Конспект по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Усачева Светлана Леонидовна

«Путешествие по островам Королевы Грамматики» Цель: развивать связную речь детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в подготовительной группе по развитию речи

«Путешествие по островам Королевы Грамматики»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель: развивать связную речь детей

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать диалогическую речь.
  •  обучать умению делить слова на слоги.
  • учить отвечать на вопросы ( кто? что? какой?  какая? что делает?)
  • учить детей  составлять предложения по схеме.
  • совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);
  • познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы ( элемент триз)
  • Развивающие задачи: 
  • развивать умения подбирать образные выражения.
  • упражнять в придумывании предложений по схеме.
  •  развивать навык чтения, образного мышления, внимания,   памяти.
  • развивать  фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать эстетические качества.
  • учить выслушивать высказывания  товарищей.
  • формировать умение и желание работать в команде.

Предварительная работа:

- чтение по слогам; просмотр видеофильма о кораблестроительстве, рассматривание картинок с изображением  водного транспорта, закрепить виды и назначение водного транспорта ( пассажирский, военный, сухогруз, яхта, лодка, катер, плот), составление лимериков по картинкам.

Словарная работа : грамматика, лайнер, предложение, инженер- конструктор, кораблестроитель, сухогруз, яхта.

Ход занятия.

Воспитатель. 

 Ребята, чем же мы сегодня займёмся?   Я ещё не знаю. Какие у вас предложения?                                                                                                            

Ответы детей.

Воспитатель. А я очень люблю путешествовать, а вы любите путешествовать? 

Дети. Да

Воспитатель. А чем вам нравятся путешествия?

Дети. ( ответы)

Дети. Правильно ребята. В путешествии можно встретить много интересного и неизведанного, оказать кому-то помощь, узнать много нового, полезного. Путешествие – это всегда приключение.  А на чём можно путешествовать?

Дети. На самолёте, лодке, корабле, машине…

Воспитатель. Молодцы!  Я предлагаю отправиться в морское путешествие. Вы согласны?

Дети. Да!

Воспитатель. Ребята, чтобы отправится в путешествие, я должна проверить, какая вы команда. Вы готовы?

Дети. Да!

Воспитатель.

Как вы живёте?

Как вы идёте?

Как вдаль глядите?

А как вы спите?

Как  вы ждёте обед?

Как вы машите  в след?

Как бежите?

А как шалите?

(Дети движениями отвечают на вопросы.)

Молодцы ребята, вы отличная команда. Поэтому, я вас точно возьму в  морское путешествие.

Воспитатель.

На чём мы можем отправиться в морское путешествие?

Дети. На лодке, лайнере, плоту, корабле.

Воспитатель.  Давайте отправимся в путешествие на корабле. Но вы должны

сконструировать свой собственный корабль. Вы инженеры - конструкторы и кораблестроители. Приглашаю вас в мастерскую. Здесь расположены детали  корабля. Разделимся на две команды. Приступаем, конструируйте свой собственный корабль. Если вы справитесь с заданием,  то прочитаете, как называется корабль. ( Звучит  спокойная музыка) ( Дети выполняют задание и читают название корабля.)                                                                                          Воспитатель.  Команды, вы готовы?

 Дети. Да!                                                                                                      Воспитатель.  Как называется ваш корабль?                                                                 Дети. Корабль называется  Дружба.                                                                Воспитатель. Сколько слогов в слове Дружба?                                                             Дети.    В слове  Дружба   два слога.                                                                                             Воспитатель.  Как называется  корабль этой команды?                                                          Дети. Корабль называется  Улыбка.                                                           Воспитатель. Сколько слогов в слове Улыбка?                                                              Дети.    В слове  Улыбка   три  слога.                                                        Воспитатель. Ребята, корабль он какой?                                                                    Дети.  Корабль красивый, большой, быстрый, блестящий, железный и т.д.  Воспитатель. Молодцы! Мы можем отправляться в плавание. ( Звучит музыка на морскую тематику ) Дети идут по группе и замечают бутылку. Ребята, вы видите за бортом бутылка?! Что же в ней может быть? Выловим ее?  Это морская почта.                                                                        «Здравствуйте, морские путешественники! Пишет вам королева Грамматики. А вы знаете, что такое грамматика? Это наука, которая изучает нашу речь, происхождение разных слов, построение предложений, учит нас говорить красиво и правильно. Пираты напали на мои острова и заколдовали жителей моей страны. Жители – это буквы, слоги, предложения. Меня спрятали в заколдованный сундук, закрытый на четыре замка. Замки будут открываться сами, если вы выполните все задания правильно. Я думаю, что письмо попало добрым, смелым и дружным путешественникам. Надеюсь на вашу помощь! Идите по карте, выполняйте задания, и вы сможете помочь мне и моим друзьям. Удачи!»                                              Ребята, вы хотите помочь попугаю  королеве Грамматики? А вы сможете?                                                                                                                                     Давайте внимательно рассмотрим карту. Куда держать короблю курс.          Дети рассматривают карту и определяют маршрут.                  Воспитатель.                                                                                                                           К какому острову мы отправимся в первую очередь. Правильно ребята, мы отправляемся на остров АБВГДейка,    Отправляемся в путь! Ребята, чтобы было веселее плыть к острову, давайте поиграем. (Звучит физминутка                     « Море волнуется»)                                                                                                             Быстро время пролетело.  Мы  приплыли на остров АБВГДейка.                              Посмотрите, что натворили пираты. Они разрубили буквы на кусочки. Нам надо восстановить буквы и тогда мы сможем прочитать слово, которое не любят пираты.                                                                                                      Дети выполняют задание  и читают слово - добро.                       Воспитатель. А какие ещё слова можно придумать от слова добро?            Дети. Добрый, добряк, добрейший, добрячок, доброта.                                     Воспитатель. Спасибо! Вы замечательно справились с заданием. А сейчас вперёд, к следующему острову, который называется « Остров вопросов и ответов» ( Звучит музыка на морскую тематику)                                                      Воспитатель. Игра « Вопрос и ответ»                                                                        

