Скороговорки для развития речи
картотека по развитию речи (старшая группа)

Ващенко Ольга Александровна

 

Скороговорки для автоматизации звука «ж».

 

Скороговорки для автоматизации звука «ш».

 

Скороговорки для автоматизации звука «щ»

Скороговорки для автоматизации звуков «б», «п», «г», «к», «т», «д», «в», «ф».

 

Скороговорки для автоматизации звуков «л» и «ль».

 

Скороговорки для автоматизации звуков «р» и «рь».

 

Скороговорки для автоматизации звуков «с» и «сь»,  «з» и «зь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Скороговорки для развития речи

Назад к статьям

Скороговорки для автоматизации звука «ж».

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. 
У ежа – ежата, у ужа – ужата. Ужата – у ужа, ежата –  у ежа. 
Жужжит жужелица, жужжит и кружится. 
На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил Журавль Жура на крыше у Шуры. 
Бежит ежик к ёлке, у ежа  иголки. 
Жужелица жужжа ужалила ужа. Ужалила ужа жужелица жужжа. 
Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал… и на ужин к ней попал. 
Хорош пирожок – внутри творожок.

Скороговорки для автоматизации звука «ш».

Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит. 
Кукушка купила ушат, решила купать кукушат. 
У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки, кармашки у рубашки, рубашка у Ивашки. 
У Любаши – шляпка, у Полюшки – плюшка, у Павлушки – шлюпка, у Илюшки – клюшка. 
Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки. 
Маша под душем моет шею  и уши. 
Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.

Скороговорки для автоматизации звука «щ»

Чащи чаще в нашей пуще. 
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. 
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля. 
В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи. 
В нашей пуще чащи гуще. 
Щебетал щегол и щелкал, раздувал, как шарик щеки. Из пруда глядела щука, удивляясь, что за штука.

Скороговорки для автоматизации звуков «б», «п», «г», «к», «т», «д», «в», «ф».

Пришел Прокоп, кипит укроп. 
Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине. 
У бабы бобы, у деда дубы. 
До города дорога в гору, от города – с горы. 
У Бобы винт, У Вити бинт. 
Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня. 
От топота копыт пыль по полю летит. 
У пеньков опять пять опят стоят. 
Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи. 
Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку. 
Водовоз вез воду из-под водопровода.

Скороговорки для автоматизации звуков «л» и «ль».

В  Луку Клим луком кинул. 
Около кола колокола, и на колах – колокола. 
Палку толкал лапой Полкан. 
Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили. 
Колпак под колпаком, под колпаком колпак. 
Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила. 
Мели, мели Емеля, твоя неделя. 
Поля полет в поле, а Коля колет колья.

Скороговорки для автоматизации звуков «р» и «рь».

Бобр добр до бобрят. 
Пекарь Петр пек пирог. 
Перед коровой короб корок. 
Три вороны на воротах. 
Добры бобры идут в боры. 
На горе Арарат рвет Варвара виноград. 
На горе, на горке горько ревет Егорка. 
У Кондрата куртка коротковата. 
У редьки и репки корень крепкий. 
Три двороруба на трех дворах дрова рубят. 
Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора. 
На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора! 
Обрадован баран: у барана – барабан, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан. 
Сыворотка из-под простокваши. 
Архип осип, Осип охрип. Осип осип, Архип охрип. 
Наши покупки – крупы да крупки. 
По двору, подворью – в добром здоровье. 
Привез Пров Егору во двор дров гору. 
Рубят дворорубы сыры дубы да срубы. 
С другом дружи, а другому не груби. 
Сыпь песочек в черненький черепочек. 
Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары! 
Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок. 
Три вороны – на воротах. Три сороки – на пороге. 
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. 
Тридцать три трубача трубят тревогу. 
У Риты растут Маргаритки, а у Бориса – Барбарис. 
Хорош в дорожку пирог с горошком. 
Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста. 
Вокруг погреба хожу, все про погреб говорю. 
У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены. 
В печурке – три чурки, три гуся, три утки. 
Во дворе – горка, под горой – норка. В этой норке крот стережет корку. 
Идут бобры во сыры боры. 
Наш Абросим есть не просит. 
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь. Никому нашего чеботаря не перечебаторить. 
Не перчи, Петр, поросенка перцем, а то можешь переперчить поросенка перцем. 
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои! 
Скажет друг дружке, а дружка – подружке, а подружка – борову, а боров – всему городу. 
У бобра шапка добра, а у бобрят богаче наряд. 
На дворе дрова топорами рубят. Раз дрова, два дрова, три дрова. 
Марина грибы собирала. Марина малину перебирала. 
Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз. 
Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.

