Методическая разработка воспитателя по доп.услугам.
методическая разработка по развитию речи

Казакова Ирина Юрьевна

В театральном искусстве этюд — это маленький спектакль, в котором за короткий период времени, должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, обычно без использования слов. Представлены алгоритм создания сценарного плана и упражнения - медитации

Использование театральных этюдов с детьми дошкольного возраста

Так на занятиях по изобразительно художественной деятельности театральный этюд вполне может использоваться, как один из способов воздействия на эмоционально – чувственное восприятие детей дошкольников.  Проводить театральный этюд можно как до занятия, например, перед прочтением сказки К.И.Чуковского « Чудо – дерево» как предварительная подготовка на эмоциональный настрой к занятию. Участвуют в этюде специально подготовленная подгруппа, активных детей, интересующаяся театром.

Так и после занятия, например, после рассматривания иллюстраций к этой же сказке К.И.Чуковского « Чудо – дерево», как возможность глубже и интереснее понять основную задумку педагога. Тем самым разнообразить эмоционально творческое восприятие у ребенка. Посмотреть на дерево с другой стороны, как выдумка художника, его художественно творческий подход, преображает дерево, делает его сказочным и необычным. Художник – иллюстратор передает свои ощущения, свой необычный взгляд на мир. Давая тем самым ребенку понять, что мир фантазии бесконечен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.raz_.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитателя по доп.услугам.  

В театральном искусстве этюд — это маленький спектакль, в котором за короткий период времени, должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, обычно без использования слов. Представлены алгоритм создания сценарного плана и упражнения - медитации

Использование театральных этюдов с детьми дошкольного возраста

Так на занятиях по изобразительно – художественной деятельности театральный этюд вполне может использоваться, как один из способов воздействия на эмоционально – чувственное восприятие детей дошкольников.  Проводить театральный этюд можно как до занятия, например, перед прочтением сказки К.И.Чуковского « Чудо – дерево» как предварительная подготовка на эмоциональный настрой к занятию. Участвуют в этюде специально подготовленная подгруппа, активных детей, интересующаяся театром.

Так и после занятия, например, после рассматривания иллюстраций к этой же сказке К.И.Чуковского « Чудо – дерево», как возможность глубже и интереснее понять основную задумку педагога. Тем самым разнообразить эмоционально творческое восприятие у ребенка. Посмотреть на дерево с другой стороны, как выдумка художника, его художественно творческий подход, преображает дерево, делает его сказочным и необычным. Художник – иллюстратор передает свои ощущения, свой необычный взгляд на мир. Давая тем самым ребенку понять, что мир фантазии бесконечен.

Основная роль театрального этюда  в развитии эмоционально – чувственного восприятия на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников состоит в том, чтобы:

1. Вызвать у ребенка эмоциональный отклик на предлагаемую ситуацию, поставленную педагогом.

2. Помочь ребенку дошкольнику  увидеть и изучить всю важность и красоту предлагаемой ребенку роли.

3. Дать ребенку возможность прочувствовать, пропустить через свое личное « Я».

4. Ребенок должен точно определить для себя внутренний мир персонажа, и передать свои переживания мысли чувства, а еще задумку педагога, зрителям.

В основе этюда непременно лежит художественный замысел и хотя бы простейшая сверхзадача, определяющая сквозное действие.

Под сверхзадачей понимают: важно чтобы ребенок смог не только физически изобразить поставленную задачу, но и увидеть в ней эстетическую красоту,  заметить то, что не увидели другие. А уже потом, на основе этого выделить, и показать свой художественно творческий взгляд на проблему.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ – главная линия идея, творческий  замысел педагога. Верное понимание педагога и ребенка задач, которые помогают достичь цельного раскрытия идейного содержания.

Как правило, в работе с дошкольниками часто используется такой способ простого театрального этюда как импровизация (перевоплощение). Дети применяют ее в своей игре, так как для них это, свойственно и доступно.