Папа и Володя поплыли на лодке        Кто?                                                                                                ловить плотву.                                       Что сделали?

                                                                Зачем?                                                     

На небе виднелась луна.                       Что?                                                                Долго они плыли по воде.                     Как?

Около омута стали ловить.                  Где?  Что стали?

Плотвы наловили много.                            Чего? Сколько?

Воспитатель. Прекрасно! Вы  справились и  с этим заданием. А сейчас вперёд, к следующему острову, который называется « Остров предложений» ( Звучит музыка на морскую тематику)                                                     

Остров Предложений.

Воспитатель. Ребята, что это за чёрточки?                                                                   Дети. Так обозначают предложение.                                                                    Воспитатель.  А почему изображено на схеме одна черта, две, три, что это означает?                                                                                                                      Дети. Предложение должно состоять из одного слова, из двух и из трёх.                                         Воспитатель. Надо придумать предложение к картинке, но придумать непростое предложение, а такое, чтобы оно подходило к схеме.                Например. Зима. Пришла  зима. Пришла снежная зима.       

___ .

___ ___ .

___ ___ ___ .

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Замечательно! Вы опять отлично справились с заданием. А сейчас вперёд, к следующему острову, который называется « Остров Королевы Грамматики» ( Звучит музыка на морскую тематику)                                                     

Остров Королевы Грамматики

Воспитатель. Мы прибыли  на остров Королевы  Грамматики. Королева очень любит играть, её любимая игра «Лимерики ».  Вы хотите поиграть?                                                       Дети.  Да!  

Игра «Лимерик»                                                                                                               Воспитатель. Надо придумать рифму к картинке. Предлагаю детям сочинить смешные стишки. Вывешиваю  табличку с моделью составления лимерика:

Жил-был Где?  (в море).                                                                                                 Кто? ( кашалот)                                                                                                                                У него огромный Что? ( рот)                                                                                                                     Раз объелся Кто? ( кашалот)                                                                                             Заболел его Что? ( живот)

Вывод делают дети. Нельзя много есть. Нельзя есть вредные продукты. Нельзя есть испорченные продукты.

Предлагает детям вспомнить две  пары рифмованных слов (кашалот – рот,

кашалот – живот). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми

сочиняем текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

Игра  « Добрые слова»

Воспитатель. Молодцы ребята, вы выполнили все задания. Нам осталось  освободить королеву Грамматики из  волшебного сундука. Замки открылись, но сундук не открывается. Чтобы его открыть, надо произнести волшебные слова. Выберите из четырёх предложенных слов правильный ответ.

 а) абра, кадабра;
б) снип, снап, снура, 
в) хоп, хеп, лалалей, 
г) сим-сим откройся
.                                                                                         Дети: Сим-сим, откройся!

Воспитатель. Достаёт из сундука куклу, в образе королевы Грамматики           Мы выполнили все задания, освободили королеву Грамматики. Нам пора возвращаться в детский сад. До свидание королева Грамматики. Путешественники, на палубу! ( Звучит музыка на морскую тематику)                                                      Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, кому мы помогали? А где были? Что мы делали? Что узнали нового? Что было сделать легко? А что трудно? Почему вы справились? Вам понравилось путешествие? Вы просто молодцы! Вы были дружными, смелыми. Вы очень умные и внимательные, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в подготовительной группе по развитию речи

«Путешествие по островам Королевы Грамматики»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель: развивать связную речь детей

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать диалогическую речь.
  •  обучать умению делить слова на слоги.
  • учить отвечать на вопросы ( кто? что? какой?  какая? что делает?)
  • учить детей  составлять предложения по схеме.
  • совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);
  • познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы ( элемент триз)
  • Развивающие задачи: 
  • развивать умения подбирать образные выражения.
  • упражнять в придумывании предложений по схеме.
  •  развивать навык чтения, образного мышления, внимания,   памяти.
  • развивать  фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать эстетические качества.
  • учить выслушивать высказывания  товарищей.
  • формировать умение и желание работать в команде.

