для лучшего запоминания стихов детьми разного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_kak_pomoch_rebenku_v_zauchivanii_stihov.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации «Как помочь ребенку запомнить стихотворение»

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:

  1. Игровые (стихотворение А. Барто «Мяч» читается и обыгрывается с куклой и мячиком). Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры:
    — К нам пришла кукла Катя (мишка, зайка или другая игрушка), прочти еще раз стихи для нее!
    — Стань, Нина, за ширмочку так, чтобы тебе не было видно группу, и угадай, кто сейчас будет читать стихи.
    — Научи читать эти стихи петрушку из нашего кукольного театра.
    — Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями. И др.
    Занятие не может быть целиком посвящено заучиванию одного произведения: детей нельзя утомлять до такой степени, чтобы они потеряли интерес к данному стихотворению. Занятие по заучиванию наизусть, как показывает опыт, целесообразно дополнять другими работами, например, повторением (припоминанием) ранее разученных стихотворений, играми по технике речи. Работа по заучиванию произведений разных жанров различна в зависимости от жанра.
  2. Досказывание детьми рифмованного слова;
  3. Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
  4. Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или рифмующееся четверостишье. Так, в сказке «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте.
  5. Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
  6. Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского)
  7. Ассоциативный прием. К ряду стихотворений можно подобрать соответствующие картинки. Картинки выставляются перед детьми, и педагог прочитывает одно из стихотворений. Дети должны найти относящуюся к нему картинку.


Методы, применяемые для заучивания:

Соревнование. Дополнительным стимулом к запоминанию детьми художественных текстов может быть чувство соревнования с товарищами (кто лучше?), а также желание сделать им сюрприз (чтение в группе стихов, выученных дома) и др.

Беседа. В любом произведении могут встретиться слова, без понимания которых ускользает смысл стихотворения, тускнеет художественный образ. Поэтому, чтобы дети могли понять общее главное, смысл, мир эмоций и форму чтения стихотворения, с ними нужно проводить разъяснительные беседы. Или говорить о незнакомых словах и оборотах заблаговременно. Но потом после прочтения стиха о них нужно проговорить еще раз, чтобы все вспомнили, о чем идет речь в стихотворении.

Наблюдение (природа). Очень важно помочь детям соединить чувственно воспринимаемый образ внешнего мира со словами лирического стихотворения о природе. Воспитатель должен прочесть первый раз эти стихи тогда, когда дети подготовлены к восприятию именно этого явления природы, когда они охвачены соответствующим настроением.

Вот пришла осенняя пора, и дети слышат стихотворение А. Плещеева «Осенью». Они смотрят в окно, и чудесные слова стихотворения глубоко входят в их память. Застигнутые на прогулке снегопадом, дети услышат стихотворение И. Сурикова «Белый снег, пушистый». В апрельский день, бродя с ребятами по рыхлому снегу у покрытого ледяной коркой, но уже ожившего ручья, воспитатель может прочитать им стихи А. Блока «Весна идет сторонкой...». Собирая цветы на весеннем, залитом солнцем лугу, дети с радостным чувством воспримут стихи А. Майкова «В мае».

Потешки.

Для запоминания ребенком потешки иногда достаточно того, чтобы она прозвучала в момент, когда у него хорошее настроение — когда ему радостно от ощущения здоровья, от внимания взрослых. В потешке ребенок слышит прежде всего музыку, и этого часто бывает достаточно, чтобы он захотел сам повторить, а потом и припомнить ритм этой музыки. Но в потешке ребенок различает и образы, если в этом помогает ему воспитатель. Помощь воспитателя состоит в том, чтобы вовремя соединить слова потешки с реальными явлениями, которые названы этими словами: солнце залило светом комнату, где находится ребенок, — и воспитатель припевает: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!»; ребенок охотно ему вторит. Идет теплый дождик, и дети вместе с воспитателем радостно скандируют потешку: «Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей».

Во всех возрастных группах сначала нужно вызвать ребенка с хорошей памятью, а потом детей, менее развитых. Большие трудности вызывает у дошкольников понимание аллегорического смысла басни. Дети любят слушать басни, но воспринимают их как сказку о животных. Аллегория басни не доходит до малышей без помощи воспитателя. Чтобы помочь им понять иносказание, воспитатель напоминает какой-либо известный им факт и проводит аналогию с содержанием басни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку запомнить буквы"

Многие дошкольники с нарушениями в речевом развитии с трудом запоминают графический образ буквы. Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему малышу запомнить любые буквы. Данные задания можно испо...

Как помочь ребенку запомнить цыфры

Как помочь ребенку запомнить цыфры...

Как помочь ребенку запомнить стихотворение на английском языке?

Сегодня в век информационных технологий, в связи с большим объемом информации и загруженностью ребенка необходимо грамотно и творчески подходить к  его развитию. Данные рекомендации помогут родит...

Как помочь ребенку запомнить стихотворение на английском языке?

Рекомендации для педагогов и родителей о том, как облегчить запоминание стихотворения на английском языке....

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как помочь ребёнку запомнить стихотворение, используя мнемотехнику»

В представленном материале дано понятие "мнемотехника" и рассмотрен вариант её использования при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста....