Картотека игр на развитие фонематического слуха
картотека по развитию речи

Инры для развития фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx607.97 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие фонематического слуха

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\HTB1XxGVKFXXXXbyapXXq6xXFXXXc.jpg

«Назови последний звук в слове».

Оборудованиекартинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ. стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Ход. 

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук/ж а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую - на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\cheburashka.jpg

«Волшебное чтение»

Цель: формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза; обгащение словаря.

Оборудование: карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга. 

Ход.

Дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней нарисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его; уточнив состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).

Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца. Воспитатель предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.

"Почтальон"

Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать.

 Ход. Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту.

Задания:

2)               Отнести только в те домики, где буквы согласные.

3)               Отнести только в те домики, где буквы гласные.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\0_68cd4_5e765108_XL.PNG

"Бабочки на полянке"

Цель: обучение составлению и чтению слогов.

Для этой игры необходимо иметь две зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображением пестрых бабочек. На обратной стороне бабочки крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными - на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать полученный слог. Возможны варианты: можно с обратной стороны у бабочек прикрепить готовые слоги. Ребенку предлагается поймать бабочку, прочитать слог, дополнить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\mid_166410_3295.jpg

«ЗАКОНЧИ СЛОВО».

Цель: упражнять в самостоятельном подборе на слух нужного слога, подходящего по смыслу.

Ход.

Воспитатель произнесит начало слова, а дети должны добавить тот слог, чтобы получилось понятное слово.

(вы - фы)                 (ба – па)                  (сы - зы)                  (са – ца)

шка...(фы)              жа…(ба)                   бу…(сы)                   мельни…(ца)

сли…(вы)                 шай…(ба)                во…(зы)                   кузни…(ца)

тык…(вы)                ре…(па)                    та…(зы)                    поло…(са)

канна…(вы)             ли…(па)                   ту…(зы)                    колба…(са)

голь…(фы)              лу…(па)                    ча…(сы)                   актри…(са)

тра…(вы)                 ры…(ба)                   какту…(сы)             пшени…(ца)

ша…(ры)                  ла…(па)                    гро…(зы)                 терра..(са)

«Самый зоркий», или «Кто быстрее».

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Для этой игры необходимо иметь набор карточек с буквами и слогами. Детям на несколько секунд под счет: «Раз, два, три - внимательно смотри!» - показывается та или иная буква. Затем среди других 7-8 букв. Побеждает тот, кто первым назовет и покажет нужную букву.

Задание:

 Найти, показать и прочитать нужный слог.

 Найти слог с такой же согласной, но чтобы согласный звук был мягким. (Например: слог «НА» - находим «НЯ».)

"Хлопушка"

Цель: развитие внимания.

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «г» — хлопни два раза».

Начинайте упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Говорите четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки. Корова, кисель, гора, норка, карусель, гитара, сапог, сук, гардина, рука, догнал, толкнул.

Вы можете подбирать сами слова для этого упражнения, а также и на другие звуки. Это упражнение заодно поможет вам проверить реакцию ребенка.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slog-slova.jpg

"Домики для звуков"

Цель: развитие у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных .

Ход.

Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначают этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки.

"Придумай слово"

На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно посоревноваться, кто больше назовет слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Игры для развития фонематического слуха.

В картотеке собраны игры для развития фонематического слуха и представлены в виде карточек, с подробным описанием хода игры, целей и оборудования....

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

картотека игр на развитие фонематического слуха

картотека игр, направленных на развитие фонематического слуха...

Картотека игр для развития фонематического слуха

В материале представлены игры и различные упражнения для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста....

Картотека игр по развитию фонематического слуха у дошкольников

Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности  речевого  звукоразличения ребенок воспринимает...