Предварительная работа:

- чтение по слогам; просмотр видеофильма о кораблестроительстве, рассматривание картинок с изображением  водного транспорта, закрепить виды и назначение водного транспорта ( пассажирский, военный, сухогруз, яхта, лодка, катер, плот), составление лимериков по картинкам.

Словарная работа : грамматика, лайнер, предложение, инженер- конструктор, кораблестроитель, сухогруз, яхта.

Ход занятия.

Воспитатель. 

 Ребята, чем же мы сегодня займёмся?   Я ещё не знаю. Какие у вас предложения?                                                                                                            

Ответы детей.

Воспитатель. А я очень люблю путешествовать, а вы любите путешествовать? 

Дети. Да

Воспитатель. А чем вам нравятся путешествия?

Дети. ( ответы)

Дети. Правильно ребята. В путешествии можно встретить много интересного и неизведанного, оказать кому-то помощь, узнать много нового, полезного. Путешествие – это всегда приключение.  А на чём можно путешествовать?

Дети. На самолёте, лодке, корабле, машине…

Воспитатель. Молодцы!  Я предлагаю отправиться в морское путешествие. Вы согласны?

Дети. Да!

Воспитатель. Ребята, чтобы отправится в путешествие, я должна проверить, какая вы команда. Вы готовы?

Дети. Да!

Воспитатель.

Как вы живёте?

Как вы идёте?

Как вдаль глядите?

А как вы спите?

Как  вы ждёте обед?

Как вы машите  в след?

Как бежите?

А как шалите?

(Дети движениями отвечают на вопросы.)

Молодцы ребята, вы отличная команда. Поэтому, я вас точно возьму в  морское путешествие.

Воспитатель.

На чём мы можем отправиться в морское путешествие?

Дети. На лодке, лайнере, плоту, корабле.

Воспитатель.  Давайте отправимся в путешествие на корабле. Но вы должны

сконструировать свой собственный корабль. Вы инженеры - конструкторы и кораблестроители. Приглашаю вас в мастерскую. Здесь расположены детали  корабля. Разделимся на две команды. Приступаем, конструируйте свой собственный корабль. Если вы справитесь с заданием,  то прочитаете, как называется корабль. ( Звучит  спокойная музыка) ( Дети выполняют задание и читают название корабля.)                                                                                          Воспитатель.  Команды, вы готовы?

 Дети. Да!                                                                                                      Воспитатель.  Как называется ваш корабль?                                                                 Дети. Корабль называется  Дружба.                                                                Воспитатель. Сколько слогов в слове Дружба?                                                             Дети.    В слове  Дружба   два слога.                                                                                             Воспитатель.  Как называется  корабль этой команды?                                                          Дети. Корабль называется  Улыбка.                                                           Воспитатель. Сколько слогов в слове Улыбка?                                                              Дети.    В слове  Улыбка   три  слога.                                                        Воспитатель. Ребята, корабль он какой?                                                                    Дети.  Корабль красивый, большой, быстрый, блестящий, железный и т.д.  Воспитатель. Молодцы! Мы можем отправляться в плавание. ( Звучит музыка на морскую тематику ) Дети идут по группе и замечают бутылку. Ребята, вы видите за бортом бутылка?! Что же в ней может быть? Выловим ее?  Это морская почта.                                                                        «Здравствуйте, морские путешественники! Пишет вам королева Грамматики. А вы знаете, что такое грамматика? Это наука, которая изучает нашу речь, происхождение разных слов, построение предложений, учит нас говорить красиво и правильно. Пираты напали на мои острова и заколдовали жителей моей страны. Жители – это буквы, слоги, предложения. Меня спрятали в заколдованный сундук, закрытый на четыре замка. Замки будут открываться сами, если вы выполните все задания правильно. Я думаю, что письмо попало добрым, смелым и дружным путешественникам. Надеюсь на вашу помощь! Идите по карте, выполняйте задания, и вы сможете помочь мне и моим друзьям. Удачи!»                                              Ребята, вы хотите помочь попугаю  королеве Грамматики? А вы сможете?                                                                                                                                     Давайте внимательно рассмотрим карту. Куда держать короблю курс.          Дети рассматривают карту и определяют маршрут.                  Воспитатель.                                                                                                                           К какому острову мы отправимся в первую очередь. Правильно ребята, мы отправляемся на остров АБВГДейка,    Отправляемся в путь! Ребята, чтобы было веселее плыть к острову, давайте поиграем. (Звучит физминутка                     « Море волнуется»)                                                                                                             Быстро время пролетело.  Мы  приплыли на остров АБВГДейка.                              Посмотрите, что натворили пираты. Они разрубили буквы на кусочки. Нам надо восстановить буквы и тогда мы сможем прочитать слово, которое не любят пираты.                                                                                                      Дети выполняют задание  и читают слово - добро.                       Воспитатель. А какие ещё слова можно придумать от слова добро?            Дети. Добрый, добряк, добрейший, добрячок, доброта.                                     Воспитатель. Спасибо! Вы замечательно справились с заданием. А сейчас вперёд, к следующему острову, который называется « Остров вопросов и ответов» ( Звучит музыка на морскую тематику)                                                      Воспитатель. Игра « Вопрос и ответ»                                                                        