В театральном этюде тоже присутствует импровизация, но она должна быть эмоционально подкреплена, а чтобы ребенок смог самостоятельно применить и еще и управлять своими личными эмоциями и чувствами; необходима подготовка.

Пример «Чудо-дерево»

Подготовка к театральному этюду.

  • Предложить детям выбрать для себя дерево это может быть дерево возле дома в парке. Пускай ребенок наблюдает за ним, записывает и зарисовывает все, что он увидел: как дерево себя чувствует, какие у него листья ветви в разное время года, кто живет на нем и прячется между его корней или под корой и т.д. Можно записывать все легенды, сказки, стихи, свои размышления и беседы с деревом.
  • Тут можно использовать: просмотр иллюстраций и фотографий, рисунков. Подбор, каких – то аксессуаров или дополнительных предметов, элементов костюма, приближающих ребенка к процессу вхождения в (определенный) образ.
  • Прослушивание музыкальных произведений на данную тему. Предложить ребенку дома совместно с родителями, найти какую – либо  информацию о любимом дереве.

Непосредственно работа над этюдом начинается созданием сценарного плана или сценария. В сценарии - плане должны быть четко определены предлагаемые обстоятельства: 
• ВРЕМЯ – когда происходит действие. (Настоящее, прошедшее,  бедующее время)
• МЕСТО – где происходит действие. (В сказочном лесу)
• КТО ДЕЙСТВУЕТ – краткая характеристика действующих лиц. (Говорящие деревья)
• ЧТО ПРОИСХОДИТ – краткое изложение действия. (Деревья затеяли спор кто из них красивее, а кто полезнее для человека)

Существуют определенные этапы постановки этюда –

Выбор роли самим ребенком - « Я хочу сыграть эту роль и сыграть ее хорошо», потому что... (доказать свой выбор).

  1. Потом ставится основная задача, которую необходимо достигнуть следующими способами

а). Совместное обсуждение педагогом и ребенком его маленькой роли.

б). Затем можно предложить ребенку нарисовать  своего персонажа, как он себе его представляет, внешний вид и т.д.

в). Придумать про него историю, как он жил и существовал, до того как был предложен ребенку сыграть его.

  1. Предложить ребенку различных упражнений представить свой этюдный образ. Ссылка на источник

а). Подвигаться как персонаж. Чудо - дерево

б) Упражнения для тренировки отдельных групп мышц мимика.

в) Упражнения для выражений эмоций. (веселое дерево, плакучее дерево, больное, мечтательное дерево и т.д.)

г) Упражнения – медитации.

д.) Упражнения для отработки жестов, положительных и отрицательных черт характера.

е.) Упражнения выражения внимания, интереса, сосредоточения.

В этюде еще не ставится задача создать типические характеры, перевоплотиться в образ. Дети действуют от своего имени в хорошо знакомых им, как правило, жизненных обстоятельствах.

Для ребенка - актера этюд — это воплощенные в действиях своих жизненных наблюдений, которые постоянно обогащаются и совершенствуются творчеством ребенка, как художника.

Этюд закрепляет первоначальные навыки работы ребенка -  актера над собой и подводит к следующему большому разделу программы, к работе над пьесой персонажем,  ролью.

Упражнения-медитации

Я  Чудо-дерево.

Я – Высокое ветвистое дерево. У меня толстый прочный ствол и я прочно держусь за землю моими крепкими корнями. Мои ветки тянутся к солнышку. Я люблю тепло, и когда ко мне прилетают птицы и поют мне веселые песни,  я очень радуюсь. Когда поднимается ветер,  мои ветви медленно качаются. Подо мной можно спрятаться от солнца и дождя. Любое живое существо может найти у меня дом и приют. На мне растут мои детки  - плоды я их очень люблю, даже если они не такие как все остальные.

Я -  коварный паук (Муха - Цокотуха)

Я – Большой и страшный, и поэтому со мной никто не хочет играть. Все меня боятся, и не приглашают к себе на день рождение. Но меня никто не любит, я все время один. И поэтому я сердит на всех, и обижаю тех, у кого много друзей. От того я, наверное, стал страшно не привлекательный. А я очень хочу быть со всеми вместе.