Скороговорки для автоматизации звуков «с» и «сь»,  «з» и «зь».

У маленького Сани сани едут сами. 
Сани едут сами у маленького Сани. 
Оса боса и без пояса. 
Вез на горку Саня за собою сани, ехал с горки Саня, а на Сане – сани. 
У Сони и Сани в сетях сом с усами. Сом с усами в сетях у Сони и Сани. 
Сидит Алеся с печки ноги свеся. 
Топают гуськом гусак за гусаком. 
Смотрит свысока гусак на гусака. 
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. 
Евсей, Евсей, муку просей. 
Зоиного зайку зовут Зазнайка. 
Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит, Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит. 
Зимним утром от мороза на заре звенят березы

  • Ры-ры-ры. В облака летят… (шары)
  • Ра-ра-ра. Продолжается… (игра)
  • Ру-ру-ру. Бью рукою по… (шару)
  • Ро-ро-ро. Шар упал в… (ведро)
  • Ра-ра-ра. Вот высокая… (гора)
  • Ру-ру-ру. Собирайте… (детвору)
  • Ры-ры-ры. Мы спускаемся с… (горы)
  • Ра-ра-ра. Очень рада… (детвора)
  • Ра-ра-ра. Вот большущая… (нора)
  • Ры-ры-ры. Лиса с лисенком у… (норы)
  • Ру-ру-ру. Лисичка залезла в… (нору)
  • Ру-ру-ру. Мы забрались на …(гору)
  • Ру-ру-ру. А я грибочков … (наберу)
  • Ра-ра-ра. Были мы в гостях… (вчера)
  • Ра-ра-ра. Какая прекрасная… (игра)

Помимо этого можно просто повторять слова, в которых содержится буква «Р»: гора, нора, пара, гитара, жара, пора, перо, утро, ядро, ведро. Потом нужна автоматизация звука «Р» в словосочетаниях. Для этого необходимо проговаривать например: старое ведро, хороший хор, родной брат, горячий борщ, красный самовар, красивый узор, третий номер.

Сначала можно выбрать словосочетания, где расположена «Р» в начале слова, а потом и в других его частях.

Закрепление в игровой форме

Все же лучше всего, если автоматизация звука «Р» в словах проводилась в виде игр. Это максимально завлечет ребенка и, он даже не заметит, как пройдет время и произношение закрепится до автоматизма.

Первое игровое упражнение «Что поменялось?»

Для проведения игры понадобится подготовить разные карточки, на которых находятся изображения, имеющие в своем названии букву «Р». Затем разложить 3 карточки и спросить малыша о том, что на них нарисовано. Если ребенок неверно произнесет звук, то нужно повторить еще раз. Ведь основная задача занятия – это не развлечение, а автоматизация звука «Р» в словах и словосочетаниях.

Итак, понадобится закрыть карточки чем-нибудь и заменить одну. Потом открыть их и спросить у малыша, какой рисунок появился и как он называется. Как только кроха правильно произнесет слово, можно переходить к другим картинкам и повторить игру.

Если ребенок будет с легкостью запоминать 3 картинки, тогда необходимо увеличивать их количество, но не более чем до 8 штук.