Папа и Володя поплыли на лодке        Кто?                                                                                                ловить плотву.                                       Что сделали?

                                                                Зачем?                                                     

На небе виднелась луна.                       Что?                                                                Долго они плыли по воде.                     Как?

Около омута стали ловить.                  Где?  Что стали?

Плотвы наловили много.                            Чего? Сколько?

Воспитатель. Прекрасно! Вы  справились и  с этим заданием. А сейчас вперёд, к следующему острову, который называется « Остров предложений» ( Звучит музыка на морскую тематику)                                                     

Остров Предложений.

Воспитатель. Ребята, что это за чёрточки?                                                                   Дети. Так обозначают предложение.                                                                    Воспитатель.  А почему изображено на схеме одна черта, две, три, что это означает?                                                                                                                      Дети. Предложение должно состоять из одного слова, из двух и из трёх.                                         Воспитатель. Надо придумать предложение к картинке, но придумать непростое предложение, а такое, чтобы оно подходило к схеме.                Например. Зима. Пришла  зима. Пришла снежная зима.       

___ .

___ ___ .

___ ___ ___ .

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Замечательно! Вы опять отлично справились с заданием. А сейчас вперёд, к следующему острову, который называется « Остров Королевы Грамматики» ( Звучит музыка на морскую тематику)                                                     

Остров Королевы Грамматики

Воспитатель. Мы прибыли  на остров Королевы  Грамматики. Королева очень любит играть, её любимая игра «Лимерики ».  Вы хотите поиграть?                                                       Дети.  Да!  

Игра «Лимерик»                                                                                                               Воспитатель. Надо придумать рифму к картинке. Предлагаю детям сочинить смешные стишки. Вывешиваю  табличку с моделью составления лимерика:

Жил-был Где?  (в море).                                                                                                 Кто? ( кашалот)                                                                                                                                У него огромный Что? ( рот)                                                                                                                     Раз объелся Кто? ( кашалот)                                                                                             Заболел его Что? ( живот)

Вывод делают дети. Нельзя много есть. Нельзя есть вредные продукты. Нельзя есть испорченные продукты.

Предлагает детям вспомнить две  пары рифмованных слов (кашалот – рот,

кашалот – живот). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми

сочиняем текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

Игра  « Добрые слова»

Воспитатель. Молодцы ребята, вы выполнили все задания. Нам осталось  освободить королеву Грамматики из  волшебного сундука. Замки открылись, но сундук не открывается. Чтобы его открыть, надо произнести волшебные слова. Выберите из четырёх предложенных слов правильный ответ.

 а) абра, кадабра;
б) снип, снап, снура, 
в) хоп, хеп, лалалей, 
г) сим-сим откройся
.                                                                                         Дети: Сим-сим, откройся!

Воспитатель. Достаёт из сундука куклу, в образе королевы Грамматики           Мы выполнили все задания, освободили королеву Грамматики. Нам пора возвращаться в детский сад. До свидание королева Грамматики. Путешественники, на палубу! ( Звучит музыка на морскую тематику)                                                      Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, кому мы помогали? А где были? Что мы делали? Что узнали нового? Что было сделать легко? А что трудно? Почему вы справились? Вам понравилось путешествие? Вы просто молодцы! Вы были дружными, смелыми. Вы очень умные и внимательные, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая тема: «Праздник Новый год» (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая тема: «Праздник Новый год»(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая теми: “Насекомые” (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая теми: “Насекомые”(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать словарный запа...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну красивой и правильной речи».

Данное занятие  расширит словарный запас через участие в словесно-речевых играх,  закрепит  навыки правильного произношения звуков в словах и фразах,  умение детей делить слова на ...