Упражнение для тренировки отдельных групп мышц

Воробушек клюнул таракана. («Тараканище»)

Я - маленький шустрый воробей. У меня красивые коричневые, крепкие и блестящие крылья, я люблю громко чирикать и прыгать. Взмахиваю своими крылышками, отталкиваюсь от земли и взлетаю высоко на дерево, на самую его вершину. Вдруг я вижу внизу маленького рыжего таракана, который без боязни ходит по дорожке. Мне очень хочется скушать его. Я слетаю с дерева и сажусь на землю около таракана, клюю его своим сильным клювом и кушаю. Очень вкусный.

Доктор лечит несчастных заболевших зверей («Айболит»)

Я – Очень добрый доктор. Очень люблю всем помогать, а особенно тем, кто болен. Когда ко мне приходит больной, я измеряю у него температуру, смотрю горлышко. Укладываю на кроватку, даю сладкое лекарство. Я очень устаю от своей работы, но ничего не могу поделать, мне очень жалко больных. А еще что – бы быть всегда здоровым, я рекомендую всем делать по утрам зарядку, посмотрите как это делаю я.

Упражнение для выражения эмоций.

 Мальчик не хочет умываться. («Мойдодыр»)

Мальчик грязнуля увидел, как за ним бегут тазики щетки мыло мочало он очень испугался и побежал по улице. На его лице страх и нежелание подчинится требованию помыться. Когда все таки его поймали и начали отмывать грязь он сидел в тазу и не хотел мыться, он кривил губы и тер глаза от шипучего мыла. Но зато когда он увидел себя чистым, в отражении зеркала ему понравилось, и он стал улыбаться.

Упражнение для отработки  жестов удовлетворения и радости положительных черт характера

Заинька – паинька («Путаница»)

Зайка любит что – бы все было по правилам. Он ходит от зверушке к зверушке и учит их как они должны говорить и чем им заниматься. Он боится, что если все перепутаются, то это ни чему хорошему не приведет.

Исходное положение: положение, стоя, одна нога перед другой, рука  в указывающем жесте, подбородок поднят.

Мимика: Заботливый взгляд. Серьезный настрой учителя.

Спокойная черепаха. («Черепаха»)

Черепаха лежит на дороге. Она отдыхает после обеда, у нее довольный сытый вид, она только-то съела вкусный листок салата, ей тепло и хорошо. И тут она чувствует, что на нее кто сел. Она недовольно хмурится и выглядывает из своего панциря, посмотреть на «нахалов». А они даже не замечают ее присутствия. Тогда она сердито хватает их за ноги.

Исходное положение: сидя на коленях сложившись в комочек. Руки над головой сомкнутые в кольцо, голова опущена.

Упражнение для выражения гнева.

Злой  - «Бармалей». (Айболит)

Злой ужасный дядька обижает маленьких детей. Он сердито рычит когда кто- то пытается ему помешать. Он запугивает всех своим пистолетом, и запирает всех в клетки. Дети очень напуганы.

Исходное положение: голова вытянута вперед, на лице зверский оскал, руки на поясе, одной рукой он все время угрожает пистолетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки воспитателей

Данные мероприятия направлены на развитие двигательной  и познавательной активности  дошкольников в   рамках работы по преемственности  с начальной школой....

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 3 Колпинского района Спб.

Методическая разработка воспитателя Колпинского района с конспектом интегрированного мероприятия на тему "Прощание с осенью"....

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 3 Колпинского района Спб.

Методическая разработка воспитателя Колпинского района с конспектом интегрированного мероприятия на тему "Прощание с осенью"....

Методическая разработка воспитателя детского сада Богдановой Ольги Вячеславовны по теме "Санкт-Петербург- наш любимый город"

Актуальность нравственно-патриотического воспитания у дошкольников,воспитание любви кРодине,к городу где родился и живёшь....