Второе игровое занятие «Запомни порядок»

Для следующего занятия также можно использовать эти же картинки. Потребуется разложить их в ряд, достаточно 5 штук. Дать ребенку посмотреть и запомнить их. Затем попросить его отвернуться и назвать все картинки в том порядке, в котором они находятся.

В случае ошибки необходимо дать еще шанс и повторить упражнение. При правильном выполнении задания и произношении названий картинок нужно поменять карточки.

Третье игровое упражнение «Вспомни больше всего слов?»

В такую игру можно играть в любом месте, будь то дом, поездка в автобусе или прогулка на свежем воздухе. Необходимо просто соревноваться в том, кто знает больше слов со звуком «Р».

Таких слов довольно много и встречаются они на каждом шагу. Стоит выйти на улицу, как сразу можно назвать двор, крыльцо, дерево, дверь, дорога, трава и так далее!

Стихи как способ автоматизации

Рекомендуется применять для автоматизации звука «Р» и стихотворения. Конечно же, подбирать их необходимо таким образом, чтобы в них было множество слов с нужной буквой. Можно совместно с детьми попробовать сочинить собственное произведение, это будет намного увлекательнее.

Желательно заучивать стихотворения наизусть. Важно при этом наблюдать, чтобы произношение было правильным. Если малыш сделает ошибку, то надо попросить его рассказать произведение снова.

Для занятий с ребенком можно выбрать такие стихотворения:

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными кажутся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Красивые птички высокого роста.

Пропала буква Р.
Где? В театре, например.
А может мы ее вчера
Забрать забыли со двора?
Потеряли в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали, проверьте
В этом беленьком конверте?
Может, милиционер
Подскажет нам, где буква Р?
Но закричала громко Даша:
— Нашлась буковка наша!
Посмотрите, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!

Четверо друзей дружно дрались,
Кондрат и Трофим помогать им взялись,
Драка закончилась, тройка смеется:
«Дружными быть не всегда удается!»

Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко
И у смятой подушки
Кулачком задвинуть ушки.

Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я теперь и сам умею
Вымыть и лицо и шею.

Утром радио вещало
И прогноз передавало:
У окраин Ленинграда
Ждите грома, ветра, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз еще не точен!..

Веселые, проворные
Из теплых стран в апреле
Грачи, от солнца черные,
К нам в городок прилетели.

На крейсере «Варяг»
Кудрявый был моряк.
Моряк привык к порядку —
Моряк любил зарядку!

Барабанщик сильно занят.
Барабанщик барабанит.
Тарара, тарара,
Нам гулять идти пора!

Автоматизация звука «Р» в словах и стихах помогает ребенку развить память, речевую деятельность в целом, мышление, повысить свой словарный запас. Поэтому родители больше всего предпочитают именно произведения в стихотворной форме для развивающих занятий.Таким образом, автоматизация звука «Р» в словах является закреплением звука, произношение которого уже поставлено. Она начинается с артикуляционной гимнастики, а продолжается различными упражнениями на закрепление в слогах, словах и предложениях. Для того чтобы, вызвать интерес детей к занятиям, следует проводить их в форме игр. Ведь только при желании ребенка можно добиться хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скороговорки для развития речи .

Скороговорка это фраза или стишок ....

КАРТОТЕКА Скороговорки для развития речи

Детство каждого из наснеповторимо и уникально,но общие воспоминания есть у многих – игры, утренники, и, конечно же, скороговорки....

Скороговорки для развития речи

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка. Это Борька-заябика снова в реку бросил рака. Рак гуляет под волной. Повернись ко мне спиной!                 ...

Скороговорки для развития речи

Скороговорки -это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков,которые затрудняют быстрое проитзнесение слов.Скороговорки созданы народом для забавы детям,и, надо замети...

Скороговорки для развития речи

Скороговорки для развития речи...

Скороговорки для развития речи

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки....